Приложение МААМ

Копилка педагога ДОО по речевому развитию «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»

Ксения Андреевна Медведева
Копилка педагога ДОО по речевому развитию «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Суунчи» с. Майма»

Методическая копилка педагога ДОО по речевому развитию

Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста в целях совершенствования

связной и грамотной речи»

Работу выполнила:

Учитель-логопед

Медведева Ксения Андреевна

Майма, 2023

Содержание

1. Введение …. 3

2. Методы и подходы …. 4

4. Заключение….9

Публикация «Копилка педагога ДОО по речевому развитию „Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

5. Литература и интернет-источники…. 10

Введение

Развитие межполушарного взаимодействия, важного аспекта когнитивного развития, имеет значительное влияние на развитие речи у детей дошкольного возраста. Систематическая и целенаправленная работа учителя-логопеда с детьми может способствовать стимуляции мозговой активности, обмену информацией между полушариями мозга и, следовательно, развитию связной и грамотной речи. В данной методической разработке проанализируются различные подходы и инструменты, которые можно использовать для развития межполушарного взаимодействия и совершенствования связной грамотной речи у детей дошкольного возраста.

Цель: Внедрение в образовательный процесс методики развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить детей с различными типами упражнений и игр, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия.

2. Развить у детей способность к эффективной коммуникации и построению связных высказываний.

3. Совершенствовать навыки чтения и письма у детей, основываясь на развитии межполушарного взаимодействия.

Методы и подходы

Использование разнообразных игр и активностей помогает детям развивать межполушарное взаимодействие, улучшать концентрацию, память, логическое мышление, а также связную и грамотную речь. Учителя-логопеды и родители могут предоставлять детям возможность играть и экспериментировать, поддерживать их интерес к процессу обучения и создавать благоприятную атмосферу для развития этих навыков

Важно помнить, что развитие межполушарного взаимодействия и связной грамотной речи – это длительный процесс, требующий постоянной практики и поддержки со стороны взрослых. Поэтому регулярные занятия, индивидуальный подход и позитивная обратная связь являются ключевыми компонентами успешной работы с детьми дошкольного возраста. Так, как каждый ребенок индивидуален, поэтому подходы и методы развития могут быть адаптированы под его потребности и интересы. Разнообразие занятий и игр помогает создать стимулирующую и интерактивную среду, способствующую развитию разных аспектов речи и когнитивных навыков у детей дошкольного возраста.

1. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия :

- Игры с использованием двух рук, например, рисование или вырезание фигур с помощью обеих рук, межполушарные доски.

- Занимательные раскраски, которые требуют совместной работы обеих рук, например, сочетание различных цветов.

- Упражнения на переключение взгляда между различными предметами или картинками.

- Занимательные задания на классификацию предметов или картинок по разным признакам.

Рисунок 1. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия

2. Развитие связной (устной и письменной) речи, речевого воображения :

- Упражнения на построение связных высказываний, например, сказки, рассказы или истории, где каждый ребенок должен добавить свою фразу.

- Игры на развитие слуховой памяти и последовательности, например, повторение последовательности слов или звуков.

- Упражнения на развитие воображения и творческого мышления, например, попросить детей описать предмет без называния его названия.

- Задания на создание своих историй или продолжение начатых рассказов

- Игры и приложения на планшетах или компьютерах, которые развивают межполушарное взаимодействие и речевые навыки, например, игры на развитие памяти, внимания и логического мышления.

- Ролевые игры, где дети могут выражать свои мысли и идеи, строить диалоги и создавать связные сюжеты.

- Задания на нахождение отличий и сходств между предметами или картинками.

- Занятия по развитию навыков письма, начиная с простых штрихов и постепенно переходя к буквам и словам, использование нейрологопедических прописей.

Рисунок 2. Развитие связной (устной и письменной) речи, речевого воображения.

3. Музыкальные, театральные занятия:

- Использование музыки и ритма для стимуляции мозговой активности и развития координации движений.

- Пение песен и пляски, которые требуют синхронного движения рук и ног.

- Игры с использованием музыкальных инструментов, которые помогают развивать моторику рук и координацию движений.

- Драматизация известных сказок или историй, где дети могут строить сюжет и выражать свои идеи на языке, могут вживаться в разные роли и выражать свои мысли и чувства.

5. Физические упражнения:

- Использование двигательных игр и упражнений для развития моторики и координации движений.

- Упражнения на переключение внимания и быстроту реакции, такие как игры на орбитреке или игры на формирование разных поз и движений, игра «Крокодил», Балансборд с лабиринтом, балансиры;

- Нейрогимнастика, нейрозарядка.

Рисунок 3. Физические упражнения

6. Семейное чтение и общение:

- Ежедневные сеансы чтения книг родителями или учителями-логопедами, где дети могут активно участвовать в обсуждении историй.

- Родительские беседы на различные темы, которые помогают развивать языковые навыки и понимание связной речи.

7. Развитие метакогнитивных навыков, эмоционального интеллекта:

- Задания на саморефлексию, где дети могут оценивать и анализировать свои собственные мысли и действия.

- Задания на планирование и организацию своей деятельности.

- Упражнения на распознавание и выражение своих эмоций.

- Задания на учение эмпатии и понимание чувств и эмоций других людей.

При использовании этих методов и подходов рекомендуется создавать интерактивную и поддерживающую атмосферу, где дети могут чувствовать себя комфортно и свободно выражать свои мысли и идеи. Оценка и поощрение их усилий и прогресса также важны для стимулирования их мотивации и интереса к развитию связной грамотной речи и межполушарного взаимодействия.

Данные методы и подходы могут использоваться в комбинации или единично, в зависимости от потребностей и интересов детей. Важно подбирать активности, игры и задания в соответствии с их возрастом.

Нужно иметь виду, что эти методы и подходы следует регулярно практиковать и адаптировать под уникальные потребности каждого ребенка.

Заключение

Развитие межполушарного взаимодействия и связной грамотной речи у детей дошкольного возраста требует систематической работы и использования разнообразных методов и подходов. Учителя-логопеды играют важную роль в стимуляции мозговой активности и создании условий для развития этих навыков. Правильно организованная совместная деятельность может существенно способствовать развитию речи у детей и подготовить их к успешной школьной жизни.

Литература и интернет-источники

1) Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и Практика. – М. : АСТ, 2022. - 544 с.

2) ВиноградоваА. Л., Константинова И. С., Цыганок А. А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. – М. : Издательство: Теревинф, 2006.

3) Жаворонкова, Л. А. Правши-левши. Межполушарная асимметрия биопотенциалов мозга человека: моногр. / Л. А. Жаворонкова. - М. : Экоинвест, 2009. - 240 c.

4) Жукова, О. С. Серия «Нейрологопедические прописи» - М. : АСТ, 2021. – 32 с.

5) Межполушарное взаимодействие / Коллектив авторов. - М. : Теревинф, 2009. - 125 c.

6) Москвина Н. В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека / - М. : ИЛ, 2011. - 305 c.

7) Павлова Н. Н, Руденко Л. Г. Экспресс-диагностика в детском саду. - С-П. : «Генезис», 2017.

8) Рузина М. С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб. : Речь, 2003.

9) Семенович, А. В. Межполушарное взаимодействие. Хрестоматия: моногр. / А. В. Семенович. - М. : Генезис, 2018. - 927 c. 2017. - 222 c.

10) Трясорукова, Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей / Т. П. Трясорукова. - М. : Феникс, 2018. - 934 c.

11) Ахмадуллин Ш. Т. Рисование двумя руками. Тренировка интеллекта Вашего ребенка. [https://shamil-ahmadullin.ru/metodiki-effektivnogo-obucheniya/risovanie-dvumya-rukami-razvitie-intellekta-vashego-rebenka/].

12) Макото Шичида. Методика Макото Шичиды. [https://ncuxolog.ru/metodika-makoto-shichidy].

Публикации по теме:

Дидактическая нейроигра «Веселые ладошки» на развитие межполушарного взаимодействияДидактическая нейроигра «Веселые ладошки» на развитие межполушарного взаимодействия При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, развитие.

Использование игр для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗИспользование игр для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗ К этой группе игр относятся следующие игры-задания: 1. Игры-лабиринты 2. Игры - задания на бланках для выполнения двумя руками одновременно.

Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия».Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия». Развитие межполушарного взаимодействия Мозг -важнейший органе в организме. Он выполняет много важных функций. Главные функции мозга :.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия по развитию межполушарного взаимодействия у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия по развитию межполушарного взаимодействия у детей Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия-игры «Умные пальцы» для развития межполушарного взаимодействия у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия-игры «Умные пальцы» для развития межполушарного взаимодействия у детей Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур ребёнка. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает.

НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам»НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам» .

План — конспект НОД «Домашние животные» по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Домашние животные» Интеграция образовательных областей: 1)Дети образовывают уменьшительно-ласкательную форму существительного от.

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДООРазвитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДОО Все родители хотят видеть своих детей умными, здоровыми, коммуникабельными, но на сегодняшний день все чаще и чаще можно встретить ребенка.

Мастер-класс для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с помощью камешков Марблс»Мастер-класс для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с помощью камешков Марблс» Мастер-класс для родителей "Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста в логопедической работе с помощью камешков.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возрастаУпражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста В 90-ые годы прошлого века, в ходе практических экспериментов, ученые Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, Л. В. Фомина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Копилка педагога ДОО по речевому развитию «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 октября 2023 в 19:28
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Копилка педагога ДОО по речевому развитию «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Андреевна Медведева (УИ 3267655) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД