Ликунова Ирина
Метод проектов как средство формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание здорового ребёнка - приоритетная, наиглавнейшая задача до-школьной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Здоровье населения России находится в опасности. В последние годы негативные процессы стали угрожать существованию нации. Практически все показатели здоровья и со-циального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше 60 % детей в возрасте 3—7 лет имеют отклонения в состоянии здоровья.
Публикация «Метод проектов как средство формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Дошкольный возраст – один из важных периодов взросления человека, т. к. именно на этом этапе закладываются основы здоровья, физического развития; воспитываются морально-волевые, личностные качества. Отношение ребенка к своему здоровью полностью зависит от осознания понятия «здоровый образ жизни». Воз-можно ли воспитать у ребенка желание заботиться о своем здоровье? При соблюдении определенных условий можно. Необходимо так организовать воспитатель-ную и обучающую среду, чтобы у ребенка формировались привычки ЗОЖ. Акту-альность этой проблемы обусловлена внедрением в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, обеспечивающих появление интереса у детей к своему здоровью. Одной из технологий на современном этапе является ме-тод проектов.
«Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Китайская поговорка, которая очень емко отражает суть метода проектов.
Н. Е. Веракса считает, что одной из главных задач педагога при проведении проектной деятельности, является поддержка детской инициативы. Метод проектов заключается в самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой ребенок знакомится с окружающим миром, получает новые знания и применяет их на практике. Успешность осуществления проектной деятельности заключается в том, что дошкольник стремится познать окружающий мир, сочиняет, фантазирует, рассуждает и хочет участвовать в событиях окружающего мира. Через осуществление проектной деятельности максимально реализуются основные задачи образовательной области «Физическое здоровье», развивается познавательный интерес через создания проблемных ситуаций, формируется активная, самостоятельная и инициативная позиция дошкольников, развиваются исследовательские, рефлексивные уме-ния и навыки.
Проектная деятельность позволяет продуктивно взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, в том числе и семьям воспитанников, которые являются союзниками в воспитании у детей привычки сохранять и приумножать свое здоровье. Родителям интересно наблюдать за детьми и принимать уча-стие в воплощении идей своего ребенка. Семьи воспитанников помогают в обогащении и создании предметно-пространственной среды, для осуществления детских замыслов, исследований и решения поставленных задач.
Проектная деятельность в ДОУ на современном этапе актуальна и эффектив-на. Эта технология позволяет раскрывать индивидуальность ребенка, реализовывать детские интересы и потребности, которые способствуют личностному развитию ребенка, повышать инициативу ребенка. На это и направлен ФГОС ДО.
Каждый ребенок имеет право на счастливое детство. Каждый ребенок хочет быть здоровым, играть со сверстниками и стать достойным гражданином своей страны. А помочь ребенку ценить и заботиться о своем здоровье можем только мы, взрослые.
Как мы видим вырастить здорового ребенка-дело совсем не простое. В последние годы здоровье дошкольников резко ухудшилось. В результате наблюдений за детьми своей группы во время образовательного процесса мы заметили «двига-тельный дефицит» : дети ведут малоподвижный образ жизни, много времени проводят у компьютера, телевизора. Также остро встает проблема питания детей. Как помочь им разобраться в многообразии продуктов без ущерба для своего здоровья?
Все эти причины и побудили нас использовать метод проектов, т. к. именно в этом виде деятельности ребенок может проявить свою инициативу, попытаться решить проблемную ситуацию, быть мотивированным.
В рамках проектов по формированию ЗОЖ реализовываются основные следующие цели и задачи:
o Формирование привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
o Формирование представления о здоровье как о главной ценности в жизни
o Создание условий для формирования у детей жизненно-важных двигательных навыков и умений
o Воспитание интереса детей к здоровому образу жизни
o Повышение компетентности родителей в вопросах формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
Такие проекты проходят через все образовательные области. Именно в этом виде деятельности ребенок может проявить свою инициативу, попытаться решить проблемную ситуацию, быть мотивированным, поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску, и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных ребёнку дошкольного воз-раста.
Проект – это :
1. Проблема
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт
5. Портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы
6. Презентация
Совместная с детьми деятельность помогает понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего здоровья и здоровья других людей. Основная форма реализации про-ектного метода – это различные виды занятий, в том числе и физкультурно-познавательные, исследовательская деятельность педагогов с детьми и исследовательская деятельность родителей с детьми (проекты, портфолио, газеты, конкурсы, макеты, разные виды физкультурно-оздоровительных мероприятий. Все это позволяет добиться положительных результатов в сохранении и укреплении здоровья детей.
Посредством проектной деятельности мы должны помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа, сформировать осознанное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Задачи исследовательской деятельности (специфичны для каждого возраста)
В младшем дошкольном возрасте это :
- вхождение в игровую проблемную ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация решения искать пути выхода из проблемной ситуации (с вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте это –
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение кон-структивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Первым этапом работы должно стать наблюдение за поведением воспитанников в различных видах деятельности. Так как в основе любого проекта лежит про-блема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Особое внимание необходимо уделить степени сформированности культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, желанию участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и т. п. Наблюдение может проходить в процессе бе-сед, игр здоровье сберегающего характера.
Далее необходимо составить перспективный план проектной деятельности с воспитанниками и их родителями. Потому что проект – это игра «всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
Обязательное составляющее проекта – детская самостоятельность (при под-держке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных спо-собностей детей, познавательных и творческих навыков, применение воспитанниками полученных представлений на практике.
В ходе реализации проекта необходимо продумать создание и пополнением развивающей среды. Предметно-пространственная среда в группе не только обеспечивает активность воспитанников, но и является своеобразной формой работы их саморазвития. Изучаемая тема находит отражение в предметной среде группы. Среда пополняется по мере изучения темы и реализации детских проектов соответствующими книгами, материалами, атрибутами, играми и т. д.
Формирование представлений о здоровье, здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста – это целостный процесс. Он требует овладения суммой определенных представлений, применения разных форм, методов и приемов рабо-ты с детьми.
В содержании валеологических проектов по формированию представлений о здоровом образе жизни значительное место занимает организация обучающей дея-тельности с воспитанниками: познавательной, игровой, художественной и т. д.
В процессе познавательной деятельности воспитанники знакомятся с элементарными научными представлениями о внешнем строении человека, внутренних органах, с основой первой помощи при травмах, безопасности поведения.
В каждую тему проекта, необходимо включать различные виды игр, благодаря которым у воспитанников закрепляются необходимые представления и формируется ориентация на применение их в повседневной жизни. Достаточно широко можно использовать сюжетно-ролевые игры, которые способствуют формированию навыков и привычек здорового образа жизни такие игры как : «Больница», «Научим своих детей вести себя правильно», в старшем дошкольном возрасте «Как правильно сделать перевязку», «Поликлиника с различными отделениями (ЛОР, глазное отделение). Также дидактические игры: «Умею – не умею», «Назови ласково», «Кто больше знает слов» и др.
Игры – конкурсы, «Какими способами может передвигаться человек», «Сколькими способами можно напиться», «Сколькими способами можно есть хлеб» и др.
Игры, пропагандирующие подвижный образ жизни : «Кто скорее до флажка», «Перелет птиц», «Попади в цель», народные подвижные игры и др.
В процессе проектной деятельности в первой младшей группе могут ре-шаться следующие задачи учебной программы:
По направлению «Физическое развитие»
• Создание условий для полного удовлетворения биологической потребности в движениях;
• стимулирование естественных процессов роста и развития организма, через двигательную активность, закаливание;
• развитие личности ребёнка, содействие становлению его позитивной «Я - концепции».
По направлению «Социально-нравственное и личностное развитие»
• Формирование представлений о себе и других, значимости гигиенических процедур для здоровья, элементарных правилах поведения, способствующих сохранению своей жизни;
• формирование КГН, навыков культуры приёма пищи, основ ЗОЖ;
• воспитание желания быть самостоятельным при выполнении гигиенических процедур;
• приучение к здоровому питанию;
• развитие уверенности в себе, своих силах, проявление самостоятельных желаний.
По направлению «Познавательное развитие»
- Формирование представлений о частях тела человека у себя и окружающих и их функциях.
