Olyakoroloo
Проект для дошкольников «Метеостанция как часть экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Название проекта : «Метеостанция как часть экологического воспитания»
2. Авторы проекта : воспитатель Пантелеева О. В.
3. Контактные данные: МОУ СОШ 2 структурное подразделение детский сад «Звезда».
4. Вид проекта : долгосрочный, информационно – исследовательский.
Публикация «Проект для дошкольников „Метеостанция как часть экологического воспитания“» размещена в разделах
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
5. Цель проекта : создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
6. Задачи проекта для педагогов :
1. Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой.
Задачи проекта для детей :
1. Познакомить с профессией метеоролога.
2. Учить фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символах в календарях природы.
3. Познакомить с приборами – помощниками: термометром, дождемером, гигрометром.
4. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения.
5. Воспитывать основы экологической культуры.
6. Длительность проекта : июль 2023г. – август 2023г.
8. Участники проекта : дети среднего и старшего дошкольного возраста.
9. Форма проведения:
- с детьми: совместная деятельность
- с родителями: консультации
10. Ожидаемые результаты проекта : развить умение детей работать с приборами, составлять прогноз погоды; иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра ; приметы, пословицы, поговорки о погоде.
Введение
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
Пояснительная записка
Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная среда организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.
Экологическая развивающая среда должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
-эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения
Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.
Цель проекта :
создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи проекта для педагогов :
1. Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой.
Задачи проекта для детей :
1. Познакомить с профессией метеоролога.
2. Учить фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символах в календарях природы.
3. Познакомить с приборами – помощниками: термометром, дождемером, гигрометром.
4. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения.
5. Воспитывать основы экологической культуры.
Вид проекта :
информационно – исследовательский.
Возраст детей, на которых рассчитан проект : средний дошкольный возраст (4 – 5 лет).
Продолжительность проекта :
С 1 июля 2023г. по 31 августа 2023г.
Этапы проекта :
Подготовительный
1. Знакомство с методической, научно – популярной литературой по теме.
2. Изучение требований к организации метеоплощадки.
3. Составление перспективного плана работы с детьми.
Основной
1. Знакомство с приборами – помощниками.
2. Наблюдения, опыты и эксперименты на метеоплощадке.
3. Фиксация результатов в дневнике наблюдений.
Заключительный
Формы работы с детьми
1. Беседы
2. Наблюдения в природе
3. Книга народных примет
4. Опыты-эксперименты
5. Чтение художественной литературы
6. Дидактические игры
7. Сюжетно-ролевые игры
8. Слушанье музыки
Работа с педагогами:
1. Консультация «Работа на метеоплощадке в детском саду»
2. Презентация проекта «Метеостанция как часть экологического воспитания»
Работа с родителями
1. Консультация «Метеостанция в детском саду – играя, наблюдаем»
Необходимое оборудование для реализации проекта
№ Наименование оборудования Предназначение
1. Метеодоска Доска, на которой размещают приборы.
2. Гигрометр Прибор для измерения влажности воздуха.
3. Кормушка для птиц Кормушка позволит детям изучать вблизи птиц в любое время года, оставлять им подкормку проявляя к ним заботу.
4. Доска меловая Доска для рисования мелом. Отлично подходит для фиксации состояния погоды, рисования различных графиков.
5. Дождемер Служит для измерения количества осадков.
6. Термометр Прибор для измерения температуры воздуха.
Содержание проекта :
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего развития ребенка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы решили сделать на своем участке метеостанцию.
Для наблюдения за погодой будут использованы традиционные приборы (термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр).
Все показания приборов будут фиксироваться в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.
Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:
- наблюдать за небом и облачностью, влажностью воздуха при помощи гигрометра.
- измерять количество осадков с помощью дождемера,
- определять температуру воздуха с помощью термометра,
- сообщать прогноз погоды педагогам, родителям
Перспективный план
Месяц
Этапы проекта Неделя Средний дошкольный возраст
(4-5лет)
Подготовительный
(Информационно-накопительный)
Июль
01.07.-11.07.
1. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
3. Рассматривание с детьми иллюстраций, фотографий в книгах, энциклопедиях.
4. Разработка сценариев спортивных досугов по теме;
5. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактических игр, сюжетно - ролевых игр;
Составление комплексно-тематического планирования, реализации основного этапа проекта.
II. Основной этап: (Организационно-практический)
комплексно-тематическое планирования
15.07 -18.07. Экскурсия на метеоплощадку
Цель: Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных условий
21.07-25.07 «Что такое метеостанция»
Цель:формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных явлений
28.07-02.08. «Народные приметы»
Цель:Знакомить с приметами,которые могут предсказать погоду
август 05.08 -09.08. «Что такое компас»
Цель: Формировать представление о частях света, познакомить с компасом
12.08 -16.08. «Какие бывают осадки»
Цель:уточнить представление о термометрепо
19.08 -23.08. «Опыты-эксперименты с водой и воздухом»
Цель:Обогощать и систематизировать знания детей о воде,воздухе,и их свойствах через организацию совместной деятельности
26.08 -30.08. «Метеобюро»
Цель:Расширять знания детей о профессиях,связанных с исследованием погоды
сентябрь 02.09 -06.09. «Погода и человек»
Цель: Дать представление о том, как погода влияет на человека его деятельности
09.09 -13.09. «Солнце-источник света и тепла»
Цель: Формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла, развивать умение мыслить, рассуждать и доказывать.
16.09 -20.09. «Плывут в небе облака»
Цель: Познакомить детей с облаками: перестые, кучевые.
Реализация проекта.
Аналитический этап проекта.
Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно интересными для детей оказались практические работы на метеостанции.
Приложение к проекту
Наблюдения
1. Наблюдение за небом и облаками
2. Цель:Продожать расширять знанияо явлениях неживой природы,обратить внимание на сезонные изменения.
3. Наблюдение за солнцем
Цель:подвести детей к пониманию,что температура воздуха зависит от высоты стояния солнца.
4. Наблюдение за температурой воздуха
Цель: познакомить детей с прибором измерения температурывоздуха-термометром,познакомить с календарем погоды, условными обозначениями.
Беседы с использованием презентаций
1. «Как вести себя в жару на участке»
Цель: учить детей без напоминания надевать головной убор,соблюдать правила нахождения на солнце,чтобы не перегрется
2. «Насекомые –польза или вред»
Цель: дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
3. «Наш дом-природа»
Цель:дать детям понять Ючто природа –это наш общий дом,расширять знани детей о природе,продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.
4. «Волшебница вода»
Цель:рассказать о значении воды в нашей жизни,показать в каом виде существует вода, рассказать о разнообразии воды.
5. «Загадки планеты Земля»
Цель: формировать представление о зависимости климатав любой точке планеты от удаленности от солнца.
6. «Мы-юные метеорологи»
Цель:Закрепить знания о метеоприборах,вырабатывать навыки использования этих приборов.
Подвижные и малоподвижные игры
1. «Компас»
Цель: игра развивает ориентацию в пространстве,помогает запомнить стороны света,улучшает координацию.
2. «Прогноз погоды»
Цель: формировать желание оберегать и охранять природу,представления о погодных измененияхв природе,закрепить знания детей о погодных явлениях в природе.
3. «Ветер»
Цель: игра развивает ориентацию в пространстве,развивает воображение,творческие проявления личности,связную речь,умение слушать товарища.
4. «Ветер- хорошо и плохо»
Цель:Формировать умение видеть в природных явлениях положительное и отрицательное для жизни людей, растений,животных
5. «Южный ветер-северный ветер»
Цель:развивать выносливость, меткость, воспитывать честность.
6. «Дождик»
Цель: развивать слуховое восприятие, способствовать развитию положительных эмоций, развивать речевые возможности детей, коммуникативные способности детей
7. «Свойства воздуха»
Цель:познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его,развивать любознательность, внимание,
Развивать любознательность, внимание, поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
8. «Что лишнее»
Цель:закрепить знания признаков разных времен года,умение четко излагать свои мысли,развивать слуховое внимание.
Дидактические игры
1. «Картина природы»
Цель:расширять знания детей о живой природе,средах обитания живых организмов
2. «Путешествие капельки Капы»
Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе
Список используемой литературы:
1. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников :// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009г.
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. –М. : ТЦ Сфера,2004г.
3. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей// Дошкольная педагогика. -2009г.
4. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребёнок. – СПб. : Детство – пресс,2003г.