Ольга Боровых
Методическая работа. Монография «Практикум по наблюдению и наблюдательности»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая работа. Монография
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Компас» г. Перми
Практическая работа
По предмету «монография»
Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности
Педагог-психолог МАДОУ «Компас» г. Перми
Боровых Ольга Олеговна
Содержание
Введение…. 3
1. Глава 1. Наблюдение в психологии …. 4
1.1. Роль, характеристика, цели наблюдения в психологии …. 4
2. Комментарии …. 8
Заключение …. 10
Список литературы….. 11
Темочки:
Введение
Автором написана монография на главу книги Регуш Л. А. «Практикум по наблюдению и наблюдательности».
Регуш Людмила Александровна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и образования РГПУ им. А. И. Герцена, председатель Учебно-методического совета по базовой психологической подготовке педагогических вузов России, заслуженный работник высшей школы РФ, почетный профессор РГПУ им. А. И. Герцена. Является создателем и научным редактором более 150 научных публикаций
Автором рассмотрено второе, переработанное и дополненное, издание книги (предыдущее вышло в 2001 г.) посвящено одному из древнейших способов познания людьми друг друга – наблюдению. Возрождение интереса к нему связано с развитием практической психологии, успехи которой часто определяются тем, насколько специалист-практик владеет техниками наблюдения и в какой мере развито его профессионально важное качество – наблюдательность.
Книга адресована специалистам, работающим в системе "человек-человек". Это прекрасное учебное пособие для тех, кто осваивает профессии психолога, консультанта, психотерапевта, педагога, врача, следователя, менеджера.
Глава 1. Наблюдение в психологии
1.1. Роль, характеристика, цели наблюдения в психологии
В этой главе речь идет о наблюдении как методе психологического исследования. Такое пояснение необходимо в связи с тем, что наблюдение не только метод исследования, но и один из видов восприятия. Можно вести клиническое наблюдение больного, вести следственное наблюдение или наблюдать за развитием ребенка, но при этом не проводить исследования.
Как метод психологического исследования наблюдение призвано выявить новые факты, явления, претендуя на их достоверность, объективность.
Можно предположить, что наблюдение с целью познания людьми друг друга возникло с появлением человека. Постепенно с развитием языка люди научились передавать в слове результаты своих наблюдений, где четко давалась характеристика человеческой сущности. В пословицах, поговорках фиксировались характеристики разных типов людей. Дело это не было праздным, поскольку подобные знания оказывались чрезвычайно важны для устройства общества, распределения ролей, развития взаимоотношений, а иногда – для сохранения жизни. Вчитайтесь в пословицы, и вы поймете, сколь наблюдательны были наши предки : "Простота хуже воровства", "Встречают по одежке, провожают по уму", "Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет", "Несчастен тот, кто не в силах перенести несчастье", "Только больная душа может быть глуха к чужой беде", "Не советуй угодное, советуй лучшее" и т. д.
К донаучному периоду развития психологии относится использование людьми наблюдения для передачи из поколения к поколение способов и приемов деятельности. "Смотри и делай, как я!" Если перевести этот призыв на язык психологии, то нужно вначале внимательно наблюдать, при этом запоминая содержание и последовательность действий, затем сохранить их в памяти, а когда показ закончится, воспроизвести.
Несмотря на развитие различных методов психологии, наблюдение не потеряло своего значения, поскольку в психологии есть задачи, которые лучше всего решаются с помощью наблюдения, а некоторые – только благодаря наблюдению. Так были изучены застенчивость, честность, тревожность, саморегуляция, эмпатия, ответственность, общительность, страх, стыд и другие психические явления. Возникновению таких понятий, как "авторитарная личность", "успешный лидер", "стиль общения" и других, как правило, предшествовали многочисленные наблюдения за поведением людей.
Наблюдение является едва ли не единственным методом изучения психики детей в младенческом и раннем преддошкольном детстве. Именно результаты наблюдения позволили дать некоторые нормативные характеристики психического развития в этот период: движений и действий, моторной речи, средств общения и др.
Из данных, полученных Б. В. Зейгарник, видно, что именно через наблюдение удается дать обобщенную характеристику особенностей поведения детей, имеющих разные типы нарушения интеллектуальной деятельности, при выполнении ими тестов.
Если проанализировать процесс создания опросников, анкет, то обнаружится, что одним из первых этапов при их разработке было наблюдение.
Регуш Л. А. особо выделяет вопрос о роли наблюдения в работе психологов-практиков. Наблюдение выполняет две функции: способствует совершенствованию профессиональных качеств психолога и служит внешним критерием по отношению к другим исследовательским процедурам. Кроме того, наблюдение является одним из обязательных методов в структуре клинических, амбулаторных обследований.
С помощью наблюдения решаются практические задачи при переговорах, разрешении конфликтов. Наблюдение помогает понять мотивы конфликта, которые скрыты и не осознаются конфликтующими сторонами. Наблюдение за голосом (например, в службах доверия) позволяет отличить истинную информацию от ложной, оценить степень остроты ситуации, срочность помощи и т. д.
Таким образом, наблюдение как способ познания людей имеет историю, начало которой относится к донаучной психологии.
Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие психической жизни человека. Известно, что содержание психической жизни составляют познавательные процессы, эмоции, воля, система отношений, что каждая из этих сторон психики обусловлена присущими человеку индивидуальными особенностями его способностей, характера, темперамента и др. Вопрос состоит в том, за чем надо наблюдать, чтобы увидеть (услышать) ту или иную сторону психики человека. Ответ на него оказался довольно сложным и имеет свою историю.
Был период, когда люди отождествляли внешние проявления человека с его психической жизнью.
Далеко не всегда строение губ соответствует приписываемым особенностям эмоций, строение головы – качествам ума, строение тела – чертам характера и т. п.
Однако собранный путем наблюдения материал о связи психики и внешне наблюдаемого поведения оказался шагом вперед в развитии метода наблюдения. Прежде всего удалось описать, выделить те внешние признаки, за которыми можно наблюдать и которые являются выразителями психической жизни человека. Самый общий из них – поведение человека.
К основным признакам поведения, которые являются выразителями психической жизни относятся:
• движения туловища: поза, осанка, походка;
• движения руки: движение, жест, действие;
• выразительные движения лица: мимика, физиогномическая маска;
• автоконтакты различных частей тела (рук, рук и головы, рук и предметов, рук и ног, рук и туловища и т. д.);
• положение тела по отношению к собственной оси и по отношению к различным объектам (повороты, наклоны, изгибы и т. п.).
Другим внешним проявлением психической жизни человека являются речь и голос. Объектом наблюдения при этом могут быть следующие особенности речи: содержание, темп, ритм, интонации, паузы, скорость, экспрессия, характер голосовых реакций (крик, вопль, стон, визг и т. п.); характеристики голоса (скрипучий, мягкий, колючий, высокий-низкий, молодой-старческий, звонкий– глухой и т. п.).
У человека, включенного в деятельность, объектом наблюдения может стать система движений и действий с присущими им характеристиками: скорость, темп, координация, последовательность, точность, правильность, автоматизм, уверенность и др.
Внешним выразителем психической жизни человека является его внешность (внешний облик). Через одежду, обувь, косметику, украшения, состояние кожи, волос, прическу можно многое узнать о человеке, его позиции, ценностях, ожиданиях, самооценке, отношении к себе и т. п.
Цель помогает из естественного жизненного пространства и времени выбрать то, что необходимо увидеть, например, при наблюдении за игрой ребенка могут быть поставлены различные цели: изучить инициативу – отсутствие инициативы, или эмоции, проявляющиеся в игре, или те предметные и социальные действия, которые использует ребенок, или особенности взаимоотношений с другими детьми и т. д.
Какой бы характер ни имели ситуации наблюдения (вариативный или повторяющийся, основное, общее требование к ним состоит в том, что они должны быть естественными для наблюдаемого человека, он должен жить своей обычной жизнью (участие в уроке, выполняемая работа, самостоятельные занятия, выбор книги, общение со сверстниками, выполнение семейных обязанностей и т. п.). Изучение естественного поведения является одним из достоинств наблюдения.
Комментарии
Мною была проанализирована глава «Наблюдение в психологии» книга Л. А. Регуш «Наблюдение в практической психологии». Метод наблюдения является одним из основных в деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения. Наблюдения за детьми и взрослыми в разных видах деятельности (игра, занятие, прогулка, утренник, тихий час) помогают педагогу-психологу определить причину того или иного поведении ребенка (кусает, ломает постройки, игрушки, не спит). Только через наблюдения за тем, как выстраивает отношения с ребенком воспитатель, как общается ребенок со сверстниками, какие предпочитает виды деятельности и пр., педагог-психолог может дать точные рекомендации воспитателям, родителям, скорректировать их поведение, тем самым, корректируя эмоциональное состояние и поведение воспитанника. Для того, чтобы отследить динамику развития ребенка и убедиться в правильности подхода к конкретной проблеме, на мой взгляд, необходимо продолжать наблюдения.
Метод наблюдения, по моему мнению, применим во всех видах деятельности практикующего педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения:
-адаптация ребенка при поступлении в учреждение впервые или после длительного перерыва;
-диагностика воспитанников младшего, среднего и старшего возраста по обращению взрослых;
-психолого-педагогическое обследование детей о готовности к школе или при направление на психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк);
-при индивидуальной и групповой коррекционной деятельности.
Работа расширила познания в данной области, заинтересовала историческими фактами в развитии наблюдения, как метода, утвердила понимание и правильность применения метода наблюдения в практике.
В главе затронута тема самонаблюдения. На мой взгляд, самонаблюдение для практикующего педагога-психолога играет большую роль и является важным качеством для личностного и профессионального развития.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что анализируемая глава является полезной и нужной для многих профессий, непосредственно связанных с личностью.
Заключение
В настоящее время Психологи все чаще обращаются к наблюдению как способу познания психики людей. Был период (1960-1980-е гг., когда наблюдение практически не использовалось в психологических исследованиях. Основное место занимали методы, обеспечивающие массовый сбор данных и возможность их стандартизированной оценки. В некоторых учебниках того времени наблюдение характеризовалось даже как вспомогательный метод, хотя в действительности все методы психологии можно рассматривать как производные от наблюдения. Однако в 1920-1930-е гг. о наблюдении были написаны книги, а многие психологические открытия тех лет сделаны на основе наблюдения (Ш. Бюллер, В. Штерн, А. А. Люблинская, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже и др.). Вероятно, приоритет того или иного метода в психологии связан с теми задачами, которые она призвана решать в определенный исторический период. Сейчас, когда активно развивается практическая психология, которая обращена к конкретному человеку, к его проблемам, нуждам, которая не может обойтись без познания его уникальности и неповторимости, началось возрождение метода наблюдения.
Л. А. Регуш выделяет наблюдательность как одно из профессионально важных качеств людей, работающих в системе "человек-человек". Во многих профессиях важен не только результат проявления наблюдательности, но и то, что она становится основанием для интуиции и предвидения. На это указывает Э. Фромм: "Интуиция тесно связана со способностью предсказывать будущее. Предсказание развития событий в будущем основывается на наблюдениях над направлением и интенсивностью сил, действующих в настоящем. Всякое глубокое знание, знание не поверхностных, видимых, а глубинных движущих сил, позволяет предсказывать будущее" (41, с. 198).
В работе установлена связь между развитием наблюдательности и способностью прогнозировать педагогические явления.
Поскольку наблюдение является основой для развития наблюдательности, в книге они рассматриваются в единстве.
Список литературы
1. Регуш Л. А. Практикум по и наблюдению и наблюдательности/Л. А. Регуш. -Спб. :Питер, 2008.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.e-reading.club/bookreader.php/131678/Praktikum_po_nablyudeniyu_i_nablyudatel'nosti.pdf