Ксения Андреевна Медведева
Копилка педагога ДОО по речевому развитию «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Суунчи» с. Майма»
Методическая копилка педагога ДОО по речевому развитию
Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста в целях совершенствования
связной и грамотной речи»
Работу выполнила:
Учитель-логопед
Медведева Ксения Андреевна
Майма, 2023
Содержание
1. Введение …. 3
2. Методы и подходы …. 4
4. Заключение….9
Публикация «Копилка педагога ДОО по речевому развитию „Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
5. Литература и интернет-источники…. 10
Введение
Развитие межполушарного взаимодействия, важного аспекта когнитивного развития, имеет значительное влияние на развитие речи у детей дошкольного возраста. Систематическая и целенаправленная работа учителя-логопеда с детьми может способствовать стимуляции мозговой активности, обмену информацией между полушариями мозга и, следовательно, развитию связной и грамотной речи. В данной методической разработке проанализируются различные подходы и инструменты, которые можно использовать для развития межполушарного взаимодействия и совершенствования связной грамотной речи у детей дошкольного возраста.
Цель: Внедрение в образовательный процесс методики развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными типами упражнений и игр, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия.
2. Развить у детей способность к эффективной коммуникации и построению связных высказываний.
3. Совершенствовать навыки чтения и письма у детей, основываясь на развитии межполушарного взаимодействия.
Методы и подходы
Использование разнообразных игр и активностей помогает детям развивать межполушарное взаимодействие, улучшать концентрацию, память, логическое мышление, а также связную и грамотную речь. Учителя-логопеды и родители могут предоставлять детям возможность играть и экспериментировать, поддерживать их интерес к процессу обучения и создавать благоприятную атмосферу для развития этих навыков
Важно помнить, что развитие межполушарного взаимодействия и связной грамотной речи – это длительный процесс, требующий постоянной практики и поддержки со стороны взрослых. Поэтому регулярные занятия, индивидуальный подход и позитивная обратная связь являются ключевыми компонентами успешной работы с детьми дошкольного возраста. Так, как каждый ребенок индивидуален, поэтому подходы и методы развития могут быть адаптированы под его потребности и интересы. Разнообразие занятий и игр помогает создать стимулирующую и интерактивную среду, способствующую развитию разных аспектов речи и когнитивных навыков у детей дошкольного возраста.
1. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия :
- Игры с использованием двух рук, например, рисование или вырезание фигур с помощью обеих рук, межполушарные доски.
- Занимательные раскраски, которые требуют совместной работы обеих рук, например, сочетание различных цветов.
- Упражнения на переключение взгляда между различными предметами или картинками.
- Занимательные задания на классификацию предметов или картинок по разным признакам.
Рисунок 1. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия
2. Развитие связной (устной и письменной) речи, речевого воображения :
- Упражнения на построение связных высказываний, например, сказки, рассказы или истории, где каждый ребенок должен добавить свою фразу.
- Игры на развитие слуховой памяти и последовательности, например, повторение последовательности слов или звуков.
- Упражнения на развитие воображения и творческого мышления, например, попросить детей описать предмет без называния его названия.
- Задания на создание своих историй или продолжение начатых рассказов
- Игры и приложения на планшетах или компьютерах, которые развивают межполушарное взаимодействие и речевые навыки, например, игры на развитие памяти, внимания и логического мышления.
- Ролевые игры, где дети могут выражать свои мысли и идеи, строить диалоги и создавать связные сюжеты.
- Задания на нахождение отличий и сходств между предметами или картинками.
- Занятия по развитию навыков письма, начиная с простых штрихов и постепенно переходя к буквам и словам, использование нейрологопедических прописей.
Рисунок 2. Развитие связной (устной и письменной) речи, речевого воображения.
3. Музыкальные, театральные занятия:
- Использование музыки и ритма для стимуляции мозговой активности и развития координации движений.
- Пение песен и пляски, которые требуют синхронного движения рук и ног.
