Русудан Джанашия
Меры и виды поощрения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Поощрение положительных поступков позволяет вырабатывать у ребенка правильное поведение. Иногда взрослые люди считают, что так они «покупают» расположение малыша. На самом деле, поощрение — это важная часть воспитательного процесса.
Почему это важно?
Дети рождаются с нулевыми социальными навыками. Только под воздействием внешней среды у них формируются представления о мире, в том числе и о границах допустимого поведения. Говорить малышу «плохо» или «хорошо» не особо результативно, так как абстрактные понятия ему не понятны.
Публикация «Меры и виды поощрения детей» размещена в разделах
Поэтому поощрения и наказания являются действенными способами оценки поведения ребенка. С их помощью малыш понимает, как поступать можно, а как нельзя. Но тут не все так просто. Переизбыток похвалы приведет к избалованности. Недостаток — к черствости и неполноценности.
Хвалить можно за хорошие поступки, выполнение просьб, указаний. Поощрение может служить отличным мотиватором к действиям. Детям дошкольного возраста важно объяснить: хорошее отношение можно заслужить определенными поступками.
Виды
Стоит сразу запомнить: одного универсального способа поощрять не существует. С одними детьми работает определенный метод, с другими нет. Поэтому родителям придется проявляться чудеса гибкости и иметь в запасе несколько вариантов действий.
Виды :
Словесные — это похвала, благодарность, одобрение.
Материальные — награда, подарок, выполнение желания ребенка.
Телесные — объятия, поцелуй, поглаживание.
Нельзя однозначно сказать, какой вид будет действенным. Один ребенок может предпочитать эмоциональное общение, другой — телесный контакт. Поэтому нужно экспериментировать.
Подарки = покупки?
Сложнее всего дело обстоит с материальным поощрением. Давать деньги дошкольнику нет смысла. Он не воспринимает их в полной мере и не ценит. Легче использовать покупку игрушек или других вещей. Но тут можно использовать одну хитрость.
На стену вешается ватман. Родитель чертить ряд клеточек и сверху подписывает дату. При хорошем поведении малыш получает наклейку, когда он соберет определенное количество, то получает подарок. Важно чтобы цель была сложно достигаемой. Какой смысл ребенку стараться получить конфету, если они свободно лежат в вазе? Никакого. Поэтому нужно выбирать то, что малыш не имеет возможности взять.
Ошибки
Родители не являются профессиональными педагогами и поэтому они не всегда правильно поступают. Нельзя дарить подарки или ласкать ребенка только в обмен на что-то — это формирует товарно-денежный подход. Иными словами, говорить: «Я буду обнимать тебя только за хорошее поведение» неправильно.
При похвале нельзя сравнивать достижение ребенка с другими малышами. Не стоит высказывать: «ты убрал комнату, а у Маши всегда чисто». Так родители только обесценивают поступок дошкольника.
Важно помнить: оценивают поступок, а не личность ребенка. Помимо поощрений нужно применять и наказания. Только тогда получится вырастить полноценную личность.