В процессе проектной деятельности во второй младшей группе могут решаться следующие задачи учебной программы:
По направлению «Физическое развитие»
- Обогащение двигательного опыта разнообразными видами и способами движений с физкультурными пособиями;
- формирование интереса к различным видам физических упражнений;
- активное участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
По направлению «Социально-нравственное и личностное развитие»
• Формирование адекватных представлений о себе и других, начал психологической культуры, положительной самооценки;
• формирование способности сдерживать себя и выражать чувства гнева, злости в социально приемлемой форме;
• формирование навыков необходимых для поддержания здоровой жизнедеятельности
• воспитание культуры целостного процесса принятия пищи;
• формирование представлений о своих частях тела, внешнем виде, опрятности;
• формирование умения самостоятельно мыть руки, лицо, правильно пользоваться расчёской, носовым платком, поддерживать опрятный внешний вид
• формирование первичных представлений о полезности пищи;
• формирование представлений о безопасных условиях окружающей среды, безопасного поведения.
По направлению «Познавательное развитие»
• Формирование представлений о строении и защите органов чувств, ро-сте и развитии человека, потребности человека в свежем воздухе, чистой воде, здоровой пище и т. д.
В процессе проектной деятельности в средней группе могут решаться следу-ющие валеологические задачи учебной программы:
По направлению «Физическое развитие»
- Расширять объём представлений о ЗОЖ
- формирование потребности в ежедневных физических упражнениях;
-закрепление двигательных умений во всех видах детской деятельности;
- развитие двигательного творчества.
По направлению «Социально-нравственное и личностное развитие»
• Формирование положительного отношения к себе, позитивной самооценки;
• воспитание потребности в соблюдении гигиенических правил;
• формирование представлений о своём росте и развитии;
• формирование представлений о правилах здорового поведения, путях созидания своего здоровья, взаимосвязи природы и человека, влиянии окружаю-щей среды на его здоровье;
• формирование умения заботиться о чистоте тела, сохранять правильную осанку в различных жизненных ситуациях, соблюдать распорядок дня, бережно и внимательно относиться к своему здоровью, здоровью окружающих, понимать важность охраны зрения и слуха;
• формирование представлений о заболеваниях ЖКТ, полезности про-дуктов питания и т. п.
• формирование представлений о мерах предупреждения некоторых за-болеваний и др.
По направлению «Познавательное развитие»
- Формирование представлений о функциях органов чувств.
В процессе проектной деятельности в старшей группе могут решаться следующие валеологические задачи учебной программы:
По направлению «Физическое развитие»
• Воспитывать качества личности, необходимые для сознательного бережного отношения к собственному здоровью и здоровья окружающих; приобщать к идеям олимпийского движения.
По направлению «Социально-нравственное и личностное развитие»
• Формирование положительного отношения к себе, другим позитивной самооценки;
• формирование навыков культуры поведения, КГН;
• воспитание осознанного отношения к ЗОЖ;
• формирование представлений о том, что красивым и здоровым тело делают физические упражнения и отдых, полезная пища, свежий воздух, чистота;
• формирование умения внимательно относиться к своему здоровью, без напоминания мыться, полоскать рот после еды;
• формирование представлений о значении рационального питания для здоровья человека;
• формирование умения совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них;
• формирование представлений о значимости правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья, своих возможностях охране жизни и здоровья и др.
По направлению «Познавательное развитие»
• Формирование представлений об элементарном строении, функциях и защите органов чувств, внутреннем строении человека, условиях от которых зависит здоровье организма человека и др.
Воспитателю по работе над проектами, нужно обязательно учитывать следующие моменты:
- Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, представлений, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
Как известно основной вид деятельности дошкольников –это игра. Например, игры «Магазин», «Кафе», проигрываемые во время реализации проектов, воспитывают культуру общения, питания, обогащают знания детей о продуктах полезных для здоровья и тех, которые мы не называем «Вредными», но упоминаем, что часто употреблять их не рекомендуется. Сюжетно ролевые игры «Больница», «Поликлиника» обогатила знания детей о том, что болеть плохо, о том, что организм слаженный механизм и как важно содержать его в норме.
Даже ежедневный режимный момент как дежурство можно превратить в игру (например, придумывали необычные названия привычным блюдам, тем самым мотивируя «малоешек» пробовать то, что обычно они не едят.
Утреннее приветствие несет психологический комфорт каждому ребенку, настраивает его на позитивное отношение к себе, товарищам, взрослым.
Проводимые с детьми беседы о витаминах, микробах и бактериях обогащают знания детей о том, что витамины не только в аптеке в пузырьке, а растут на грядке и ветке, в тех продуктах, которые на столе в детском саду и дома. Беседы и наблюдения о том, что вокруг нас много микробов повлияло на то, что дети стали более тщательно следить за гигиеной рук.
Озвучивание проблемной ситуации, например, «Почему зубик потемнел?» научило детей выстраивать причинно-следственные связи. «Зубик потемнел потому, что я плохо чистил зубки по утрам, ел много сладостей и пил газировку, и не ел овощи».
Эксперименты с водой и воздухом наглядно показали детям что, воздух и вода содержатся не только в окружающей природе, но и в организме. Дети пытались самостоятельно делать вывод о том, как важно беречь воздух и воду не только в окружающей обстановке, но и в своем организме. Всему этому способствуют: влажная уборка, частое проветривание, длительные прогулки, физические упражнения и игры.
Большим подспорьем в формировании привычки к здоровому образу жизни являются дидактические игры и пособия. С их помощью дети знакомятся с частями тела, с функциями организма, режимом дня, пользой витаминов и т. д. Дошкольники с большим удовольствием играют в свободной деятельности в эти игры, осознавая необходимость в проявлении заботы о собственном организме и здоровье.
Художественное слово, детская книга-важное средство воздействия на детей. Выбор произведений обуславливается их содержанием. Одни книги прививают культурно гигиенические навыки, другие формируют представление о здоровом образе жизни. Однако многие дети не умеют читать, и поэтому мы вместе с ним из-готовили книжки-малышки на тему «В стране здоровья». Дети придумывали рассказ или сказку, рисовали яркие иллюстрации, тем самым систематизируя и закреп-ляя знания.
В проектах и творческие виды деятельности (рисование, лепка, конструирование) тоже обогащают знания детей по вопросам формирования привычки к ЗОЖ.
Любое проявление творчества своего рода арт-терапия, неважно, на листе бумаги, или на песке или асфальте.
Также в проекте нужно и важно использовать здоровьесберегающие технологиям, которые разовьют интерес детей к таким технологиям как гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. Дети полюбят это и большинство станет использовать в самостоятельной деятельности.
Физкультурный уголок и уличное пространство, благодаря помощи родите-лей может пополниться новыми атрибутами для игр и двигательной активности. Новое уличное оборудование мобильно и позволяет детям придумывать новые упражнения (прыжки на 1 ноге, на двух, боком; перешагивание через одно или два препятствия)
Такие проекты заинтересует, не только детей, но и конечно, и родителей, т. к. каждый хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители были вклю-чаются непосредственно в образовательный процесс детского сада, который повышает их культуру по формированию привычки к ЗОЖ у детей. Воспитанники вместе с родителями могут активно участвовать в конкурсе рисунков «Чистота-залог здоровья». Или совместное участие в спортивной эстафете «Мама, папа и я – спор-тивная семья», повысит не только физические данные участников, но и сплотит се-мью. Совместная работа с родителями продолжилась фотовыставкой «Как я занимаюсь спортом», которая отражает стремление семей привить детям любовь к спорту, сформировать умение правильно подходить к вопросам здоровьесбережения.
А самые смелые могут поделиться опытом внедрения привычки вести здоровый образ жизни в своих семьях. Например, один из проектов можно завершить спортивным праздником «Малые олимпийские игры», где дети не только обогатят свои знания о различных видах спорта, но и получат заряд бодрости, отличного настроения, что в свою очередь мотивирует вести ЗОЖ, проводить больше времени на свежем воздухе, с друзьями.
В результате реализации нескольких проектов у детей и родителей появи-лись правильные ориентиры на здоровый образ жизни.
В заключение можно с уверенностью сказать, что именно проектная деятель-ность является одной из наиболее востребованных и полноценных форм работы для достижения поставленных целей по формированию здорового образа жизни в ДОУ. Только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, двигающихся в едином направлении, возможно достичь положительного результата.
Необходимо и очень продолжать систематическую работу в данном направлении, с целью повышения интереса к здоровому образу жизни.