Виктория Усова
Подборка сенсомоторных игр для детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с расстройством аутистического спектра имеют ряд особенностей, определяющих специфику их поведения и в целом взаимодействия с миром, а именно: устойчивые нарушения коммуникации (ребенку трудно устанавливать контакт, строить какое-то взаимодействие с окружающими, сложно понимать эмоциональные реакции других людей, нарушения способности к имитации и подражанию, склонность к застреванию (зацикливанию) на эмоционально значимом действии (повторение фраз из мультиков, хождение по кругу и т. п.). Как один из инструментов для решения подобного рода проблем мы можем использовать в своей работе сенсомоторные игры.
Публикация «Подборка сенсомоторных игр для детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсомоторная игра — тип игровой деятельности, в основе которой лежит получение ребенком ощущений различной модальности (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, тактильные, проприоцептивные). Кроме очевидной задачи развития в виде расширения сенсорного опыта, формирования сенсорных эталонов, данные игры позволяют установить контакт с ребенком (зрительный, вербальный, формировать простейшие навыки подражания, планирования действий, развивать способность к переключению внимания, снизить эмоциональное напряжение.
Ниже приведены простые сенсомоторные игры, направленные на решение поставленных выше задач.
1. «Одеяло»
Необходимые материалы: мягкий плед.
Полетело одеяло,
(размахиваем одеялом)
сейчас кого-то (подставляем имя ребенка) мы поймаем!
(накинуть одеяло на ребенка, обнять, погладить).
Основное ощущение: тактильное. Способствует формированию эмоционального контакта с ребенком, игровой мотивации (игра в «догонялки» с одеялом). Дополняем игру вопросом: «Хочешь еще поиграть? - да!» (формируем навык согласия (киваем, говорим «да»).
2. «Парус»
Необходимые материалы: мягкий плед.
Дует ветер,
(размахиваем одеялом, создаем «ветер»)
парус летит
(отпускаем одеяло, накрываем ребенка с головой)
Основное ощущение: тактильное. Позволяет снизить эмоциональное напряжение.
3. «Черепаха»
Необходимые материалы: подушка / кресло-подушка.
Черепаха дом несла,
(шевелим подушкой как будто черепаха идет)
Шла, шла и спать легла!
(кладем подушку на ребенка — на спину, на ножки — немного прижимаем. Спрашиваем: где спит черепаха? Давай её будить! -Эй)
Основное ощущение: проприоцептивное. Способствует формированию схемы тела, снижению эмоционального напряжения.
4. «Качка».
Необходимые материалы: кресло-подушка.
Покачались, покачались,
(стоим напротив ребенка, держимся за руки, качаемся вправо-влево, переступая с ноги на ногу)
Бах! - упали (роняем ребенка в подушку) и поднялись!
(помогаем встать).
Основное ощущение: вестибулярное. Способствует развитию подражания.
5. «Шалтай-болтай»
Необходимые материалы: фитбол.
Шалтай-болтай сидел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне!
(ребенок лежит на животе на фитболе, держим его за руки, катаем на мяче вперед-назад, смотрим в глаза)
Основное ощущение: проприоцептивное. Способствует развитию зрительного контакта, развитию интереса к лицу другого человека).
6. «Путешественник»
Необходимые материалы: мягкие модули и сенсорные коврики для дороги путешественника.
Путешествовать идем топ-топ-топ-топ,
Поскорей домой придем!
(проходим полосу препятствий, наступая на мягкие модули и сенсорные коврики)
Основные ощущения: вестибулярные и тактильные. Способствует развитию координации, планирования действий, подражания.
7. «Прятки в горохе»
Необходимые материалы: большая емкость (таз или коробка, наполненная горохом (или другим материалом — каштаны, мелкая крупа, синтепон и т. п., маленькие игрушки (1-5).
Раз, два, три, четыре, пять!
Приходи скорей искать!
(прячем игрушки в горохе, ребенок их ищет).
Основное ощущение: тактильное. Способствует развитию мелкой моторики, развитию игровой мотивации.
8. «Музыканты»
Необходимые материалы: музыкальные инструменты, запись музыки (спокойной и ритмичной — ориентироваться на настроение ребенка).
Основное ощущение: слуховое. Способствует развитию подражания, снижению эмоционального напряжения, развитию совместных действий.
Играем вместе на музыкальных инструментах под включенную мелодию (или поем сами).
9. «Ароматные коробочки»
Необходимые материалы: небольшие пластиковые коробочки с крышками, наполненные предметами с ярко выраженным запахом (палочки корицы, перец горошком, бадьян и т. п., а также кусочками ваты, пропитанной ароматическим/эфирным маслом.
Предлагаем ребенку открывать коробочки и нюхать содержимое.
Основное ощущение: обонятельное. Позволяет снизить эмоциональное напряжение, переключить внимание с активной двигательной деятельности.
10. «Дождь»
Необходимые материалы: плед, мячики из сухого бассейна.
Раз, два, три!
(на плед положить мячики, держимся за края пледа, вместе с ребенком плед раскачиваем)
Дождик приходи!
(подбрасываем мячики вверх, они рассыпаются вокруг).
Основное ощущение: зрительное. Способствует снижению эмоционального напряжения, развитию подражания.