Юлиана Кожурова Гаврильевна
Требования к содержанию и уровню математической подготовки детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая папка на тему: «Требования к содержанию и уровню математической подготовки детей дошкольного возраста»
Содержание :
3. Требования к содержанию и уровню математической подготовки детей дошкольного возраста.
1. Понятие преемственности в математическом развитии детей ДОУ и школы.
2. Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе.
2
Публикация «Требования к содержанию и уровню математической подготовки детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Требования к содержанию и уровню математической подготовки детей дошкольного возраста
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Математика является универсальным методом познании окружающего и предметного мира и ее роль в современной науке постоянно возрастет. Изменение концептуальных подходов к определению содержания и выбору методик обучения математике в школе, широкое использование современных образовательных технологий обусловило и требования к математической подготовке детей дошкольного возраста.
Сегодня «Математика – это больше, чем наука, это – язык». Математика является универсальным и мощным методом познания. Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, общению, способность мыслить анализировать, критиковать. Упражнение математике способствует приобретению рациональных качеств мысли и ее выражение: порядок, точность, ясность, сжатость: требует выражение интуиции.
3
После принятия ФГОС ДО, основополагающего документа, регламентирующего деятельность дошкольных образовательных организаций, наступил достаточно сложный период. В первую очередь в сложной ситуации оказались воспитатели, которые должны реализовать положения Стандарта и перестроить образовательный процесс в соответствии с целями, задачами, обозначенными в качестве приоритетных в данном документе.
Область «Познавательное развитие» Элементарные математические представления
- предполагает развитие интересов и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания:
- развития воображения и творческой активности:
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объект окружающего мира
Программное содержание раздела «Формирование элементарных математических представлений» должно быть «вплетено» в образовательный процесс и реализовываться через привлекательные виды детской деятельности.
Система обучения в детском саду была построена таким образом, что каждое занятие строго регламентировано по времени, и по месту и по частоте. Дети привыкают воспринимать математику как занятие, которое бывает 1-2 раза в неделю.
Дошкольник всегда должен видеть и воспринимать применяемость своих знаний и умений значимой для него деятельности.
В качестве таковой могут выступать:
1. игра,
2. наблюдение,
3. детское экспериментирование, конструктивная деятельность любых видов,
4. художественно – изобразительная и музыкально – двигательная деятельность,
5. литературно – языковая деятельность, общение, физическая двигательная деятельность и разнообразная трудовая деятельность.
4
ЗАПОМНИТЕ!
Например: при знакомстве с геометрическими фигурами мы обращаем внимание на метрическую структуру каждой из них (наличие сторон, углов, вершин, объема и пр). Зная эти характерные особенности, ребенок сможет отличать геометрические фигуры, правильно их дифференцировать и обобщать по ключевым признакам. С этой целью мы можем предъявлять детям геометрические фигуры не в стандартном общепринятом виде, а со сдвигом оси.
Таким образом, и будут решаться приоритетные задачи непрерывного образования детей.
Вывод: таким образом, можно выделить следующие требования к математическому развитию детей : развитие познавательных интересов; интеллектуального развитие; развитие исследовательской деятельности ребенка; развитие умения анализировать; развитие умения устанавливать ассоциативные связи; развитие логического мышления, а именно умения устанавливать простейшие закономерности; формирование предпосылок учебной деятельности.
5
Понятие преемственности в математическом развитии детей ДОУ и школы
Создание единой системы воспитания и образования подрастающего поколения предусматривает неразрывную связь, логическую преемственность в работе всех звеньев этой системы, в данном случае в детском саду и школе.
Обучение дошкольников как начальное звено образования ориентируется на возможности детей этого возраста, а также на требования современного начального обучения. Оба эти условия определяют содержание, организационные формы, методы и средства обучения.
6
Дети учатся обозначать размеры предметов непосредственно сравнением, а также с помощью измерений условной мерой и линейкой, чертить отрезки определенной длины. Они знакомятся с многоугольниками и их элементами: сторонами, углами, вершинами, должны уметь свободно ориентироваться на листе бумаги, в тетради, книге, во времени и в окружающем пространстве.
Однако современную школу не удовлетворяет формальное усвоение этих знаний и умений. Дальнейшее обучение в школе обычно зависимо от качества усвоенных знаний, их осознанности, гибкости и прочности. Поэтому современная дошкольная дидактика направлена на отработку путей оптимизации обучения с целью повышения этих качеств. Выпускники дошкольных учреждений должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд).
Одно из главных требований начального обучения к математической подготовке заключается в дальнейшем развитии мышления дошкольников. Математика — это глубоко логическая наука. Введение ребенка даже в начальную элементарную математику абсолютно невозможно без достаточного уровня развития логического мышления.
Таким образом, достижение высокого уровня готовности детей к обучению в школе предусматривает усовершенствование прежде всего содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы в детском саду, в частности в обучении их математике.
7
Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе
Сформировать готовность к обучению в школе означает создать условия для успешного усвоения детьми учебной программы и нормального вхождения их в ученический коллектив. Одним из важных показателей специальной (математической)готовности является наличие у дошкольников определенных знаний, умений и навыков. Как показывает анализ педагогической работы, уровень усвоения этих знаний, умений и навыков зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей, а также от состояния учебно-воспитательного процесса в детском саду.
Для воспитателя подготовительной группы особое значение приобретает выявление этого уровня перед поступлением детей в школу. Этому способствуют индивидуальные беседы, дидактические игры и упражнения с детьми, выполнение ими специальных заданий и т. д. При этом следует ориентироваться на такие показатели:
• объем математических знаний и умений в соответствии с программой воспитания в детском саду;
• качество математических знаний : осознанность, прочность, запоминание, возможность использования их в самостоятельной деятельности;
• уровень умений и навыков учебной деятельности;
• степень развития познавательных интересов и способностей;
• особенности развития речи (усвоение математической терминологии);
• положительное отношение к школе и учебной деятельности в целом;
• уровень познавательной активности.
8
Уровень усвоения знаний определить легче, чем степень овладения приемами учебной деятельности, тем более степень сформированности познавательных интересов и способностей. В связи с этим, для выделения обще - учебных умений надо подбирать задания попарно: например, первое задание - угадай, расскажи, посчитай, покажи т. п., второе - сравни, объясни, докажи, расскажи и др. Второе задание для Детей сложнее, но именно его выполнение свидетельствует об уровне подготовленности ребенка к школе.
Изучать уровень готовности детей шести - семилетнего возраста к обучению в школе можно с помощью как группового, так и индивидуального обследования.
Важный показатель при обследовании— продуктивность внимания (по адаптированным корректурным таблицам, особенности умственного развития и учебной деятельности. Индивидуальное обследование дает возможность воспитателю создать представление об особенностях речи детей, общем уровне знаний и специальной математической подготовке.