- Игры с использованием музыкальных инструментов, которые помогают развивать моторику рук и координацию движений.
- Драматизация известных сказок или историй, где дети могут строить сюжет и выражать свои идеи на языке, могут вживаться в разные роли и выражать свои мысли и чувства.
5. Физические упражнения:
- Использование двигательных игр и упражнений для развития моторики и координации движений.
- Упражнения на переключение внимания и быстроту реакции, такие как игры на орбитреке или игры на формирование разных поз и движений, игра «Крокодил», Балансборд с лабиринтом, балансиры;
- Нейрогимнастика, нейрозарядка.
Рисунок 3. Физические упражнения
6. Семейное чтение и общение:
- Ежедневные сеансы чтения книг родителями или учителями-логопедами, где дети могут активно участвовать в обсуждении историй.
- Родительские беседы на различные темы, которые помогают развивать языковые навыки и понимание связной речи.
7. Развитие метакогнитивных навыков, эмоционального интеллекта:
- Задания на саморефлексию, где дети могут оценивать и анализировать свои собственные мысли и действия.
- Задания на планирование и организацию своей деятельности.
- Упражнения на распознавание и выражение своих эмоций.
- Задания на учение эмпатии и понимание чувств и эмоций других людей.
При использовании этих методов и подходов рекомендуется создавать интерактивную и поддерживающую атмосферу, где дети могут чувствовать себя комфортно и свободно выражать свои мысли и идеи. Оценка и поощрение их усилий и прогресса также важны для стимулирования их мотивации и интереса к развитию связной грамотной речи и межполушарного взаимодействия.
Данные методы и подходы могут использоваться в комбинации или единично, в зависимости от потребностей и интересов детей. Важно подбирать активности, игры и задания в соответствии с их возрастом.
Нужно иметь виду, что эти методы и подходы следует регулярно практиковать и адаптировать под уникальные потребности каждого ребенка.
Заключение
Развитие межполушарного взаимодействия и связной грамотной речи у детей дошкольного возраста требует систематической работы и использования разнообразных методов и подходов. Учителя-логопеды играют важную роль в стимуляции мозговой активности и создании условий для развития этих навыков. Правильно организованная совместная деятельность может существенно способствовать развитию речи у детей и подготовить их к успешной школьной жизни.
Литература и интернет-источники
1) Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и Практика. – М. : АСТ, 2022. - 544 с.
2) ВиноградоваА. Л., Константинова И. С., Цыганок А. А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. – М. : Издательство: Теревинф, 2006.
3) Жаворонкова, Л. А. Правши-левши. Межполушарная асимметрия биопотенциалов мозга человека: моногр. / Л. А. Жаворонкова. - М. : Экоинвест, 2009. - 240 c.
4) Жукова, О. С. Серия «Нейрологопедические прописи» - М. : АСТ, 2021. – 32 с.
5) Межполушарное взаимодействие / Коллектив авторов. - М. : Теревинф, 2009. - 125 c.
6) Москвина Н. В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека / - М. : ИЛ, 2011. - 305 c.
7) Павлова Н. Н, Руденко Л. Г. Экспресс-диагностика в детском саду. - С-П. : «Генезис», 2017.
8) Рузина М. С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб. : Речь, 2003.
9) Семенович, А. В. Межполушарное взаимодействие. Хрестоматия: моногр. / А. В. Семенович. - М. : Генезис, 2018. - 927 c. 2017. - 222 c.
10) Трясорукова, Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей / Т. П. Трясорукова. - М. : Феникс, 2018. - 934 c.
11) Ахмадуллин Ш. Т. Рисование двумя руками. Тренировка интеллекта Вашего ребенка. [https://shamil-ahmadullin.ru/metodiki-effektivnogo-obucheniya/risovanie-dvumya-rukami-razvitie-intellekta-vashego-rebenka/].
12) Макото Шичида. Методика Макото Шичиды. [https://ncuxolog.ru/metodika-makoto-shichidy].