Якубова Мария Александровна
Мероприятие с родителями в форме круглого стола «Мой дом. Мой город. Мое Отечество»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения : Родительские посиделки, интерактивная лекция для родителей
Цели:
• зажечь искорку любви и интереса к жизни народов родного края в разное историческое время. К его истории и культуре, к природе родного края и России;
• расширить знания родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств детей;
• познакомить родителей с приёмами и методами патриотического воспитания.
Публикация «Мероприятие с родителями в форме круглого стола „Мой дом, Мой город, Мое Отечество“» размещена в разделах
• расширить знания родителей о родном городе, достопримечательностях, его историческом прошлом.
• формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, к его жителям и их труду.
• развивать творческие способности родителей.
Задачи:
• воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищения его красотой;
• познакомить участников круглого стола с традициями, которые существуют в разных семьях;
• воспитывать желание совместно и дружно трудиться при изготовлении сувениров;
• приобщать к культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества присущие ему: трудолюбие, доброту, сочувствие, взаимовыручку.
• План проведения:
• 1. Вступительное слово ведущего (сообщение темы, цели и задач родительского собрания).
• 2. «Посиделки».
• 3. Принятия решения.
• Ход мероприятия :
• I. Подготовительный этап
• 1. Оформление материалов к выставке по теме собрания.
• 2. Разработка сценария.
• 3. Проведение опроса детей и родителей на тему «Мое отечество».
• 4. Оформление текстовых и наглядных материалов к собранию.
Родительские посиделки проходит в помещении группы или в музыкальном зале. Звучит спокойная народная музыка. Столы расположены для работы в группах (по четыре группы). На каждом столе лежат чистый лист, ручка, подставка, подносы с материалами для ручного труда, программа собрания
Ход круглого стола
I. Вступление
Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка. Здесь он учится любить, терпеть, развиваться, сочувствовать. В семье приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Так что же такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на этот вопрос достаточно сложны. Для простоты суждения условимся считать Владимира Даля первым, кто внятно определил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю, - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Патриотизм включает:
1. Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.
2. Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.
3. Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом, взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.
Исходя из этого, можно определить основные направления в работе по воспитанию патриотических чувств у детей:
1. Воспитание любви к своей Родине.
2. Приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии.
3. Разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей.
4. Воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им.
5. Изучение своей семьи: семейных реликвий, профессий членов семьи, увлечений родителей, бабушек, дедушек. Это направление в работе по воспитанию патриотических чувств у воспитанников мы считаем приоритетным среди других.
Ведь народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт».
Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.
В результате такой поисковой работы дети должны усвоить, что мир семьи – это…
- родной дом, уют, тепло;
- взаимопонимание, любовь, уважение;
- праздники, традиции.
А взрослые должны постараться объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить пять важных правил:
- уважай старших и люби их;
- позаботься о младших в семье;
- помни, что своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи;
- дорожи всеми своими родственниками;
- помни, что ты в семье помощник и продолжатель семейных традиций.
«Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности,– это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», - писал В. А. Сухомлинский. Об этом надо постоянно помнить, воспитывая детей.
II. Основная часть
Уважаемые родители!
Хотелось бы начать собрание словом – Здравствуйте!
Пускай звучит оно не ново – Здравствуйте!
Я повторять его всегда готова – Здравствуйте!
Сегодня мы поговорим о нашем городе, о нас и наших детях – жителях замечательного города Ульяновска.
Россия самая большая страна в мире (воспитатель показывают территорию России на глобусе).
Много чудесных стран на Земле, но Россия – необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Много разных народов живёт в России, и каждый народ имеет свою культуру и разговаривает на своём языке.
Как вы думаете, что такое Родина? (ответы родителей). Родина – значит родная, как мать и отец. У каждого человека есть место, где он родился. А где родились вы? (Ответы родителей).
Это то, место, где стоит наш дом, где с нами рядом папа и мама, близкие родственники, друзья, где нам тепло и уютно. Ульяновск – наш родной город, наша малая Родина.
Малая Родина – островок земли
Под окном смородина, вишни расцвели
И березка белая, а под ней скамья
Ласковая малая Родина моя.
Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче, сильнее. А вот как русский народ в пословицах говорит о любви к Родине.
Нет земли краше, чем Родина наша.
Одна у человека мать, одна и Родина.
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Все они учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов.
Как вы думаете что значит любить Родину? (ответы родителей)
Любить Родину - значит стараться сделать для нее все, чтобы ей было хорошо, делать так, как мы делаем для тех, кого любим.
А что люди могут сделать для своей Родины? (Хорошо учится, работать, чтобы город стал еще лучше)
Предлагаю Вам поработать сейчас в группах.
Работа в группах.
Звучит запись песни «С чего начинается Родина»
Воспитатель предлагает родителям ответить на вопрос :
- Что в вашем представлении означают понятия: «Родина» и «малая родина»?
В помощь вашим размышлениям предлагаю познакомиться с высказываниями известных людей. Какие из цитат соответствуют вашему восприятию данных понятий? Можете сформулировать и предложить свои варианты.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ЗАДАНИЕ:
Прочитайте текст.
Какие из цитат соответствуют вашему восприятию понятия «Родина»? Назовите 5-6 понятий (ассоциаций, которые связаны на ваш взгляд с понятием «Родина».
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.
С. Есенин
«Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью».
(Ю. Яковлев)
Родина - Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит (толковый словарь Ушакова).
Родина - Отечество, Отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая
данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным
строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов (социологический словарь).
ЗАДАНИЕ:
Прочитайте текст.
Какие из цитат соответствуют вашему восприятию понятия «малая родина»?
Назовите 5-6 понятий (ассоциаций, которые связаны на ваш взгляд с понятием «малая родина».
У каждого человека имеется родина большая, и другая - поменьше. Первая - собственно страна,
патриотические мотивы к которой воспитываются с пеленок в семье, школе, даже посредством
телепрограмм. Малая родина - место, где именно человек обитает, где ему все известно и
нравится, место, где он дома. То есть идешь по улице - и, кажется, помнишь каждое дерево,
каждый поворот. Место, куда хочется возвращаться, даже поменяв место жительства - вот это и
есть малая родина.
«У большинства людей чувство родины в обширном смысле — родной страны, отчизны —
дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих
краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей —
пусть самой скромной и непритязательной — красотой предстает человеку в детстве, в пору
памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, а с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и в великом
целом своем — для всех одна». А. Твардовский
Понравилась работа?
Наверное вы уже догадались что общими являются понятия «город», «дом», «отечество».
А сейчас я предлагаю отправиться в путешествие на фотовыставку нашего города и вспомнить достопримечательности. Готовы. А вы знаете правила поведения в общественных местах? Замечательно.
Перед нами глобус, карта. Попробуем найти наш город на глобусе. Здесь мы можем приблизительно отметить его местонахождение. На карте видим весь город.
Физкультминутка «Наш город»
Утром рано мы встаём (руки вверх, опустить через стороны)
Город виден за окном (руками показывают окно)
Он проснулся, он живет (руки на пояс, пружинка)
Нас на улицу зовет (хотьба на месте)
Мы живём, мы растем в нашем городе родном (подняться на носки, руки вверх)
Для кого-то небольшой (руками показать маленький предмет)
А для нас огромный (круговое движение руками)
Пусть растет, пусть цветет (пружинки)
Городок наш скромный (руки в стороны).
Давайте послушаем историю о том, как возник наш город.
Симбирск. XVII век. 7 января 1648 года, царь Алексей Михайлович «указал, и бояре приговорили» отправиться окольничему Богдану Матвеевичу Хитрово в понизовые города для охраны русской границы от ногайских татар и «для строения новых городов и засечных крепостей от реки Барыша до реки Волги». Засечные оборонительные линии на Руси строились для защиты от опустошительных набегов калмыков, ногайцев, крымских татар. К числу вновь построенных в середине XVII века укрепленных линий относится Карсунская, Симбирская и Закамская засечные черты. Первоначально была построена Карсунская засечная черта.
10 февраля 1648 года после окончания строительства Карсунской оборонительной линии началось возведение Симбирской оборонительной линии, которая должна была соединиться с Карсунской. На «венце» - вершине горы - поставили Кремль со сторонами длиной в 1-1.5 версты от уровня Волги в 80 сажень.
Симбирская деревянная крепость или Кремль представляла в плане четырехугольник, стороны которого имели протяженность около 200 м. Границы кремля, если пользоваться современными ориентирами, проходили примерно следующим образом: восточная стена - по бровке Волжского склона (бульвар Новый Венец, южная - по нынешней площади Ленина и у гостиницы «Советская», западная - между административным зданием на площади Ленина и улицы Советской, а северная стена - между зданиями Ульяновской сельскохозяйственной академии и областного и областного Краеведческого музея. По углам и сторонам Кремля находились башни. Предположительно их было восемь. Некоторые башни имели названия: на востоке находились Наугольная и Никольская, на юге - Водяная, на западе - Вознесенская и Спасская на севере. В некоторых башнях были сделаны ворота. Кремль окружал ров. За рвом размещался посад.
С самого основания и до конца XVIII столетия наш город назывался не Симбирском, а Синбирском.
Почему он получил это название - неизвестно. Известно только то, что на левом берегу реки Волги, ниже Симбирска километров на 14 (верст на 13) существовал в древности болгарский город того же имени. Неизвестно также, что означает слово «синбирск». Мнения исследователей по этому поводу расходятся:
• От имени булгарского князя Синбира, основателя древнего Синбирска;
• От чувашских слов, означающих «белая гора»;
• От чувашских же слов, но обозначающих «обиталище людей» («син» - человек и «бурнас» - жить, обитать);
• От скандинавских слов «sinn» - путь и «biarg» - гора или «birg» - береза;
• От мордовского «сююн» и «бир» - зеленые горы;
• От монгольского «сумбэр» - «священная гора» и т. д.
Можно полагать, что по имени этого древнего города вся окрестная местность называлась Синбирскою. Это название, видимо, перешло на проложенную здесь оборонительную черту, а после и на ее главную крепость. Со временем название Синбирск трансформируется в Симбирск. 9 мая 1924 года городу дают новое имя - Ульяновск.
Игра «Ульяновские загадки»
Я буду рассказывать о каком-то месте в городе, а вы отгадайте.
- Это здание стоит на улице Розы Люксебург. Оно большое, красивое с множеством окон. Каждое утро родители приводят своих детей, чтобы они играли, занимались (детский сад «Гусельки»).
- Это место в городе на улице Спасской, где проходят культурные мероприятия, где отдыхают горожане, где находятся детские площадки (Ленинский мемориал).
- А это место находится возле спуска Степана Разина. 9 мая сюда приходят жители города, гости, чтобы почтить память, возложить цветы (Стелла, памятник погибшим воинам).
Игра «Растительный и животный мир края»
Цель: Закрепить знания детей о растительном и животном мире края, развивать память, воображение, воспитывать любовь к природе, отношение к ней.
Материал: Карта-схема Ульяновской области, картинки с представителями растительного и животного мира края, картинки с представителями и не нашей местности.
Ход игры: Выбрать из всех картинок растения и животных только нашего края и положить их на карту-схему Ульяновской области. Прошу рассказать о растениях и животных нашего края, а также где живут другие представители природы.
Игра «Собери картинку»
Цель: Закрепить знания о памятных местах города, развивать память, воображение.
Материал: Разрезные картинки с видами г. Ульяновска.
Ход игры: Предлагаю собрать разрезную картинку и рассказать, какое памятное место о городе на ней изображено.
Игра «Узнай по описанию»
Цель: Закрепить представления о достопримечательностях г. Ульяновска, активизировать мышление и воображение.
Ход игры: Предлагаю послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.
III. Заключение
Вот и закончились наши посиделки, но напоследок хотелось бы Вам предложить продолжить предложение:
Сегодня я понял, что…
После этого собрания мне стало ясно…
Это собрание помогло мне разобраться…
Спасибо!
Мы с вами живём в городе Ульяновске. Ульяновск – наш родной край, наша малая родина. Мы гордимся этим и будем стремиться преумножать красоту нашего города. Мы – Ульяновцы, и это большая честь для нас.
А закончить наше собрание я хотела стихотворением:
Я – русский человек, и русская природа
Любовна мне, и я ее пою.
Я – русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на Родину свою.
Ты сыновей растишь – пилотов, мореходов,
У крымских скал, в полуночном краю.
Я – русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на Родину свою.
Не забудьте пожалуйста провести беседы с детьми на тему «Мой город» (с опорой на фотографии, «Мы – дружная семья», «Мой адрес», «Улица, на которой я живу, «Улица, на которой находится наш детский сад».
Вместе с Вами родителями создайте индивидуальное портфолио «Мой дом, моя улица, мой город».
Спасибо за внимание.