ИРИНА ХИЖНЯК
Методическая копилка педагога — психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая копилка педагога - психолога
Методики активного социально - психологического обучения участников
воспитательно-образовательного процесса, используемые в работе
педагога-психолога ДОУ.
В своей работе педагога-психолога в детском саду я активно использую следующие методики активного социально-психологического обучения :
Публикация «Методическая копилка педагога — психолога» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
1. Социально-психологический тренинг ( основная цель: овладение социально-психологическими знаниями в активной форме. Специфика: осознание в процессе работы группы особенностей поведения каждого участника, развитие умении и навыков делового общения, сплочение группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил взаимодействия. Структура: 1 этап: психогимнастические упражнения (для создания обстановки доверия). 2 этап: упражнение, развивающее те качества, которым посвящено занятие и связанные с приобретением знаний, формируемых умений и навыков, перцептивных способностей человека, развитием установок, определяющих поведение в общении, коррекцией и развитием системы отношений личности. 3 этап (заключительный) : обсуждение (групповая рефлексия, обмен оптимистическими мнениями, пожеланиями. Тренинги мной проводятся регулярно раз в квартал, а также чаще (если есть запрос).
2. Методика «интеллектуальная разминка» ( цель: приведение педагогов в активное «стартовое» состояние за счет актуализации имеющихся знаний, обмена мнениями и выработка общей позиции. Идет в быстром темпе экспресс-опроса). Эту методику я часто использую как вводную часть на педагогическом часе.
3. Сократический метод (сократическая беседа). Организационная форма совместной творческой деятельности. Проведение: я задаю вопрос. Говорят участники. Вопросы задаются в определенной логической последовательности. Для осуществления метода я прошу своих коллег предварительно подготовиться.
4. Профессиональная консультация ( цель: дополнительная помощь педагогам, родителям в постижении секретов профессионального мастерства). Использую часто, особенно в профилактике эмоционального выгорания, и с родителями детей "группы риска".
5. «Круглый стол» (один из эффективных методов) : одновременно приглашаются несколько специалистов. Выдвигается интересная проблема, формируются вопросы для обсуждения. Иногда с помощью этой методики проводим педагогические часы.
6. Психогимнастическое упражнение. ( Цель: изменение состояния группы как целого; изменение состояния какого-то 1-2 участников). В основном это идет индивидуальная работа (по моему наблюдению).
7. Дискуссии (участники должны ясно представлять себе предмет, общие рамки дискуссии и порядок её проведения. Обязательно нужна благоприятная, психологическая комфортная обстановка.). Обычно провожу в музыкальном зале в период тихого часа (разбивая коллектив по группам).
8. Метод «мозгового штурма» (способствует развитию динамичности мыслительных процессов, способности абстрагироваться от обыденных условий и существующих ограничений. Этапы: 1. Формулирование проблемы, которую нужно решить. 2. Разминка. 3. «Мозговая атака», «штурм» поставленной проблемы. Уточняется задача, напоминаются правила. 4. Оценка. 5. Сообщение о результатах). Очень часто мной используемый метод, чтоб "встряхнуть" педагогов.
9. Ролевая игра (может быть разной по времени. Развитие способности самопонимания и осознания своих чувств, понимания других людей, группового решения проблемы). Особенно эффективно использую при решении конфликтов между коллегами.
10. Деловая игра (средство развития творческого и профессионального мышления, формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов).
11. Коррекционно-развивающие занятия (создать доверительные отношения между детьми в группе, развить коммуникативные навыки, развить познавательные процессы, мелкую моторику). Занятия проводятся мной согласно годовому плану.
12. Семинар-практикум (этот метод требует подготовки. Цель: обеспечение возможности практического использования теоретических знаний). Здесь я использую интерактивные методы всегда, чтоб сильнее привлечь внимание коллег.
13. Лекции. Стараюсь во время лекций включать метод "вопрос-ответ", чтоб педагоги были внимательнее.
14. Беседы. Провожу каждый день. Иногда сама бываю инициатором, иногда педагоги.
15. Анкетирование. Очень удобный метод, так как педагоги могут заполнить анкеты в любое время и сдать мне.
Все эти методики позволяют мне успешно решать возникающие в образовательном процессе проблемы, а также ставить новые задачи и искать пути их осуществления.