Папки-передвижки

Место дидактической игры в обучении младших школьников ИЗО

аззалиева
Место дидактической игры в обучении младших школьников ИЗО
▼ Скачать + Заказать документы

Изобразительная деятельность является важным средством эстетического воспитания детей. Она позволяет детям выразить в рисунках свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью имеет для школьника большое значение. При организации работы по формированию творческой активности и художественных способностей детей, важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, умений и навыков.

Темочки:

Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. Одним из методов стимулирования является игра, потому что игра – доступный для детей вид деятельности и возможный способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Игра занимает большое место в системе художественного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, удовлетворяющая его интересы и социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»[2].

Игра способствует формированию моральных качеств: ответственности перед коллективом, чувству дружбы, согласованности действий при достижении общей цели. Игра тесно связана с художественным творчеством школьников- конструированием, рисованием, лепкой.

В игре ярко проявляются особенности воображения и мышления ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра- это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: беседами, наблюдениями, чтением и т. д. Так одним из методов художественного воспитания является дидактическая игра.

Дидактическая игра-это игра, специально предназначенная для реализации целей обучения. Дидактические игры развивают сенсорные (чувственные) ориентировки детей (на форму, величину, цвет и т. д., наблюдательность, внимание, память, мышление, счетные умения, речь, представления об окружающем мире. Он имеет большое значение в нравственном воспитании, потому что способствует развитию у них целеустремленности, чувства коллективизма, выработки умения чувствовать и действовать в соответствие с принятыми в обществе нормами поведения[1].

Дидактические игры на уроках изобразительного искусства составляются по принципу самообучения, т. е. так, что они должны направлять учеников на овладение знаниями и умениями, а также на развитие практических навыков. К развивающим играм относят: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, ит. д. Дидактические игры вызывают у детей живой интерес к урокам ИЗО, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывать познавательную активность детей. Ценность дидактической игры определяется по эффективности в разрешении той или иной задачи которую решает ученик.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, и группы игр на обобщение предметов по определенным признакам, умения отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т. д.

Методические приемы приносят результат в тех случаях, если учитель применяет их упорядоченно, учитывает общие тенденции психического развития учеников, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Организуя самостоятельную деятельность детей, учитель особое значение предает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает детям, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры.

Традиционно выделяются следующие структурные этапы дидактических игр :

-целеполагание;

-планирование;

-реализация цели;

-анализ результатов.

К структурным компонентам игры относят :

-роли, взятые на себя играющими;

-игровые действия как средства реализации этих ролей;

-игровое употребление предметов, замещение реальных вещей игровыми;

-реальные отношения между играющими;

-сюжет (содержание)-область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры, создается рабочая обстановка на уроке.

Как отмечают исследователи, в основе любой игровой методики, проводимой на учебном занятии, должны лежать следующие принципы:

1)актуальность дидактического материала (актуальные задачи, наглядные пособия и др.)собственно помогает детям принимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

2)коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую- более сложные

3)соперничество создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером этих принципов могут служить любые командные игры :Что? Где? Когда (одна половина задает вопросы- другая отвечает.)

На основе указанных принципов можно сформулировать требования к дидактическим играм, проводимых на уроках ИЗО. Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры им нравятся больше, какие меньше. П. И. Пидкасистый формулирует следующие требование к дидактической игре :

1)каждая игра должна содержать элемент новизны;

2)нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра-дело добровольное;

3)игра- не урок, игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое- это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии;

4)эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует.

5)игра -средство диагностики, ребенок раскрывается в игре.

Для достижения эффективных результатов в обучении школьников изобразительной деятельности, могут использоваться следующие дидактические игры :

1) «Назови автора», развивает память и воспитывает любовь к искусству.

2) «Реставратор», на закрепление техники гжельской (любой) росписи, развивает память и воображение.

3) «Ярмарка мастеров», воспитывает любовь к искусству, на закрепление представлений о народном искусстве.

4) «Древний скульптор», развивает мышление, воображение, память.

5) «Кроссворд», позволяет эффективно проверить усвоенные знания.

6) «Викторина», направлена на закрепление знаний. [3]

Тем не менее, использование игры в обучении связано с рядом проблем, и прежде всего с меньшей обучающей эффективностью игры по сравнению с обычной учебной работой, основу которой составляет учение, направленное на усвоение знаний, формирование навыков и умений. К тому же, далеко не все педагоги в достаточной мере знакомы с учебными играми, в школах нередко не хватает материалов для проведения игр на уроках ИЗО, немаловажной является и проблема обеспечения дисциплины, должного порядка в ходе игры по причине повышенной оживленности, эмоциональности детей.

Преодолеть эти и другие проблемы позволяют:

-глубокая продуманность учебной цели;

-обоснованный отбор содержания учебного материала;

-обеспечение высокого уровня включенности всех детей в игру;

-должная поддержка руководства и обеспечение надлежащими ресурсами.

Итак, дидактические игры могут успешно применяться на уроках изобразительного искусства. В игре дети чувствуют себя уверенно и раскрепощено. Использование дидактической игры позволяет успешно решать обучающие и развивающие задачи урока ИЗО, находить лучший способ осуществления поставленных учебных целей, стимулировать художественную деятельность детей.

Литература

1. Педагогика:учеб. пособие для студ. пед. вузов/под ред. П. И. Пидкасистого. -М. :Педагогическое общество России, 2005.

2. Самоукина, Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании/Н. В. Самоукинав. -М. :Просвящение,1996.

3. Томилова,Т. Н. Использование игр и игровых действий на уроках рисования в школе. /Т. Н. Томилова. -Шадринск,2007.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Консультация для родителей в детском саду на тему: «Роль дидактической игры в обучении детей». Консультация для родителей в детском саду на тему: " Роль дидактической игры в обучении детей". Как известно, дидактическая игра одна из.

Малоподвижные игры для младших школьников (дошкольников) на переменеМалоподвижные игры для младших школьников (дошкольников) на перемене Игры в младшем школьном (дошкольном) возрасте имеют огромное значение. В работе с детьми игры можно использовать при проведении различных.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении младших школьников РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит.

Сценарий конкурсной литературной игры для старших дошкольников и младших школьников «По страницам любимых книг»Сценарий конкурсной литературной игры для старших дошкольников и младших школьников «По страницам любимых книг» Предварительная подготовка: игра построена по принципу телевизионной игры «Своя игра». Группа детей делится на 2 команды. Каждая команда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Место дидактической игры в обучении младших школьников ИЗО
Опубликовано: 3 февраля 2022 в 10:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Место дидактической игры в обучении младших школьников ИЗО» (включая файлы) размещена пользователем аззалиева (УИ 2900174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД