Папки-передвижки

Метод проектов как средство формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Ликунова Ирина
Метод проектов как средство формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание здорового ребёнка - приоритетная, наиглавнейшая задача до-школьной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Здоровье населения России находится в опасности. В последние годы негативные процессы стали угрожать существованию нации. Практически все показатели здоровья и со-циального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше 60 % детей в возрасте 3—7 лет имеют отклонения в состоянии здоровья.

Публикация «Метод проектов как средство формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст – один из важных периодов взросления человека, т. к. именно на этом этапе закладываются основы здоровья, физического развития; воспитываются морально-волевые, личностные качества. Отношение ребенка к своему здоровью полностью зависит от осознания понятия «здоровый образ жизни». Воз-можно ли воспитать у ребенка желание заботиться о своем здоровье? При соблюдении определенных условий можно. Необходимо так организовать воспитатель-ную и обучающую среду, чтобы у ребенка формировались привычки ЗОЖ. Акту-альность этой проблемы обусловлена внедрением в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, обеспечивающих появление интереса у детей к своему здоровью. Одной из технологий на современном этапе является ме-тод проектов.

«Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Китайская поговорка, которая очень емко отражает суть метода проектов.

Н. Е. Веракса считает, что одной из главных задач педагога при проведении проектной деятельности, является поддержка детской инициативы. Метод проектов заключается в самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой ребенок знакомится с окружающим миром, получает новые знания и применяет их на практике. Успешность осуществления проектной деятельности заключается в том, что дошкольник стремится познать окружающий мир, сочиняет, фантазирует, рассуждает и хочет участвовать в событиях окружающего мира. Через осуществление проектной деятельности максимально реализуются основные задачи образовательной области «Физическое здоровье», развивается познавательный интерес через создания проблемных ситуаций, формируется активная, самостоятельная и инициативная позиция дошкольников, развиваются исследовательские, рефлексивные уме-ния и навыки.

Проектная деятельность позволяет продуктивно взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, в том числе и семьям воспитанников, которые являются союзниками в воспитании у детей привычки сохранять и приумножать свое здоровье. Родителям интересно наблюдать за детьми и принимать уча-стие в воплощении идей своего ребенка. Семьи воспитанников помогают в обогащении и создании предметно-пространственной среды, для осуществления детских замыслов, исследований и решения поставленных задач.

Проектная деятельность в ДОУ на современном этапе актуальна и эффектив-на. Эта технология позволяет раскрывать индивидуальность ребенка, реализовывать детские интересы и потребности, которые способствуют личностному развитию ребенка, повышать инициативу ребенка. На это и направлен ФГОС ДО.

Каждый ребенок имеет право на счастливое детство. Каждый ребенок хочет быть здоровым, играть со сверстниками и стать достойным гражданином своей страны. А помочь ребенку ценить и заботиться о своем здоровье можем только мы, взрослые.

Как мы видим вырастить здорового ребенка-дело совсем не простое. В последние годы здоровье дошкольников резко ухудшилось. В результате наблюдений за детьми своей группы во время образовательного процесса мы заметили «двига-тельный дефицит» : дети ведут малоподвижный образ жизни, много времени проводят у компьютера, телевизора. Также остро встает проблема питания детей. Как помочь им разобраться в многообразии продуктов без ущерба для своего здоровья?

Все эти причины и побудили нас использовать метод проектов, т. к. именно в этом виде деятельности ребенок может проявить свою инициативу, попытаться решить проблемную ситуацию, быть мотивированным.

В рамках проектов по формированию ЗОЖ реализовываются основные следующие цели и задачи:

o Формирование привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

o Формирование представления о здоровье как о главной ценности в жизни

o Создание условий для формирования у детей жизненно-важных двигательных навыков и умений

o Воспитание интереса детей к здоровому образу жизни

o Повышение компетентности родителей в вопросах формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

Такие проекты проходят через все образовательные области. Именно в этом виде деятельности ребенок может проявить свою инициативу, попытаться решить проблемную ситуацию, быть мотивированным, поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску, и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных ребёнку дошкольного воз-раста.

Проект – это :

1. Проблема

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт

5. Портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы

6. Презентация

Совместная с детьми деятельность помогает понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего здоровья и здоровья других людей. Основная форма реализации про-ектного метода – это различные виды занятий, в том числе и физкультурно-познавательные, исследовательская деятельность педагогов с детьми и исследовательская деятельность родителей с детьми (проекты, портфолио, газеты, конкурсы, макеты, разные виды физкультурно-оздоровительных мероприятий. Все это позволяет добиться положительных результатов в сохранении и укреплении здоровья детей.

Посредством проектной деятельности мы должны помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа, сформировать осознанное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Задачи исследовательской деятельности (специфичны для каждого возраста)

В младшем дошкольном возрасте это :

- вхождение в игровую проблемную ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация решения искать пути выхода из проблемной ситуации (с вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это –

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение кон-структивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Первым этапом работы должно стать наблюдение за поведением воспитанников в различных видах деятельности. Так как в основе любого проекта лежит про-блема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Особое внимание необходимо уделить степени сформированности культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, желанию участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и т. п. Наблюдение может проходить в процессе бе-сед, игр здоровье сберегающего характера.

Далее необходимо составить перспективный план проектной деятельности с воспитанниками и их родителями. Потому что проект – это игра «всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.

Обязательное составляющее проекта – детская самостоятельность (при под-держке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных спо-собностей детей, познавательных и творческих навыков, применение воспитанниками полученных представлений на практике.

В ходе реализации проекта необходимо продумать создание и пополнением развивающей среды. Предметно-пространственная среда в группе не только обеспечивает активность воспитанников, но и является своеобразной формой работы их саморазвития. Изучаемая тема находит отражение в предметной среде группы. Среда пополняется по мере изучения темы и реализации детских проектов соответствующими книгами, материалами, атрибутами, играми и т. д.

Формирование представлений о здоровье, здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста – это целостный процесс. Он требует овладения суммой определенных представлений, применения разных форм, методов и приемов рабо-ты с детьми.

В содержании валеологических проектов по формированию представлений о здоровом образе жизни значительное место занимает организация обучающей дея-тельности с воспитанниками: познавательной, игровой, художественной и т. д.

В процессе познавательной деятельности воспитанники знакомятся с элементарными научными представлениями о внешнем строении человека, внутренних органах, с основой первой помощи при травмах, безопасности поведения.

В каждую тему проекта, необходимо включать различные виды игр, благодаря которым у воспитанников закрепляются необходимые представления и формируется ориентация на применение их в повседневной жизни. Достаточно широко можно использовать сюжетно-ролевые игры, которые способствуют формированию навыков и привычек здорового образа жизни такие игры как : «Больница», «Научим своих детей вести себя правильно», в старшем дошкольном возрасте «Как правильно сделать перевязку», «Поликлиника с различными отделениями (ЛОР, глазное отделение). Также дидактические игры: «Умею – не умею», «Назови ласково», «Кто больше знает слов» и др.

Игры – конкурсы, «Какими способами может передвигаться человек», «Сколькими способами можно напиться», «Сколькими способами можно есть хлеб» и др.

Игры, пропагандирующие подвижный образ жизни : «Кто скорее до флажка», «Перелет птиц», «Попади в цель», народные подвижные игры и др.

В процессе проектной деятельности в первой младшей группе могут ре-шаться следующие задачи учебной программы:

По направлению «Физическое развитие»

• Создание условий для полного удовлетворения биологической потребности в движениях;

• стимулирование естественных процессов роста и развития организма, через двигательную активность, закаливание;

• развитие личности ребёнка, содействие становлению его позитивной «Я - концепции».

По направлению «Социально-нравственное и личностное развитие»

Формирование представлений о себе и других, значимости гигиенических процедур для здоровья, элементарных правилах поведения, способствующих сохранению своей жизни;

формирование КГН, навыков культуры приёма пищи, основ ЗОЖ;

• воспитание желания быть самостоятельным при выполнении гигиенических процедур;

• приучение к здоровому питанию;

• развитие уверенности в себе, своих силах, проявление самостоятельных желаний.

По направлению «Познавательное развитие»

- Формирование представлений о частях тела человека у себя и окружающих и их функциях.

В процессе проектной деятельности во второй младшей группе могут решаться следующие задачи учебной программы:

По направлению «Физическое развитие»

- Обогащение двигательного опыта разнообразными видами и способами движений с физкультурными пособиями;

- формирование интереса к различным видам физических упражнений;

- активное участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

По направлению «Социально-нравственное и личностное развитие»

Формирование адекватных представлений о себе и других, начал психологической культуры, положительной самооценки;

формирование способности сдерживать себя и выражать чувства гнева, злости в социально приемлемой форме;

формирование навыков необходимых для поддержания здоровой жизнедеятельности

• воспитание культуры целостного процесса принятия пищи;

формирование представлений о своих частях тела, внешнем виде, опрятности;

формирование умения самостоятельно мыть руки, лицо, правильно пользоваться расчёской, носовым платком, поддерживать опрятный внешний вид

формирование первичных представлений о полезности пищи;

формирование представлений о безопасных условиях окружающей среды, безопасного поведения.

По направлению «Познавательное развитие»

Формирование представлений о строении и защите органов чувств, ро-сте и развитии человека, потребности человека в свежем воздухе, чистой воде, здоровой пище и т. д.

В процессе проектной деятельности в средней группе могут решаться следу-ющие валеологические задачи учебной программы:

По направлению «Физическое развитие»

- Расширять объём представлений о ЗОЖ

- формирование потребности в ежедневных физических упражнениях;

-закрепление двигательных умений во всех видах детской деятельности;

- развитие двигательного творчества.

По направлению «Социально-нравственное и личностное развитие»

Формирование положительного отношения к себе, позитивной самооценки;

• воспитание потребности в соблюдении гигиенических правил;

формирование представлений о своём росте и развитии;

формирование представлений о правилах здорового поведения, путях созидания своего здоровья, взаимосвязи природы и человека, влиянии окружаю-щей среды на его здоровье;

формирование умения заботиться о чистоте тела, сохранять правильную осанку в различных жизненных ситуациях, соблюдать распорядок дня, бережно и внимательно относиться к своему здоровью, здоровью окружающих, понимать важность охраны зрения и слуха;

формирование представлений о заболеваниях ЖКТ, полезности про-дуктов питания и т. п.

формирование представлений о мерах предупреждения некоторых за-болеваний и др.

По направлению «Познавательное развитие»

- Формирование представлений о функциях органов чувств.

В процессе проектной деятельности в старшей группе могут решаться следующие валеологические задачи учебной программы:

По направлению «Физическое развитие»

• Воспитывать качества личности, необходимые для сознательного бережного отношения к собственному здоровью и здоровья окружающих; приобщать к идеям олимпийского движения.

По направлению «Социально-нравственное и личностное развитие»

Формирование положительного отношения к себе, другим позитивной самооценки;

формирование навыков культуры поведения, КГН;

• воспитание осознанного отношения к ЗОЖ;

формирование представлений о том, что красивым и здоровым тело делают физические упражнения и отдых, полезная пища, свежий воздух, чистота;

формирование умения внимательно относиться к своему здоровью, без напоминания мыться, полоскать рот после еды;

формирование представлений о значении рационального питания для здоровья человека;

формирование умения совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них;

формирование представлений о значимости правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья, своих возможностях охране жизни и здоровья и др.

По направлению «Познавательное развитие»

Формирование представлений об элементарном строении, функциях и защите органов чувств, внутреннем строении человека, условиях от которых зависит здоровье организма человека и др.

Воспитателю по работе над проектами, нужно обязательно учитывать следующие моменты:

- Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

- При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

- Развивать творческое воображение и фантазию детей.

- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, представлений, впечатлений.

- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

Как известно основной вид деятельности дошкольников –это игра. Например, игры «Магазин», «Кафе», проигрываемые во время реализации проектов, воспитывают культуру общения, питания, обогащают знания детей о продуктах полезных для здоровья и тех, которые мы не называем «Вредными», но упоминаем, что часто употреблять их не рекомендуется. Сюжетно ролевые игры «Больница», «Поликлиника» обогатила знания детей о том, что болеть плохо, о том, что организм слаженный механизм и как важно содержать его в норме.

Даже ежедневный режимный момент как дежурство можно превратить в игру (например, придумывали необычные названия привычным блюдам, тем самым мотивируя «малоешек» пробовать то, что обычно они не едят.

Утреннее приветствие несет психологический комфорт каждому ребенку, настраивает его на позитивное отношение к себе, товарищам, взрослым.

Проводимые с детьми беседы о витаминах, микробах и бактериях обогащают знания детей о том, что витамины не только в аптеке в пузырьке, а растут на грядке и ветке, в тех продуктах, которые на столе в детском саду и дома. Беседы и наблюдения о том, что вокруг нас много микробов повлияло на то, что дети стали более тщательно следить за гигиеной рук.

Озвучивание проблемной ситуации, например, «Почему зубик потемнел?» научило детей выстраивать причинно-следственные связи. «Зубик потемнел потому, что я плохо чистил зубки по утрам, ел много сладостей и пил газировку, и не ел овощи».

Эксперименты с водой и воздухом наглядно показали детям что, воздух и вода содержатся не только в окружающей природе, но и в организме. Дети пытались самостоятельно делать вывод о том, как важно беречь воздух и воду не только в окружающей обстановке, но и в своем организме. Всему этому способствуют: влажная уборка, частое проветривание, длительные прогулки, физические упражнения и игры.

Большим подспорьем в формировании привычки к здоровому образу жизни являются дидактические игры и пособия. С их помощью дети знакомятся с частями тела, с функциями организма, режимом дня, пользой витаминов и т. д. Дошкольники с большим удовольствием играют в свободной деятельности в эти игры, осознавая необходимость в проявлении заботы о собственном организме и здоровье.

Художественное слово, детская книга-важное средство воздействия на детей. Выбор произведений обуславливается их содержанием. Одни книги прививают культурно гигиенические навыки, другие формируют представление о здоровом образе жизни. Однако многие дети не умеют читать, и поэтому мы вместе с ним из-готовили книжки-малышки на тему «В стране здоровья». Дети придумывали рассказ или сказку, рисовали яркие иллюстрации, тем самым систематизируя и закреп-ляя знания.

В проектах и творческие виды деятельности (рисование, лепка, конструирование) тоже обогащают знания детей по вопросам формирования привычки к ЗОЖ.

Любое проявление творчества своего рода арт-терапия, неважно, на листе бумаги, или на песке или асфальте.

Также в проекте нужно и важно использовать здоровьесберегающие технологиям, которые разовьют интерес детей к таким технологиям как гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. Дети полюбят это и большинство станет использовать в самостоятельной деятельности.

Физкультурный уголок и уличное пространство, благодаря помощи родите-лей может пополниться новыми атрибутами для игр и двигательной активности. Новое уличное оборудование мобильно и позволяет детям придумывать новые упражнения (прыжки на 1 ноге, на двух, боком; перешагивание через одно или два препятствия)

Такие проекты заинтересует, не только детей, но и конечно, и родителей, т. к. каждый хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители были вклю-чаются непосредственно в образовательный процесс детского сада, который повышает их культуру по формированию привычки к ЗОЖ у детей. Воспитанники вместе с родителями могут активно участвовать в конкурсе рисунков «Чистота-залог здоровья». Или совместное участие в спортивной эстафете «Мама, папа и я – спор-тивная семья», повысит не только физические данные участников, но и сплотит се-мью. Совместная работа с родителями продолжилась фотовыставкой «Как я занимаюсь спортом», которая отражает стремление семей привить детям любовь к спорту, сформировать умение правильно подходить к вопросам здоровьесбережения.

А самые смелые могут поделиться опытом внедрения привычки вести здоровый образ жизни в своих семьях. Например, один из проектов можно завершить спортивным праздником «Малые олимпийские игры», где дети не только обогатят свои знания о различных видах спорта, но и получат заряд бодрости, отличного настроения, что в свою очередь мотивирует вести ЗОЖ, проводить больше времени на свежем воздухе, с друзьями.

В результате реализации нескольких проектов у детей и родителей появи-лись правильные ориентиры на здоровый образ жизни.

В заключение можно с уверенностью сказать, что именно проектная деятель-ность является одной из наиболее востребованных и полноценных форм работы для достижения поставленных целей по формированию здорового образа жизни в ДОУ. Только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, двигающихся в едином направлении, возможно достичь положительного результата.

Необходимо и очень продолжать систематическую работу в данном направлении, с целью повышения интереса к здоровому образу жизни.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Игровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возрастаИгровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста СЛАЙД №1 Представляю вашему вниманию игровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни»Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проектов как средство формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 февраля 2023 в 05:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод проектов как средство формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ликунова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД