Ирина Зенкина
Методическая неделя — одна из форм методической работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая работа занимает особое место в системе управления современным дошкольным образовательным учреждением. Она представляет собой целостную систему, направленную на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества эффективности учебно-воспитательного процесса.
Все формы методической работы направлены на выполнение конкретных задач ДОУ, сформулированных в Уставе, годовом плане; скорректированы с основными ее идеями и направлениями.
Цель методической работы– обеспечение качества образования,
Публикация «Методическая неделя — одна из форм методической работы в ДОУ» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом;
Задачи:
• Управление образовательным процессом (ведущая).
• Совершенствование педагогического мастерства.
• Развитие профессиональной компетентности педагогов.
• Формирование потребности педагогов в самообразовании.
• Организация работы с родителями.
Форма – это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.
Каким формам методической работы в системе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ отдать предпочтение? В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:
традиционные:
• работа в едином образовательном пространстве
• проблемные семинары
• семинары-практикумы
• дни открытых дверей
• творческие микрогруппы
• наставничество
• эстафеты педагогического мастерства
• педагогические советы
• повышение квалификации
инновационные:
• «копилка» педагогического мастерства
• мастер-классы
• проектная деятельность
• создание банка инновационных идей
• творческие конкурсы
• круглый стол
• творческий час
• педагогический ринг
• выставка-ярмарка пед. идей
Они играют важную роль в повышении педагогической и психологической компетентности педагогов совершенствовании их профессионального мастерства. Сегодня необходимы новые подходы к организации методической работы в ДОУ.
Одна из форм которую мы применяем в методической работе в последние годы, - методическая неделя, основная цель которой – систематизировать знания педагогов по определенной теме, передача педагогического опыта, привлечение всех специалистов к работе по единой теме. Методическая неделя берет свое начало в опыте работы школы. В свою очередь, в Детском саду методическая неделя проводится 2-3 раза в год с целью активизации творческих инициатив и повышения педагогической и методической компетентности воспитателей Детского сада. Данная форма позволяет провести сразу несколько форм работы : семинар-практикум, педсовет, открытые мероприятия, взаимодействие с родителями и др.
Ее тематика должна быть связана с планированием и подведением итогов решения задач годового плана и Программы развития образовательного учреждения. В соответствии с темой методической недели подбирается ее содержание. При этом используется принцип тематического планирования разных форм работы с детьми, педагогами и родителями воспитанников. Так, например, в начале методической недели, в основном, используются тематические педагогические советы, проведение лекций-консультаций и теоретических занятий семинаров-практикумов, анкетирование педагогов и родителей, организация встреч с замечательными людьми, учеными и педагогами-практиками, много лет занимающимися проблемами воспитания и обучения детей и, в частности, теми проблемами, которым посвящена методическая неделя.
Когда у педагогов сформирована установка на расширение и углубление своих знаний, совершенствование практических навыков и умений, связанных с темой методической недели, переходят к проблемно-поисковому этапу работы. Обычно он проводится в середине недели, во вторник-среду. При этом используются такие формы работы, как «круглые столы», проблемные семинары, брейн-ринги и блиц-игры. Обязательным для данного этапа работы является разработка списка проблемных вопросов, которые необходимо сформулировать в процессе совместной работы членов педагогического коллектива, и проекта решений.
Исполняя данный проект решений, в конце методической недели проводится показ открытых занятий, организуются мастер-классы и практические занятия семинара-практикума, организационно-деятельностные игры, педагогические КВНы и конкурсы профессионального мастерства, презентация творческих проектов, педагогические аукционы. Затем подводятся итоги методической недели, утверждаются методические рекомендации и памятки, разработанные педагогами в ходе обобщения опыта своей работы и ее презентации.
Данная работа в ДОУ может быть организована и проведена как старшим воспитателем, так и творческой группой педагогов.
В нашем ДОУ в 2010 – 2011 уч. году проводилась методическая недели по годовой задаче приоритетного направления: «Развивать творческие способности детей дошкольного возраста через активизацию их художественно – эстетической деятельности».
Цель методической недели : повышение педагогической и методической компетенции воспитателей и специалистов в вопросе художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Задачи:
• Ознакомить педагогический коллектив с новыми тенденциями и направлениями в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.
• Способствовать установлению и расширению творческих связей между воспитателями, детьми и родителями;
• Создание условий для самореализации творческих способностей педагогов; формирование умения выразить себя, свою индивидуальность посредством представления своего педагогического опыта;
• Способствовать повышению имиджа педагога, работающего в нашем ДОУ.
План проведения методической недели
День недели Содержание
Понедельник Открытие недели.
Вступительное слово.
Лекция – консультация «Развитие творческих способностей детей на занятиях художественно-эстетического цикла».
Вторник Вступительное слово.
Смотр – конкурс «Музыкальный уголок».
Семинар – практикум «Эстетическое воспитание детей».
Рефлексия.
Среда Вступительное слово.
Круглый стол «Актуальность художественно – эстетического воспитания дошкольников в современном мире».
Ярмарка дидактических игр по художественно – эстетическому воспитанию дошкольников.
Рефлексия.
Четверг Вступительное слово.
Выставка «Творческий дошколёнок».
Открытый просмотр занятий «Развитие творческого потенциала старших дошкольников на занятиях художественно – эстетического цикла».
Рефлексия.
Пятница Закрытие недели.
Конкурсно – игровая программа «Понемногу обо всём».
Данная форма методической работы позволила :
• максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания;
• создавать благоприятный климат в коллективе;
• обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;
• заинтересовать педагогов в творчестве и инновациях;
• повысить уровень их профессиональной деятельности.