Алексеева Галина
Методическая копилка «Проектно-исследовательская деятельность учителя и ученика в контексте введения ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектно- исследовательская деятельность учителя и ученика в контексте введения ФГОС
«Школа должна превратиться из супермаркета, где раздают «замороженные идеи», в место, где можно искать и самостоятельно находить новые знания». К. Роджерс
Публикация «Методическая копилка „Проектно-исследовательская деятельность учителя и ученика в контексте введения ФГОС“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
На сегодняшний день от учителя требуется владение новыми технологиями обучения и воспитания, которые позволяют всесторонне развивать личность ребёнка, его индивидуальность, творческую инициативу. Младшему школьнику свойственно проявление инициативы в разных видах деятельности. Учителю очень важно заметить эту инициативу, поддержать и развить её, поставив во главу задачи формирования способности самостоятельного мышления, добывать и применять знания на практике, планировать свои действия, плодотворно сотрудничать. На мой взгляд, наибольший эффект в достижении поставленных задач может быть достигнут в условиях организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Главная цель проектно-исследовательской работы — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
При организации исследовательской работы ставлю такие задачи:
1. Диагностика выявления детей с неординарными способностями, развитие целостного миропонимания, творческого мышления.
2. Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика в проектно-исследовательской деятельности.
3. Отслеживание уровня развития творческого потенциала личности.
4. Формирование у учащихся устойчивой потребности к проектно-исследовательской деятельности.
5. Организация всех видов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в проектно-исследовательскую работу.
В своей работе я использую авторскую программу Секреты природы Е. Н. Костериной учителя нач. классов ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрани вот уже 9 лет. Курс внеурочной деятельности начинаю вести с 1 класса, используя комплект методических материалов по исследовательскому обучению А. И. Савенкова. В 1 классе отдельные занятия, посвященные исследовательской работе, не проводятся. Ведется пропедевтическая работа с использованием проблемного, частично — поискового, эвристического метода под руководством учителя – это и
-уроки- исследования - в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решений осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя.
-наблюдения и описания (под руководством учителя)
- практическая работа «Как работать с книгой?» (посещение библиотек).
Со 2 класса я организую специальные занятия по исследовательской работе (2 часа в неделю). Наличие занятий, на мой взгляд, позволило систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся. Работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской работы такими, как «исследование», «информация», «знания» и другими.
2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов, по различным темам. Организую совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской работы. Например, учитель подводит учащихся к теме исследования. В процессе диалога учащиеся формируют проблему. Ставится цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами данной темы. Учащиеся определяют задачи исследования: найти информацию по теме. В соответствии с поставленными задачами выбираются методы исследования : опрос, наблюдение, поиск литературы, интервью и так далее. С целью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся, работающих по исследованию определенного направления. Учащиеся имеют возможность выбора наиболее интересной для них задачи. Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются теоретические знания об исследовательской работе, и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.
3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.
4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
5. На исследовательских занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предмета и множества предметов; изучаются логические понятия «истина», «ложь», «дерево»; предлагаются для решения простые задачи по комбинаторики, логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно — следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.
6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей. Наблюдаемые результаты: учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначениях, имеют представление о планировании работы, проводят вместе со взрослыми (с группой, исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме.
7. Представление результатов своей исследовательской работы (конференция, круглый стол, творческий отчет, выставка и т. д.).
В 3 классе на теоретических и практических занятиях по исследовательской работе (1 раз в неделю) учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований (история исследований, предназначение исследований, их место в жизни человека, человечества в целом, требования к выбору темы исследования, планирование исследования, его задачи). На уроках используются игровые методы, путешествия, экскурсии, сказочный материал. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования, интервьюирование. Опрос проводится по предварительно составленному плану (вопросом) с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по теме, либо пополнить свои знания у компетентных в данном вопросе. Проведение опытов связано с естественнонаучными дисциплинами. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской работе, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить 1–2 задачи, найти материал, представить доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования.
На занятиях по исследовательской работе в 4 классе обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели.
Этап защиты проектно-исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защита — венец исследования. Защиту следует проводить как праздничное мероприятие. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в младшем школьном возрасте. В нашем городе ежегодно проходит научно-практическая конференция «Гулливер», в которой мои ученики принимают участие, занимают призовые места. Мы исследовали топонимику рек Сызранского района – 1 место –секция Естествознание. Мы готовили проект «За что мы любим дедушку Корнея» и проект «Истоки сюжета сказок о спящей или мертвой царевне»– секция Литература. Проводили Исследование соды – 2 место. выдвигали гипотезу «Почему вымерли динозавры» – 2 место - секция Естествознание.
Мы сами должны гореть – неважно в каком именно предмете: в окружающем мире, в математике, в русском языке, в шахматах, в гимнастике. Нужно своими мыслями, идеями заразить детей и направить течение их мыслей в нужное нам русло. Всегда из 25-30 человек найдутся те, кому близки Ваши взгляды, идеи, и они их поддержат и пойдут дальше. Нужно учить мыслить и получать от этого удовольствие!