Алевтина Орлова
Конспект и проведение игровой деятельности в первой половине дня в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ДНЯ
Режимные процессы Виды и название игр и упражнений Воспитательно-образовательные задачи Методы и приемы организации игры
Методика руководства в процессе игры
Прием Д/и
«Картинки-загадки» Учить детей выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.
Публикация «Конспект и проведение игровой деятельности в первой половине дня в старшей группе» размещена в разделах
Ребята, вы хотите поиграть в такую интересную игру под названием «Картинки-загадки». Да! Смотрите, что у меня есть – это мешочек, а в нем карточки с изображением различных предметов.
Правила такие, сначала я буду ведущим, достаю из мешочка одну из карточек и начинаю описывать то, что на ней изображено. А вы предлагаете свои варианты ответов. Следующим ведущим становится тот, кто первым ответил правильно.
Слушайте внимательно описание картинки, которое говорит ведущий, запоминайте, что говорят другие ребята, не повторяйтесь, подумайте хорошо, что же это может быть?
До занятия Малоподвижная игра «Найди и промолчи» Развивать внимание, активность детей, развивать ОВД – приседания. Чтобы было веселее я придумала вам новую игру, называется «Найди и промолчи» Поиграем? Да, поиграем! Сейчас расскажу вам правила. Смотрите, у меня в руках одна из наших игрушек, слоник Митя. Вы сейчас все садитесь на лицом к стене, а я быстро прячет игрушку. Кто первым найдет игрушку, не должен показывать на нее пальцем и говорить вслух, где она спрятана. По команде «Ищем» дети встают, спокойно ходят и ищут. Кто нашел первым — подходит ко мне и говорит так, чтобы остальные не услышали. Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей не найдут игрушку. Отмечается самый внимательный и находчивый игрок, который первым нашел игрушку. Он и прячет ее следующим. Игра повторяется 2 раза. Обязательно выполняйте правила игры! Не подглядывать, не кричать, когда увидишь игрушку, не бежать к ней, иначе для всех остальных игра закончится. Тот, кто нарушает правила – выбывает из игры.
Д/и «Закончи предложение» Развивать мышление, развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.
Ребята, у меня для вас есть игра «Закончи предложение». Как вы думаете, что в ней нужно делать? Правильно, досказать начатое предложение. Может сыграем в неё? Сыграем! Мама положила хлеб…куда? (В хлебницу)
Брат насыпал сахар…куда? (В сахарницу)
Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (В салатницу)
Папа принес конфеты и положил их…куда? (В конфетницу)
Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)
Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)
Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собак)
Слежу за ответами ребят, в необходимых пределах подсказываю, стараюсь задействовать не только самых активных, но и детей, которые испытывают трудности в построении предложений.
Между занятиями Д/и «Предлоги» Закрепить навыки использования предлогов в речи Так, ребята. Посмотрите, что у меня в руках? Правильно, это тарелка и кубик. Но это не простая тарелка. Она разделена на секторы, а в каждом написаны предлоги:
«на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. А теперь, правила игры! Алена, давай ты покажешь. Нужно бросить кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. Значит с именно этого предлога нужно придумать предложение. Что у тебя выпало? «К»? Попробуй, начни предложение? Сейчас все по очереди попробуем!
Активно участвую в игре, помогаю при возникновении трудностей, объясняю непонятные моменты, привожу примеры, как можно было бы сказать.
Подготовка к прогулке, прогулка Игра-соревнование «Кто быстрее оденется»
Закрепить умение быстро, правильно и самостоятельно одеваться, продолжать учить детей помогать друг другу,
совершенствовать навык отгадывания загадок Мы собираемся на прогулку. У нас игра-эстафета из трех частей! Первая часть : кто быстрее и правильнее отгадает загадки. Вторая часть: кто быстрее и правильнее всех оденется на прогулку. Третья часть: кто из ребят больше всех поможет остальным собраться.
По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел. (Брюки) Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят. (Варежки) А варежки для ног? Носки! Не галстук он, не воротник. А шею обнимать привык. Он помогает нам всегда, когда приходят холода. (шарф) Я как зонт — не промокаю, от дождя вас защищаю, и от ветра вас укрою, ну, так что же я такое? (плащ) Скажите, как одним словом можно назвать все эти предметы? (одежда) Смотрю за выполнением правил игры-соревнования. Не забываем, что одеваемся правильно, последовательно, не мешаемся и не отвлекаем друг друга без повода, ничего не забываем надеть. Прошу Алену помочь Феде, т. к. он слишком медленно одевается.
Прогулка П/и «Гуси-лебеди» Развивать ловкость, внимание, ОВД - бег. Я думаю, чтобы на нашей прогулке всем было весело, поиграем в игру «Гуси-лебеди»? Да! На одной стороне площадки у нас будет дом, в котором находятся «гуси». На противоположной стороне стоит «пастух». С боку площадки находится логово «волка». Все остальное место — луг. С помощью считалочки мы сейчас выберем «волка» и «пастуха», остальные дети будут «гуси».
Над—горою—солнце—встало, С неба—яблоко—упало, По—лазоре—вым—лугам Пока—тилось—прямо—к нам! Пока—тилось—пока—тилось,
В речку—с мос—тика—свалилось, Кто—увидел—не—дремли,
По—скорей—его—лови! Кто—поймал—тот моло—дец, Ведь—счита—лочке—конец!
Так, волк у нас Катя, а Оля у нас пастух и выгоняет «гусей» на «луг», погулять и побегать.
Пастух: Гуси, гуси!
Гуси (хором) : Га — га — га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси (хором) : Да, да, да!
Пастух: Так летите же сюда!
Гуси (хором) : Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой.
Пастух: Так летите, как хотите, только крылья берегите.
«Гуси» бегут домой через логово «волка», а «волк» выбегает из логова и старается поймать «гусей». Отмечаются «гуси», которые убежали от «волка» и благополучно вернулись домой. Игра продолжается с другим «пастухом» и «волком». Внимательно следим за соблюдением правил и техникой безопасности.
П/и «Перелет птиц» Развивать внимание, формировать физический навык быстро бегать
А сейчас мы поиграем в перелетных птиц! Правила такие, вы все будете птичками, а скамеечка веранды и лесенка на площадке – это деревья. Когда я кричу «Птицы улетают!» вы все, махая руками, как крыльями, разбегаетесь по всей площадке. Но как только я кричу: «Буря!» то бежите и прячетесь на деревьях. Когда я скажу: «Буря прекратилась!», то вы спускаетесь, («птицы» продолжают свои «полет»). Во время игры я в обязательном порядке осуществляю страховку детей, особенно при спуске. Внимательно слежу за игрой и выполнением правил.
Мп/и «Вершки-корешки» Развивать внимание, речь, мышление, словарный запас. Сейчас мы поиграем в занимательную игру «Вершки-корешки». Что у нас называется вершками? А корешками? Молодцы. А теперь правила: все становимся вкруг вокруг меня, у меня в руках большой мячик. Я бросаю мяч, называя вершки или корешки, например:
Баклажаны.
Катя: Вершки (ловит мяч и бросает обратно) .
Редька.
Олег: Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .
Морковь.
Света: Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .
Капуста.
Сережа: Вершки (ловит мяч и бросает обратно) .
Картофель.
Алена: Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .
Клубника.
Федор: Вершки (ловит мяч и бросает обратно) .
Чеснок.
Саша: Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .
Огурцы.
Настя: Вершки (ловит мяч и бросает обратно) и т. д. Помогаю детям, если определение вызывает у них затруднения, задаю наводящие вопросы, советуемся с остальными детьми.
П/и «Колдун» Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать внимание, Овд-бег. Ребята, поиграем в колдуна? Для этого нам его нужно выбрать. Кто знает новую считалочку, которую еще никто не слышал? Саша? Считай.
Сива—ива,
Дуба—клён,
Шуга—юга,
Вышел—вон!
С помощью считалочки мы выбрали «колдуна», Игорь, ты встаешь в центр круга, построенный остальными ребятами. Ребята идут по кругу со словами:
Мы веселые ребята,
Любим прыгать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать!
Все дети разбегаются. Тот, до кого «колдун» дотронулся, считается заколдованным. Ребенок, которого заколдовали, встает на месте, ноги на ширине плеч. Другие дети могут его расколдовать, если проползут на четвереньках между ног заколдованного. Заколдованные дети не имеют право вставать близко к стене. Игра продолжается со сменой «колдуна» 3 раза. Слежу за выполнением правил, активно участвую, подбадриваю детей.
Подготовка ко сну Игра
«Три тишины» Воспитывать выдержку,
умение сосредоточиваться, внимание, познавательные способности ребенка;
Создавать эмоциональный настрой к последующему засыпанию Ребята, я вам расскажу про игру «Три тишины». Правила такой игры перед сном очень и очень просты. Нужно создать абсолютную тишину, а после прислушаться, что происходит вокруг и какие звуки нас окружают. Вот сейчас тихо-тихо-тихо все слушаем с закрытыми глазками. Слышите, как проехала машина за окном? А это жужжит муха. Сережа, а ты что слышишь? Сейчас все шепотом по очереди расскажут, какие звуки они услышали в тишине. Создаю эмоционально подходящую для сна атмосферу, успокаиваю детей, концентрирую их на положительных и спокойных ощущениях.
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ДНЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Виды игр: Сюжетно - ролевая игра.
Название: «Путешествие на северный полюс»
Задачи:
Продолжать формировать умения детей творчески развивать сюжет игры. Побуждать более широко использовать в игре знания об окружающей жизни.
Развивать конструктивные умения детей при постройках необходимых атрибутов.
Совместными усилиями определить содержание игры. Обсудить характеристики людей, которых играющие будут изображать.
Обращать внимание на усвоение детьми умения согласовывать замыслы, слушать партнера и учитывать его позицию.
Закреплять и обобщать знания детей о труде моряков, летчиков, водителей, ветеринаров и т. д. Воспитание уважительного отношения к труду.
Роль воспитателя:
Перенести смысловой акцент игры на смену ролей ребенка, на изменение характера своих переживаний и отношений к другим персонажам игры. Ориентировать ребенка на своеобразие каждой роли, которую он берет в игре; на изменение ролевых отношений.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя о труде моряков, рыбаков, научных исследователей
Рассматривание энциклопедий, посвященных географическим открытиям, природе севера, животным северных стран
Продуктивная деятельность : придумывание и изготовление названия ледокола.
Обучение игровым диалогам : «Капитан-штурман», «Капитан-радист», «Путешественник-эколог» др.
Игровые действия : постройка транспорта, составление маршрута путешествия.
Материал и оборудование:
Географические и контурные карты мира
Изображение животных, игрушки животных
Материал для построек корабля (стулья, штурвал)
Приборы: компас, фонарик, бинокль, штурвал, фотоаппарат, наушники, рация, руль
Бескозырки, матросские воротники, пилотки, бейсболки
Различный бросовый материал для предметов заместителей
Термос и кружки (для каждого ребенка)
Шарфики
Роли:
Капитан корабля
Матросы
Радист
Путешественники
Фотограф
Журналист
Штурман
Кок (повар)
Методы и приемы, связанные с обогащением знаний Методы, связанные с конструированием и изготовлением атрибутов Методы руководства действиями и взаимоотношениями
Ребята смотрите, нам в группу пришло письмо, кто же это нам его послал? Давайте усядемся по удобнее и почитаем.
Здравствуйте, дорогие дети!
Я живу совсем один и мне очень грустно.
Не могли бы вы приехать ко мне на Северный полюс в гости. Я был бы очень рад вас видеть.
Медведь.
Ребята, как вы думаете, отправимся в путешествие? (Да) Правильно, ведь нельзя отказать белому медведю, который нас пригласил в гости.
Только не знаю, на чем отправимся? (предложения детей). А давайте на корабле!
А из чего можно сделать корабль? (из стульев)
А что надо взять с собой в дорогу? (ответы детей) Правильно, на Северном полюсе очень холодно и нам надо подготовиться.
Смотрите, у нас с вами есть и шапочки и шарфики, чтобы не замерзнуть. Одевайтесь. А теперь давай те построим наш корабль.
Ребята, как вы думайте, кто ведет корабль?
Кто следит за маршрутом?
Какой должен быть капитан? Правильно сильным, ответственным, внимательным.
Ребята, а разрешите мне предложить, кто у нас будет капитан? (Да)
(Саша будет капитаном)
А остальных членов экипажа выбирает сам капитан. Кто еще есть на корабле? (Штурман, матросы, пассажиры, доктор, кок и т. д)
Есть ли на корабле кухня? Как она называется?
Есть на корабле врач?
Какие еще есть помещения на корабле?
Ребята, наши стулья будут каютами. Когда корабль отплыл от берега, можно спокойно выходить из каюты и гулять по кораблю, заходить в камбуз (на кухню, сходить в парикмахеру, к доктору, в библиотеку. Но по сигналу капитана пассажиры возвращаются в каюты.
Ой, ребята смотрите, уже видны белые льдины, а медведя нигде не видно. (Воспитатель тянет за веревочку и достает письмо.)
Ребята, извините, я вас ждал, ждал и не дождался, очень хотел есть. Приезжайте в следующий раз.
Но для вас я приготовил задания и маленький сюрприз.
• Назовите обитателей Севера?
• Сосчитайте и соотнесите с цифрой белых медвежат.
Ребята, вы, наверное, тоже проголодались, а не попить нам горячего чая из нашего термоса. Доставайте свои кружки, будем пить чай.
Ой, смотрите, а что это? Это же сюрприз от белого медведя! Коробка конфет «Белый мишка»! Как раз к нашему горячему чаю.
А теперь возвращаемся домой, а по пути путешествия можно: почитать книги, пообедать в кубрике, или сходить к врачу. Выбирай те сами.