Бойцун Диана
Метод «Лови ошибку» на уроке обобщения материала по теме «Виды росписи» в Доме детского творчества
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКИЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА «СОВРЕМЕННИК»
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По проведению занятия по теме :
Метод «Лови ошибку» на уроке обобщения материала по теме :
«Виды росписи»
Педагог дополнительного образования Бойцун Диана Сергеевна
Программа Техно Арт-студия
Год обучения 2
Возраст обучающихся 8 -11 лет
Санкт-Петербург
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ:
Публикация «Метод „Лови ошибку“ на уроке обобщения материала по теме „Виды росписи“ в Доме детского творчества» размещена в разделах
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 1
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 3
2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. 4
3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ. 4
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ. 4
5. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА 4
6. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
Приложение 1 10
Приложение 2 11
Приложение 3 13
Приложение 4 15
Приложение 5 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За последние годы в школах заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративного искусства. Традиционные народные ремесла в системе образования не только рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, но и развивают у школьников высокий уровень умений и навыков, усидчивость и аккуратность.
Народная роспись оригинальна и своеобразна. Это один из самых древних народных промыслов и самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей росписи. Роспись - это «почерк» народа, его живой образный язык. Сохраняя традиционные предпочтения, роспись всегда отражает время. Поэтому она не может устареть. Роспись как один из видов народного искусства – с одной стороны, вроде бы демократична и проста, но с другой, требует большого пути познания.
Приобщение детей к практической художественной деятельности способствует формированию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Для общего развития детей, для воспитания у них уважения к труду особенно важно приобщение детей к процессу изготовления красивых и полезных в жизни вещей, умение создавать их собственными руками.
Одним из важных вопросов любой образовательной деятельности становится проблема формирования и развития у ребенка организаторских умений, в частности, и умений рефлексии. Их фундаментом, как правило, является такой мыслительный процесс, как внимание. Развивать внимание важно в дошкольном и школьном возрасте. Дополнительное образование художественной и технической направленности предоставляет широкие возможности для этого. Прием метода «Лови ошибку» это универсальный способ активизировать внимание и аналитическую деятельность школьников, тем самым улучшая их организаторские умения.
УЧАСТНИКИ
Бойцун Д. С. – педагог дополнительного образования
Учащиеся 2 года обучения – 16 человек
Возраст учащихся – 8-11 лет
2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Цель занятия: Актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие у учащихся критического подхода к получаемой информации.
3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ
Задачи занятия:
• Образовательные
формирование умения анализировать информацию;
умения применять знания в нестандартной ситуации;
умения критически оценивать полученную информацию
• Развивающие
развивать память, творческое мышление;
способствовать развитию мелкой моторики, творческих способностей;
развивать ассоциативное мышление
• Воспитательные
воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца;
воспитывать художественный вкус.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
• Беседа;
• Фронтальный опрос;
• Командная игра «Лови ошибку»;
• Коллективный просмотр, обсуждение и анализ работ
• Самостоятельная работа по изготовлению брошки.
5. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА
(оформление кабинета)
Оборудование:
1. столы;
2. стулья;
Материалы :
1. картонная основа будущего изделия
2. 2 пакета с заготовками матрешки из бумаги по мотивам росписи гжель и хохлома;
3. клей;
4. ручки;
5. карандаши;
6. заготовки матрёшки-брошки из фетра;
7. нитки.
Инструменты:
1. ножницы;
2. иголка;
3. клей-пистолет.
Образовательные ресурсы
Плакат виды росписи :
- гжель;
-хохлома. (Приложение 1)
6. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
№ Этапы занятия,
время (мин) Деятельность педагога Деятельность учащихся Содержание взаимодействия с учащимися
1 Организационный момент (2 мин)
Цель:
содействовать установлению нормального рабочего настроения у учащихся и готовности к сотрудничеству. Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой. Приветствуют педагога,
сосредоточивают внимание. -Здравствуйте, дети!
-Мне очень приятно видеть вас на занятии!
2 Актуализация знаний
(15 мин)
Цель: определить содержательные рамки занятия, обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Актуализирует опорные знания и умения с помощью проблемной ситуации, мотивирует учащихся к учебному действию. Слушают педагога, анализируют полученную информацию, отвечают на вопросы, слушают ответы товарищей -Наш урок мы начнем с повторения.
-Для начала разобьёмся на команды путём жеребьёвки.
- У нас 2 команды (синие и красные)
Предлагаю разгадать кроссворд по видам росписи.
- Для этого каждой команде выдаётся материал для разгадывания.
- Предлагаю проверить правильность ответа
(Приложение 2)
3 Объяснение выполнения учебного задания (15 мин)
Цель: объяснить последовательность выполнения работы Объясняет, мотивирует учащихся к учебному действию Слушают педагога, анализируют полученную информацию, выполняют задание - А теперь, когда мы повторили виды росписи, основные цвета, элементы, предлагаю командам приступить к игре «Лови ошибку».
- у каждой команды есть мешочек с элементами матрешек, ваша задача найти ошибки. Придя к определенному мнению, определить, элементов какой росписи больше, и из кусочков создать целое изделие. (Приложение 3)
- А пока вы будете делать работу, вам надо подумать кто будет от команды ее презентовать по плану (Приложение 4)-
4 Презентация работ (14 мин)
Цель: подведение командной работы Осуществляет анализ выполненных работ. Организует оценку результатов деятельности на занятии.
Каждая команда представляет свою работу. - Какая у вас роспись?
-Какие цвета основные в ней?
- Основные элементы?
-Где чаще всего используется?
5 Самостоятельная работа учащихся (40 мин)
Цель: выполнить творческую работу на заданную тему Помогает учащимся в выполнение задания.
Отвечает на вопросы Самостоятельно выбирают какую делать роспись и выполняют творческую работу (брошь - матрешка).
Задают вопросы по ходу задания. (Приложение 5) - А теперь каждый выбирает заготовки из фетра брошки- матрешки и выполнит самостоятельную работу.
- Каждый учащийся самостоятельно решает, какую именно роспись применит в своей работе.
Во время творческой работы повторяют технику безопасности.
- Работать ножницами только на своём рабочем месте;
- Не оставлять ножницы открытыми;
- Ножницы класть кольцами к себе;
- Передавать ножницы кольцами вперед
-Хранить иголки в игольнице.
- Не брать иголки в рот.
- Во время работы не вкалывать иголки в одежду.
- Не перекусывать нитку зубами — можно испортить эмаль и поранить губы.
- До и после работы проверь количество игл.
- Игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если она потеряется.
6 Рефлексия (2 мин)
Цель: самоанализ и взаимооценка. Подвести итоги работы, выявить удовлетворенность работой Предлагает обсудить полученные результаты, задает вопросы по созданию творческих работ, по теме урока. Проводят самоанализ своей деятельности на занятии, осуществляют самооценку.
Осознают значимость применения полученных умений и навыков. Итак, занятие подходит к концу.
- Вам понравилось сегодняшнее занятие?
- Хотите ли вы участвовать в похожих уроках?
Уборка рабочих мест
(2 мин)
Цель: обеспечить усвоение учащимися навыков культуры учебного труда Контроль за уборкой рабочих мест
- убирают за собой свое рабочее место
- самоконтроль - убирают за собой свое рабочее место
- самоконтроль
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы рассмотрели вариант применения приема «Лови ошибку» в дополнительном образовании на примере изученных видов росписи, у учащихся школьного возраста и можем прийти к выводу о том, что данный прием очень интересен детям и мотивирует их на дальнейшую работу на занятии. Использовать такую хитрость, как ознакомление обучающихся с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе занятия. Важно учитывать способности обучающихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации.