Оксана Герцик
Метапредметность на уроках русского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Метапредметность на уроках русского языка
«Если мы будем учить сегодня так,
как учили вчера,
мы украдём у детей завтра».
(Джон Дьюи)
Сегодня школа стремительно меняется. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребенка способами действий. ФГОС определяет новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД).
Публикация «Метапредметность на уроках русского языка» размещена в разделах
В современном обществе приоритетной целью школьного образования становится не передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение познавательными универсальными учебными действиями;
2) овладение умениями работать с информацией;
3) овладение регулятивными учебными действиями;
4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями;
5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
• учиться работать по предложенному учителем плану
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Ещё один из важных этапов - Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, из схем;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Эффективным средством считаю работу со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат организация работы в парах и малых группах.
Метапредметные результаты включают в себя задания, направленные на развитие контрольно-оценочной самостоятельности, информационной грамотности, учебной грамотности (т. е. умения учиться, а также учебное сотрудничество.
Информационная грамотность
• Работа с информационными текстами: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно-популярный текст, естественно-научный текст (независимо от скорости); определять главную мысль текста; находить незнакомые слова, определять их значение разными способами.
• Представление информации разными способами: представлять результаты данных в виде простейших таблиц и диаграмм; читать простейшие графики, диаграммы и таблицы, содержащие информацию об объектах и социальных процессах; находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос; следовать инструкции по правильному выполнению задачи; работать с модельными средствами (знаковыми, графическими, словесными) в рамках изученного материала
Учебная грамотность (умение учиться)
Возможные типы заданий для оценки основ учебной грамотности в 1-4 классах
1) Задания с приведенными ошибочными решениями (способы решения должны быть подробно показаны). Ошибочные решения должны быть двух типов: а) ответ правильный, но способ решения неправильный; б) способ правильный, но ответ неправильный. Ученик должен найти ошибки и указать их причины;
2) Задания, в которых учащийся должен самостоятельно выдвинуть критерии и оценить свою работу по этим критериям;
3) Задания с готовым решением и выделением нескольких критериев. Учащимся необходимо оценивать правильность выполнения задания по этим критериям;
Контрольно-оценочная самостоятельность
Критерии оценивания различны.
Существует три варианта самооценки письменных работ:
- оценка учеником уже выполненной, но непроверенной учителем работы. Данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке;
- оценка учеником уже проверенной, но неоцененной учителем работы. Эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля;
- прогностическая оценка – является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя.
Ожидаемый результат
• Научатся работать с текстом, определять лексическое значение слова, научаться добывать информацию из разных источников, находить разные способы решения
• Научатся работать в группе, в парах, научатся слушать друг друга и понимать, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку, эффективно сотрудничать
• Научатся находить, систематизировать, обобщать материал и использовать его
• Научатся высказывать свое мнение, давать оценку поступкам, строить план своих действий, оценивать свои действия.
Объектом формирования и оценки становятся не только действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием, но и универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Большая часть заданий Всероссийских проверочных работ направлена на диагностику не только предметных, а также метапредметных умений. Задания построены таким образом, что при их выполнении необходимо задействовать предметные и метапредметные умения в совокупности. Но на страницах учебников по начальной математике, русскому языку, окружающему миру и др., в основном, содержатся задания, включающие учеников в репродуктивную, тренировочную деятельность по заданному алгоритму-образцу, что, безусловно, обеспечивает формирование предметных результатов. К сожалению, при таком подходе УУД не становятся объектом целенаправленного формирования.
Следовательно, в процессе обучения ученики должны приобрести опыт «общения» с подобными заданиями.
Современный урок русского языка рассматривается как форма учения, в центре внимания которой стоит деятельность ученика. Поэтому, перед учителем стоит задача организации такой деятельности учащихся, которая бы способствовала получению новых знаний через формирование универсальных способов деятельности, применение их в других учебных предметах. Одной из составляющих такой деятельности являются метапредметные задания.
Установленные ФГОС требования к результатам освоения основной образовательной программы ввели в профессиональный словарь современного педагога понятие «метапредметные результаты» и как следствие появились другие понятия: «метапредметное обучение», «метапредметный подход», «метапредмет», «метапредметные задания».
Я хочу представить наиболее эффективные задания и упражнения метапредметного характера, которые использую на своих уроках в начальных классах в работе.
Задание 1.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания.
Слава выполнял задание: среди слов выбери имена существительные и запиши их в алфавитном порядке. Подчеркни безударные гласные.
Москва, река, Нева, Пётр 1, город, народ, Россия.
Он выполнил задание так: Нева, Москва, Пётр 1, Россия.
Запиши, какую ошибку допустил Слава?
Задание 2.
Регулятивные УУД: умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
Тебя попросили научить второклассника узнавать сложные слова. Составь план своих действий. Для этого выбери только необходимые действия и расставь их по порядку. В квадратиках рядом с выбранными пунктами плана проставь их номера в правильном порядке.
Попрошу поставить ударение
Попрошу найти корень в словах
Попрошу его вспомнить, что такое корень
Покажу слово, где есть два корня (сложное слово)
Попрошу предположить, что такое сложные слова
Попрошу подчеркнуть все гласные в словах
Задание 3.
Познавательные УУД: умение осуществлять логическое действие «сравнение» по существенным признакам.
Сравните два слова: увидел, доехала. Найди и запиши в таблицу сходство и различия по существенным признакам.
Сходство
Различия
Задание 4.
Познавательные УУД: умение использовать модели и схемы для решения задач.
На уроках русского языка вы изучали орфограммы. Прочитай названия орфограмм и перечисленные слова.
1. Сладкий 6. поля
2. Речной 7. Безударные гласные
3. Пруд 8. Непроизносимые согласные
4. Звездный 9. тростник
5. Парные согласные
Заполни схему классификации орфограмм.
Задание 5.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания.
Ученики подбирали родственные слова к слову «вода». Миша написал следующие слова: водичка, проводник, водомерка, водитель, подводник. Его работу проверили другие ученики и подчеркнули ошибки. Кто проверил верно?
Первый ученик: водичка, проводник, водомерка, водитель, подводник. Второй ученик: водичка, проводник, водомерка, водитель, подводник. Третий ученик: водичка, проводник, водомерка, водитель, подводник.
Задание 6.
Регулятивные УУД: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.
Юра составил алгоритм определения главных членов предложения. Зачеркни лишние пункты алгоритма.
1. Прочитаю предложение.
2. Определю, о ком или о чем говорится в предложении.
3. Назову признаки этого предмета.
4. Определю, что говорится о подлежащем.
5. Подчеркну подлежащее и сказуемое.
6. Подчеркну орфограммы в подлежащем и сказуемом.
Задание 7.
Регулятивные УУД: умение оценивать свои действия и действия других.
Ученик 3 класса выполнял задание, в котором необходимо было списать текст, разделив его на предложения и расставив нужные знаки препинания.
Текст.
Ночью ударил сильный мороз он сковал ледком лужи на лесных дорожках резкий ветер гулял по лесу мелкие пташки спрятались в гнёзда там птичкам тепло вдруг глухо каркнул ворон зайка прижал от страха ушки.
Ученик выполнил так.
Ночью ударил сильный мороз! Он сковал ледком лужи на лесных дорожках. Резкий ветер гулял по лесу мелкие пташки спрятались в гнёзда. Там птичкам тепло вдруг глухо каркнул ворон. Зайка прижал от страха ушки.
Оцени работу ученика 3 класса. Выясни следующее:
1. Все ли знаки препинания указал верно? ___
2. Сколько предложений получилось при выполнении? ___
3. Сколько предложений получилось у тебя? ___
4. Дай общую характеристику работы ученика 3 класса.
Задание 8.
Познавательные УУД: умение использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта; определять существенный признак для классификации; объединять части объекта.
Учительница написала на доске слова и попросила первоклассников разделить эти слова на две группы и придумать каждой группе название.
ЯМА, КОНЬ, ВАЗА, РОТ, УЛЕЙ, МАЙ, КУСТ, МАЯК, ЕЛЬ
Алеша разделил слова по числу звуков, но сделал несколько ошибок. Найди их. Зачеркни слова, которые попали не в свою группу.
З звука 4 звука
ЯМА ВАЗА
КОНЬ УЛЕЙ
РОТ КУСТ
МАЙ МАЯК
ЕЛЬ
Лена разделила слова на группы правильно, но забыла написать названия групп. Впиши названия в серые строки.
КОНЬ ЯМА
РОТ ВАЗА
МАЙ УЛЕЙ
КУСТ МАЯК
ЕЛЬ
Задание 9.
Регулятивные УУД: выдвигать версии решения проблемы, высказывать свое мнение.
Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Выбери лишнее слово, не связанное общим признаком с двумя другими словами. Объясни свой выбор. Найди как можно больше признаков выделения лишнего слова.
Птицы, лисицы, зерно
Лишнее слово Признак, по которому слово не связано с другими словами
Задание 10.
Ученикам второго класса предложили подготовить задания для своих сверстников. Несколько ребят написали предложения с многозначными словами.
1. Солнце село за село.
2. Лена сделала хлопок, и хлопок разлетелся.
3. Нижние полки заняли полки оловянных солдатиков.
4. Маша взяла лист бумаги и нарисовала осенний лист.
Кто из учеников правильно написал предложение? Если есть ошибки, опишите их в таблице
Ученики Ошибки
Первый
Второй
Третий
Четвертый
В заключение хотелось бы привести слова И. Г. Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». А помогать учащимся в раскрытии этого нового будет умение учиться.
Таким образом, сформированность метапредметных УУД обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Своевременно сформированные метапредметные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.
Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
Используемая литература:
1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2010. – 89 с.
2. Громыко, Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] / Н. Громыко. - URL : https://www.ug.ru/archive/36681 (дата обращения 10.11.2016)
3. Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие / А. В. Хуторской. - М. : Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012. – 50 с.
4. Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и методикам обучения / А. В. Хуторской. - СПб. : Питер, 2004. – 288 с.
5. Ковалёва Г. С., Логинова О. Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 1 / Г. С. Ковалёва, О. Б. Логинова. – М. : Просвещение, 2011. –240 с.
6. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 230 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Стандарты второго поколения. – М. : Просвещение, 2010. – 30 с.