аззалиева
Место дидактической игры в обучении младших школьников ИЗО
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность является важным средством эстетического воспитания детей. Она позволяет детям выразить в рисунках свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью имеет для школьника большое значение. При организации работы по формированию творческой активности и художественных способностей детей, важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, умений и навыков.
Темочки:
- Дидактические игры
- ИЗО в школе
- ИЗО, изобразительное искусство. Игры, дидактические пособия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. Одним из методов стимулирования является игра, потому что игра – доступный для детей вид деятельности и возможный способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Игра занимает большое место в системе художественного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, удовлетворяющая его интересы и социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»[2].
Игра способствует формированию моральных качеств: ответственности перед коллективом, чувству дружбы, согласованности действий при достижении общей цели. Игра тесно связана с художественным творчеством школьников- конструированием, рисованием, лепкой.
В игре ярко проявляются особенности воображения и мышления ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра- это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: беседами, наблюдениями, чтением и т. д. Так одним из методов художественного воспитания является дидактическая игра.
Дидактическая игра-это игра, специально предназначенная для реализации целей обучения. Дидактические игры развивают сенсорные (чувственные) ориентировки детей (на форму, величину, цвет и т. д., наблюдательность, внимание, память, мышление, счетные умения, речь, представления об окружающем мире. Он имеет большое значение в нравственном воспитании, потому что способствует развитию у них целеустремленности, чувства коллективизма, выработки умения чувствовать и действовать в соответствие с принятыми в обществе нормами поведения[1].
Дидактические игры на уроках изобразительного искусства составляются по принципу самообучения, т. е. так, что они должны направлять учеников на овладение знаниями и умениями, а также на развитие практических навыков. К развивающим играм относят: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, ит. д. Дидактические игры вызывают у детей живой интерес к урокам ИЗО, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывать познавательную активность детей. Ценность дидактической игры определяется по эффективности в разрешении той или иной задачи которую решает ученик.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, и группы игр на обобщение предметов по определенным признакам, умения отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т. д.
Методические приемы приносят результат в тех случаях, если учитель применяет их упорядоченно, учитывает общие тенденции психического развития учеников, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.
Организуя самостоятельную деятельность детей, учитель особое значение предает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает детям, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры.
Традиционно выделяются следующие структурные этапы дидактических игр :
-целеполагание;
-планирование;
-реализация цели;
-анализ результатов.
К структурным компонентам игры относят :
-роли, взятые на себя играющими;
-игровые действия как средства реализации этих ролей;
-игровое употребление предметов, замещение реальных вещей игровыми;
-реальные отношения между играющими;
-сюжет (содержание)-область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.
Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры, создается рабочая обстановка на уроке.
Как отмечают исследователи, в основе любой игровой методики, проводимой на учебном занятии, должны лежать следующие принципы:
1)актуальность дидактического материала (актуальные задачи, наглядные пособия и др.)собственно помогает детям принимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.
2)коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую- более сложные
3)соперничество создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером этих принципов могут служить любые командные игры :Что? Где? Когда (одна половина задает вопросы- другая отвечает.)
На основе указанных принципов можно сформулировать требования к дидактическим играм, проводимых на уроках ИЗО. Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры им нравятся больше, какие меньше. П. И. Пидкасистый формулирует следующие требование к дидактической игре :
1)каждая игра должна содержать элемент новизны;
2)нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра-дело добровольное;
3)игра- не урок, игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое- это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии;
4)эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует.
5)игра -средство диагностики, ребенок раскрывается в игре.
Для достижения эффективных результатов в обучении школьников изобразительной деятельности, могут использоваться следующие дидактические игры :
1) «Назови автора», развивает память и воспитывает любовь к искусству.
2) «Реставратор», на закрепление техники гжельской (любой) росписи, развивает память и воображение.
3) «Ярмарка мастеров», воспитывает любовь к искусству, на закрепление представлений о народном искусстве.
4) «Древний скульптор», развивает мышление, воображение, память.
5) «Кроссворд», позволяет эффективно проверить усвоенные знания.
6) «Викторина», направлена на закрепление знаний. [3]
Тем не менее, использование игры в обучении связано с рядом проблем, и прежде всего с меньшей обучающей эффективностью игры по сравнению с обычной учебной работой, основу которой составляет учение, направленное на усвоение знаний, формирование навыков и умений. К тому же, далеко не все педагоги в достаточной мере знакомы с учебными играми, в школах нередко не хватает материалов для проведения игр на уроках ИЗО, немаловажной является и проблема обеспечения дисциплины, должного порядка в ходе игры по причине повышенной оживленности, эмоциональности детей.
Преодолеть эти и другие проблемы позволяют:
-глубокая продуманность учебной цели;
-обоснованный отбор содержания учебного материала;
-обеспечение высокого уровня включенности всех детей в игру;
-должная поддержка руководства и обеспечение надлежащими ресурсами.
Итак, дидактические игры могут успешно применяться на уроках изобразительного искусства. В игре дети чувствуют себя уверенно и раскрепощено. Использование дидактической игры позволяет успешно решать обучающие и развивающие задачи урока ИЗО, находить лучший способ осуществления поставленных учебных целей, стимулировать художественную деятельность детей.
Литература
1. Педагогика:учеб. пособие для студ. пед. вузов/под ред. П. И. Пидкасистого. -М. :Педагогическое общество России, 2005.
2. Самоукина, Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании/Н. В. Самоукинав. -М. :Просвящение,1996.
3. Томилова,Т. Н. Использование игр и игровых действий на уроках рисования в школе. /Т. Н. Томилова. -Шадринск,2007.