Ирина Забегалина
Мероприятие по познавательной деятельности детей в старшей группе «Путешествие в прошлое людей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с жизнью людей в прошлом; закрепить понятие о том, что человек на протяжении веков создавал себе предметы для жизни; как изменялись эти предметы от века к веку, как вещи, которые нас окружают, помогают человеку выжить; развивать ретроспективный взгляд на предметы человеческого быта, научить детей понимать назначение и функции многих предметов одежды, обуви, мебели, столовых и бытовых приборов; воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.
Публикация «Мероприятие по познавательной деятельности детей в старшей группе „Путешествие в прошлое людей“» размещена в разделах
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Материалы: оборудование и предметы для сценок, макет «Жилище первобытного человека», картинки с изображением древних людей, их жилища, настенные рисунки, сцены охоты, выставка предметов орудия труда современного и древнего, материалы для творчества (мелки, сангина, палочки, кусочки меха, некоторый механизм изображающий “машину времени”.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, у меня есть интересный механизм, который называется “машина времени”, с помощью него я хочу пригласить вас в нашу историю. А вы знаете, что это такое история? (ответы детей)
Я сейчас поверну ручку нашей “машины времени”, и мы все окажемся в самом начале нашей истории – в древнем мире.
Ребё нок читает стихотворение:
Раз первобытные люди пошли в первобытный лес.
И первобытное солнце глядело на них с небес.
Решили тогда эти люди в глухой пещере пожить
Огонь они раздобыли, на нём стали пищу варить.
А ели они руками и воду пили с ручья,
Одеты не так, как мы с вами, шкурой прикрыты слегка.
Воспитатель: Отправляемся в гости (крутим “машину времени”).Закройте глаза, медленно посчитайте до 10.(В это время открыть картины о жизни первобытных людей). Дети открывают глаза.
* Посмотрите, как выглядели древнейшие люди, на кого они были похожи?
*Чем они были похожи на обезъян (показ картинок)
Дети: они ходили на двух ногах, но сильно наклонялись вперёд.
Воспитатель: что вы можете сказать про руки?
Дети: они были очень длинными и доставали до колен.
Воспитатель: Для чего им нужны были руки?
Дети: они ими могли выполнять любую работу.
Воспитатель: мог ли в то время человек говорить?
Дети: нет, они только издавали отрывистые звуки, которыми они выражали гнев, страх, призывали на помощь, предупреждали друг друга об опасности.
Воспитатель: Наши предки были пещерными. Как вы думаете, почему их так называли?
Дети: потому что они жили в пещерах. (Дети рассматривают картину).
Воспитатель: С древнейших времён стал заботиться о том, чтобы защитить себя от непогоды и хищников, делали своё жилище более удобным и безопасным. Лучшим жилищем, которое дала человеку природа была пещера.
Но всегда ли эти люди жили в пещерах?
Дети: там, где не было пещер. Люди строили себе землянки и хижины, подпорками служили бивни и кости мамонтов, укрывали их шкурами животных. (дети рассматривают картинки жилищ древнего человека).
Воспитатель: А давайте мы с вами построим такую хижину. (дети строят хижину из палочек, шкурок).
Физкультминутка. Физкультминутка – танец первобытного человека, танцуют все дети.
Воспитатель: Ребята, а всегда ли человек мог добывать огонь?
Дети: Нет.
Воспитатель: Люди не сразу поняли, что огонь может принести им пользу. Вначале они его боялись, в страхе бежали от лесного пожара, вспыхнувшего от удара молнии. А как вы думаете, что они потом поняли?
Дети: Огонь может согреть в холодную погоду.
*Защищает от хищников.
Воспитатель: Как же они добывали огонь?
Дети: Человек подкрадывался к зажжённому молнией дереву и осторожно уносил горящую головешку, от которой разводили костёр. (показ картинки)
Воспитатель: Может кто-нибудь знает ещё другой способ добычи огня первобытными людьми.
Дети: В отверстие, выдолбленное в куске дерева. клали сухой мох, деревянную палочку вставляли туда и быстро, быстро вращали эту палочку. От трения дерево сильно нагревалось и мох загорался. (дети смотрят картинку).
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужен был ещё огонь?
Дети: Для того, что бы готовить пищу.
Воспитатель: А сейчас мы с вами узнаем. Чем ещё люди занимались древнейшие люди. (показ картины).
Дети: Мужчины ходили на рыбалку, ловили рыбу.
Игра: «Кто больше поймает рыб».
Воспитатель: Посмотрите на кого они охотились.
Дети: На козлов, оленей, лошадей, выследив стадо, они незаметно подкрадывались, затем размахивая палками, горящими головешками, охотники загоняли животное в огромную яму. А потом убивали.
Воспитатель: Кто был самой большой добычей?
Дети: мамонт. Они загоняли его в яму или трясину, зверь не мог выбраться оттуда и охотники добивали его. Охотники сдирали с него шкуру, разделывали на куски и уносили мясо, шкуру, кости на стоянку.
Воспитатель: А чем же занимались женщины в то время, когда мужчины добывали пищу.
Дети: Нянчили детей, собирали ягоды, растения, готовили пищу, шили одежду.
Воспитатель: Из чего они шили одежду?
Дети: Из шкур животных.
Воспитатель: да они сшивали их рыбьими костями и заострёнными костями животных. Иногда они украшали одежду цветными камешками. Они делали ожерелья, браслеты, сделанные из слоновой кости, из звериных зубов.
Физминутка. Эмпатия.
Воспитатель: представьте, что вы первобытные люди. Изобразите, что кто-то из вас ловит рыбу, охотится, собирает ягоды, нянчит детей. А кто-то танцует, как многие охотники перед охотой.
Воспитатель: посмотрите. что это лежит.
Дети: орудия труда.
Воспитатель: предлагаю найти те орудия труда, которые подойдут первобытному человеку. (дети отбирают нож из камня, лук и стрелы, рогатку, копьё из дерева, заострённые кости животных и рыб). Из какого материала они сделаны?
Дети: из камня, дерева, костей.
Воспитатель: уже в то время люди могли рисовать, они рисовали на стенах пещер. Больше всего они изображали животных, их повадки, сцены охоты. Художники передавали не только внешний вид животных, но и их повадки. Быстрый бег лошади, оленя. Ярость раненого бизона. (показ картинок).
Воспитатель: А теперь представьте, что вы древнейшие художники. Возьмите уголь, мелки, сангину и изобразите животных или сценку из жизни первобытных людей. (Дети рисуют. Вывешивают свои работы на выставку).
Воспитатель: А сейчас посмотрите на макет, что он вам напоминает, правильно, стоянку первобытного человека, давайте поиграйте, мальчики будут охотниками, рыбаками, а девочки будут хозяйничать, заниматься домашними делами. (Дети обыгрывают жизнь первобытных людей).
оспитатель: ребята, а что вы сегодня узнали нового, интересного. Чем вам больше всего понравилось заниматься. (ответы детей).
А сейчас, ребята, нам пора возвращаться, давайте повернём руль у нашей «машины времени» и отправимся к себе в детский сад, закрываем глазки и начинаем обратный счёт от 10 до 1.
Вот мы и вернулись. Я думаю, что вам понравилось наше путешествие.