Нина Носова
Мелкая моторика рук для развития речи у детей
▼ Скачать
Мелкая моторика рук – развитие речи у детей
С самого рождения человек вступает в отношения с окружающими людьми. Без общения не может сформироваться его психика. В процессе общения ребенок познает окружающий мир, самого себя, усваивает язык, нормы взаимоотношений взрослых, своих сверстников.
Публикация «Мелкая моторика рук для развития речи у детей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Для детей этого возраста характерна потребность в общении.
Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками — важнейшая задача педагогики раннего возраста. В настоящее время проблема общения становится особенно актуальной и значимой.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
В нашей группы поступают дети малоговорящие и им трудно понять друг друга. Именно поэтому так необходимо проведение систематизированной работы по формированию речи.
Игры на ловкость рук и мелкую моторику
«Рыбалка»
Одна из любимых игр на ловкость с самого младшего возраста. Она бывает самых различных видов, причем ловить можно не только рыбу, но и жуков, бабочек и даже бочонки. Сложность игры и, соответственно, возрастная адресация меняются в зависимости от величины крючка и добычи, а также от того, происходит ли ловля на крючок или на магнит и другую липучку. Важно также, какой длины шнур у удочки и где располагается на будущем улове тот элемент, за который его можно поймать и выловить.
Простейший вид — это магнитная рыбалка. Она доступна детям с младшего дошкольного возраста. Соревновательный элемент включается тогда, когда дети выясняют, кто сколько рыбы поймал. Формально правил еще нет, но в скрытом виде они присутствуют: правилом становится уже то, что рыбу нельзя насаживать руками, нужно доставать только удочкой, что два рыбака сразу не ловят одну и ту же рыбу.
Более сложный вариант рыбалки с магнитами, когда сами магнитики маленькие, а рыба или морские обитатели располагаются на нескольких уровнях в море (три этажа, поставленные друг на друга, с прорезями для вытаскивания улова). Здесь труднее сопоставить магнитик удочки с магнитиком рыбки и труднее вытянуть улов. Такой вариант рыбалки хорош для детей от пяти лет.
Еще более сложный и, конечно, более интересный вариант — это рыбалка с обычным крючком. Для младших дошкольников есть вариант игры, когда удится рыба с доступно расположенными петельками, чтобы легко было зацепить. Для детей подготовительной группы лучше использовать рыбок с маленькими петельками, расположенными не на спине или боку, а в области рыбьего рта, что еще сложнее для лова. Такой вариант рыбалки невероятно тренирует не только моторику, но и выдержку, целеустремленность, упорство.
Прекрасная разновидность рыбалки игра «Бочонки» (фирма «Вальда», Россия). Смысл ее в том, что поймать на крючок нужно не рыбу, а бочонок. У каждого бочонка крючки с двух торцов. Бочонки двух цветов — для двух игроков — рассыпаются в кольце из толстой веревки. Каждый игрок должен на удочку подцеплять бочонки своего цвета. Следующий бочонок цепляется на крючок того, который уже висит на удочке. Кто раньше соберет все бочонки своего цвета или кто длиннее соберет цепочку, тот сегодня более удачливый рыбак.
«Веселые мотальщики»
Простая и замечательная игра для пары, четверки детей или для команды. Ее легко изготовить самостоятельно. Две палочки, соединенные по центру длинным шнуром или мягкой веревкой, ровно посередине которой зафиксирован шарик или узелок, или любая другая метка — вот весь инвентарь. Шарик (узел) фиксирует середину — точку, до которой надо добраться, наматывая на палочку этот шнур, тем самым и приближаясь к середине. Азартная, веселая игра с очевидным выигрышем и прекрасными возможностями в следующий раз опередить соперника, внеся поправки в свои движения. Сматывание — непростое, но очень важное и полезное движение, тренирующее тонкую моторику и подготавливающее руку к письму.
Игра на четверых — это перекрещенные два шнура с четырьмя палочками на концах и одним шариком в центре. Игра становится командной, когда венчает концы веревки не короткая палочка, а довольно длинная жердь, за которую могут ухватиться и сматывать не по одному, а по два — три — четыре ребенка.
«Бирюльки»
Русская народная игра, которая требует тончайшей ловкости пальцев. Бирюльки — это маленькие фигурки, выточенные из дерева: колечко, самоварчик, горшочек, башенка и т. п. Они высыпаются компактной кучкой на стол. Из этой кучки надо с помощью маленького крючочка достать фигурку, не сместив соседние. Движение должно быть очень точным, в нем, несомненно, участвуют не только пальцы, но и рука, и даже корпус тела, и дыхание — для соотнесения всего движения и ответственного момента «цепляния». Партнеры, а их может быть от двух до четырех, состязаются в том, кто сколько фигурок смог собрать, не сдвинув остальные. В силу сложности игра доступна детям с шести лет. С более крупными фигурками и крючками и с более мягкими правилами можно в игру играть и с пятилетними детьми.
Старшие дошкольники сами вводят правила и соревновательный элемент в игры с разными игрушками. Один из таких случаев — это игры с волчками. Эти динамические игрушки имеют необычайно широкий возрастной диапазон и, в силу разнообразного использования, значительный развивающий потенциал. Приведем несколько критериев выигрыша в играх с волчками, изобретенных детьми.
• • Чей волчок дольше всех будет крутиться?
• • Кто сможет запустить как можно больше волчков, чтобы все крутились одновременно?
• • Кто сможет запустить волчок вверх шляпкой и тогда несколько крутящихся на длинных ножках волчков похожи на поганки? «На чьей поляне поганок больше?»
• • Кто первый сможет перебрасывать крутящийся волчок с одной тарелки на другую? Нужно взять каждому один волчок, две плоских деревянных тарелочки и, запустив волчок на одной их них, перебрасывать его, не останавливая его вращения, с тарелки на тарелку. Как в цирке.
Так старшие дошкольники самостоятельно соревнуются в ловкости по собственной инициативе, что очень интересно и азартно.
Напомним, что такие игры не только развивают моторику, но и формируют целенаправленность, настойчивость, стремление к самосовершенствованию, поскольку каждый раз ребенок стремится превзойти свой вчерашний результат.