Татьяна Кузяхметова
Место дидактических игр и лексических упражнений в формировании словаря дошкольников
▼ Скачать
На современном этапе педагогической деятельности введены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, которые определяют содержание работы в образовательной области «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Место дидактических игр и лексических упражнений в формировании словаря дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Значительное место в обучении речи занимает словарная работа : расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
У каждого метода имеются игры и упражнения, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Для речевого развития используются лексические упражнения и все виды игровой деятельности. В данной работе охарактеризуем дидактические игры и лексические упражнения, которые положительно влияют на развитие словаря детей дошкольного возраста.
Работая над словом, Е. С. Слепович отмечал, надо учитывать любое речевое действие, высказывание, которое представляет собой процесс постановки и решения своеобразной мыслительной задачи: «Речь не есть просто вербализация, подыскивание и подклеивание словесных ярлычков к мыслительным сущностям: это творческая интеллектуальная деятельность, включаемая в общую систему психической и иной деятельности. Это решение познавательной задачи, это действие в проблемной ситуации, которое может осуществляться с опорой на язык».
Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка необходимо использовать различные игры и игровые упражнения. Лексические игры и упражнения используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные игры и упражнения помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Лексические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Научные исследования ряда психологов и педагогов Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Заботясь о расширении запаса слов у дошкольников, необходимо стремиться к тому, чтобы расширить его не за счет слова – звука, а за счет слова – представления, т. е. осознанного восприятия слова. Учитывая обучающую функцию дидактики в игровой ведущей деятельности и сензитивность речевого развития делает изучаемую тему значимой в дошкольной педагогике. Однако за последние годы модернизации образовательного процесса данная тема место дидактических игр в формировании словаря дошкольников недостаточно обследована, что делает ее особенно актуальной.