Татьяна Чернцова
Методическая разработка системы непрерывных наблюдений за природным объектом — одуванчиком
▼ Скачать + Заказать документы
Павлово
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
системы непрерывных наблюдений за природным объектом (одуванчик)
Чернцовой Татьяны Владимировны.
Воспитатель ГКОУ «Таремский детский дом»
Цель:
Формирование начал экологической культуры дошкольников, экологически грамотного поведения в природе.
Развитие любознательности, познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности.
Средства:
живые объекты – одуванчики, мать-и-мачеха;
Способы:
художественное слово
рассматривание
Публикация «Методическая разработка системы непрерывных наблюдений за природным объектом — одуванчиком» размещена в разделах
- Одуванчик. Все про одуванчики для детей
- Одуванчики. Прогулки, наблюдения
- Прогулка. Наблюдение за цветами
- Темочки
вопросы к детям
обобщения
игры
Наблюдение 1. «Там и тут, там и тут одуванчики цветут…»
Цель: формировать у детей внимательное отношение к окружающему миру; уточнить их представления о внешних особенностях одуванчика (ярко золотисто - желтые цветы, растут на открытых, хорошо освещаемых местах) ; воспитывать интерес к первым весенним цветам.
Воспитатель: Ребята, я сегодня по дороге на работу увидела в траве яркие огоньки. Вы хотите узнать, что за огоньки я видела? (ответы) Чтобы узнать, вы должны отгадать загадку.
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (одуванчик)
Воспитатель: Про что эта загадка? Как ты догадался? Какие слова помогли вам отгадать загадку? Ребята, посмотрите, как красиво преобразилась наша прогулочная площадка - на фоне зеленых листьев раскрылись яркие желтые цветы одуванчиков. Какие они красивые! На что похожи одуванчики?
Наблюдение 2.«Рассматривание одуванчика».
Цель: познакомить детей со строением цветка, учить выделять и называть основные части: корень, стебель, листья, соцветие; их особенности.
Выйдя на улицу, рассматриваем с детьми одуванчик.
Воспитатель: Как называется этот цветок? Правда же, одуванчики очень похожи на маленькие солнышки! Это дикий цветок. А дикий он потому, что за ним никто не ухаживает. Поднимаясь к вышине, он растёт в густой траве.
Посмотрите, ребята, из каких частей состоит одуванчик?
Покажите, где у него листочки, стебель, цветок, корешки. Какого цвета его листья и стебель? Какого цвета у него цветки? Где растет цветок? Как ты думаешь, почему одуванчик получил такое название? (ответы детей)
Наблюдение 3.«Сравнение цветов одуванчика и мать - и - мачехи».
Цель: расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида одуванчика; учить детей находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев. Развивать наблюдательность, умение обобщать, делать выводы.
Рассказ воспитателя: Ранней весной — еще снег вокруг лежит — появляются на проталинах первые желтые цветочки мать-и-мачехи. Показать детям этот цветок поближе, пусть они внимательно рассмотрят его и запомнят. Обратить внимание на стебель.
Примерно через месяц появляются другие желтые цветы — более высокие, крупные и стебель у них совсем не похож на стебель мать-и-мачехи. Это одуванчик. Объяснить детям, в чем разница между этими цветками. У одуванчика к тому же красивые резные листья.
Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики — они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот.
И только после этого, как отцветут цветы, появятся крупные темно-зелёные листья. Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя, покрыта белым пухом - мягкая и теплая, как бархат. Вот почему и назвали это растение мать - и –мачеха.
О мать-и-мачехи говорят:
И матушка родная, и мачеха злая
Бок о бок живут — через стеночку.
Что есть у мать-и-мачехи? (У мать-и-мачехи есть стебель, лист и цветок)
(Ответы детей сопровождаются показом.)
Скажите, на какой цветок похожа мать – и – мачеха? (На цветы одуванчика)
И у того и у другого растения желтые цветки. И одуванчик и мать-и-мачеха «живые», у них есть корень, который растет в земле, которым они пьют воду и питаются.
Но есть у них и отличия -Какой стебель у одуванчика? (У одуванчика стебель хрупкий, легко ломается) У одуванчика стебель гладкий, прямой, А внутри пустой – похож на трубочку. А у мать – и – мачехи стебель опущенный, побеги покрыты чешуйками.
Загадки про мать – и - мачеху
На откосе, на лугу,
Босиком на снегу,
Первые цветочки —
Желтые глазочки.
Жёлтый глаз из-под земли
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать?
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми.
Загадки об одуванчике
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок —
Остался стебелек.
Над лугом парашютики
Качаются на прутике.
Наблюдение 4.«Зачем одуванчик меняет свое платьице?
Цель: расширять и уточнять знания детей об одуванчике, уточнить представления детей о том, как одуванчик размножается, познакомить с семенами одуванчика, развивать слуховое восприятие
(Воспитатель показывает одуванчик, на котором вместо жёлтых лепестков уже созревшие семена – белые пушинки.) А вот этот цветок совсем не жёлтый. Дети, как вы думаете, это одуванчик?
Читает стихотворение :
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик
Подрастёт- нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое,воздушное.
Ветерком послушное.
Воспитатель: Это тоже одуванчик. Но у него вместо красивого желтого цветочка появились белые пушинки – семена. Ветер дунет неосторожно – облетит одуванчик мой. Подуйте как ветерок – пусть летят пушинки далеко, далеко.
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»
Наблюдение 5.«Одуванчик – «солнечная аптека».
Цель: рассказать детям о том, что одуванчик – лекарственное растение; познакомить детей с понятием «лекарственные растения» : познакомить детей какие части одуванчика и как используются в медицине, развивать любознательность.
Воспитатель: Как вы думаете, какую пользу приносит одуванчик? Для кого он «полезен»? (дети рассуждают)
Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.
А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье.
И не только для людей одуванчики приносят пользу. Давай посмотрим, кто из насекомых приходит в гости к одуванчикам? (воспользоваться лупой). К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Игра «Собери нектар» (физическая культура).
Превратить с помощью волшебных слов ребенка в пчелу:
Два разочка покружись
И в пчелу ты превратись.
Пчела бегает по площадки и собирает нектар с цветков (воображаемые или природный материал – камушки,веточки и др., затем приносит их в улей (например, в ведерко в установленном месте).
Наблюдение 6.«Не губи одуванчик…»
Цель: расширить и уточнить знания об одуванчике; способствовать развитию бережного отношения к живой природе; воспитывать эмоциональный отклик на красоту живого цветка.
Воспитатель: На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту. Об этом рассказывается в стихотворении «Цветок».
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день постоял и завял.
А сколько бы он на лугу постоял.
(В. Викторов)
Давай не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.
Лучше давай нарисуем одуванчики. Такие цветы никогда не завянут. (Дети рисуют одуванчик на асфальте цветными мелками)