Папки-передвижки

Консультация для родителей «Развитие речи у детей раннего возраста»

Альбина сабитова
Консультация для родителей «Развитие речи у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её

чистоте и правильности».

К. Д. Ушинский.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи у детей раннего возраста“» размещена в разделах

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка.

Наверное, для каждого родителя первое словечко, сказанное их ребёнком, - огромная радость и великое достижение. Многие родители даже огорчаются, когда увидят маленького разговорчивого «болтуна» - ровесника их ребенка, задумываясь: «Чего же наш ребёнок ещё не разговаривает, всё ли с ним в порядке?»

Важно знать, что у каждого ребёнка своя индивидуальная программа развития. Одни детки начинают раньше сидеть, ходить, другие, рано говорят, третьи могут ещё что-нибудь раньше своих ровесников.

Нет каких-то чётких определённых рамок в плане развития ребёнка, есть ориентировочные сроки и нормы базового развития.

Развитие речи ребёнка раннего возраста – сложный процесс, зависящий от множества факторов, как генетических, так и условий воспитания.

В раннем возрасте речь развивается двумя путями : совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная речь.

Все детки раннего возраста (от рождения до трёх лет) проходят одинаковые этапы развития речевого аппарата или собственной речи.

Можно выделить три этапа в развитии речи ребёнка раннего возраста :

I – Довербальный – это период развития речи малыша первого года жизни.

Именно в это время происходит процесс становления речи. Малыш умеет выделять речь среди множества других звуков, происходит развитие чувствительности к характеру самой речи.

К этому времени дети обычно имеют уже довольно богатый опыт познания окружающей действительности с помощью органов чувств. У них сложились более или менее определенные представления о своих родителях, о пище, об окружающей обстановке, об игрушках. В этих условиях для начала освоения речи ребенку остается сделать не так уж много: связать имеющиеся у него образы с теми или иными сочетаниями звуков, неоднократно произносимыми взрослыми в его присутствии при наличии’ в поле зрения соответствующих предметов или явлений.

На этом этапе ребёнок практически ничего не говорит, произносит порядка десяти простых слов, прежде всего, таких как «мама», «баба», «папа», «дай»

и т. д.

II – Переход к активной речи – это развитие речевого аппарата ребёнка второго года жизни.

Малыш произносит первые слова и простые двух-трёхсловные фразы. На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать, сам спрашивает названия окружающих его предметов. Вначале он пользуется языком мимики, жестов и пантомимики для постановки вопросов, часто просто указывая взрослому рукой или пальцем на то, что его интересует, и ждет от взрослого названия соответствующего предмета или явления. И он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок не всегда удовлетворяется услышанным; он непременно хочет запомнить название и самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его.

Прежде всего, ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. Все это — имена существительные, и они обычно приобретаются в течение второго года жизни. К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Этому способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с ребенком.

Тем не менее, примерно до 1,6—1,8 лет у ребенка развивается понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря.

Таким образом, до полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их крайне редко.

Вот как раз в этот период наиболее важно, чтобы ребёнок получал как можно больший эмоциональный контакт и общение со взрослыми, прежде всего, с родителями.

После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту—1200—1500 слов.

Двухлетние дети понимают и общие вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет», и специальные вопросы, начинающиеся со слов «где», «кто», «что». Они также верно отвечают на вопросы «почему» и «зачем». Наряду с обогащением словарного запаса в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя родного языка. Вначале, примерно до одного года десяти месяцев, дети ограничиваются простыми предложениями, состоящими из одного, позднее двух слов, не изменяющихся по родам, числам, падежам. Причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Взрослым важно правильно строить предложения, потому что усвоение грамматических форм родного языка развивает у ребенка «чувство языка». К концу раннего возраста дети довольно хорошо согласовывают слова в предложении.

III - Совершенствование речи.

Когда ребёнок уже получил определённые навыки общения, его словарный запас составляет в среднем 300 значимых слов. Происходит новый скачок речевого развития. Малыш всё точнее начинает выражать свои мысли, продолжает активно увеличивать свой словарный запас, улучшается произношение слов.

Третий год жизни

Понимание речи

Потребность ребенка 3-го жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?», «Куда ты положил машину?».

Возрастает понимание ребенком речи. Малыш понимает, когда говорят не только о том, что происходит в его присутствии в данный момент, но и о том, что должно произойти.

Словарный запас

Словарный запас к концу года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3 – 4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть, в основном, тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении.

На 3-м году жизни он начинает чаще пользоваться глаголами (в его словаре их 25 – 27%). Но все же в словаре малыша преобладают существительные (60%). Меньше всего (10 – 12%) в его речи прилагательных. Малыш начинает широко пользоваться местоимениями, предлогами (предлог «НА» употребляет чаще, чем «В», но реже пользуется предлогами «ИЗ», «ЗА»).

При помощи прилагательных ребенок не только обозначает размеры предметов, но и все чаще называет их цвет, свойства, качества (красный, зеленый, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др., форму (круглый шарик).

В начале года он еще часто не согласует прилагательные мужского и женского рода с существительными и употребляет их в именительном падеже единственного числа.

Таким образом, в речи ребенка 3-го года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий.

В этом возрасте в речи детей преобладают слова – названия, а собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, животные и др.) пока отсутствуют. Многие названия предметов ребенок хорошо знает (быстро находит среди разных вещей одной группы нужные, они есть в его пассивном словаре, но в активной речи он пользуется ими не всегда. Все реже малыш прибегает к облегченным словам (говорит «собака» вместо ранее употребляемого «ав – ав»).

На 3-м году жизни малыш способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, обозначать действия (собака бегает, но развернутые фразы, как правило, еще не строит.

Грамматический строй речи

В грамматическом отношении речь ребенка еще далеко не всегда правильна. Хотя он верно связывает слова в предложения, согласует их в роде, числе, но допускает ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени.

Связная речь

Ответы детей состоят из простых предложений, но в них чаще появляются дополнения (Мальчик сидит на стуле).

В их речи появляются и сложные предложения – сначала сложносочиненные, а к концу года и сложноподчиненные.

К концу года ребенок овладевает речью в такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь носит пока ситуативный характер.

На 3-м году жизни ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному.

При пересказе сказок ребенок способен лишь договаривать за взрослым отдельные слова либо группы слов. Но небольшие тексты, многократно ему прочитанные, он почти полностью запоминает наизусть; самостоятельно же построить связный пересказ он чаще всего не может (лишь некоторые дети к

концу года легко справляются с таким заданием).

На данном возрастном этапе ребенку становится доступным отгадывание простых загадок, если в тексте содержится ответ, например, есть знакомые ему звукоподражательные слова («На болоте живет и квакает: «Ква – ква – ква». Кто это?»).

Несмотря на все достижения в развитии речи, дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, отчего их речь в целом не всегда понятна окружающим.

Звукопроизношение

На 3-м году жизни произношение ребенка все еще далеко от нормы, хотя подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти) значительно повышается. Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков. Имея уже достаточно развитое фонематическое восприятие (дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, порой отличающиеся только одним звуком, малыши пытаются «подогнать» свое произношение к общепринятому. Но это не всегда удается, и ребенок заменяет недостающие звуки другими, более легкими для произношения (Н. : Р и Л –Й, шипящие и твердые свистящие – мягкими свистящими звуками, а иногда и звуками Ть, Дь: сюба, тюба). Нередко твердые согласные заменяются простыми по артикуляции мягкими. Эта замена обнаруживается в группе переднеязычных и почти не наблюдается при произнесении губно – губных и губно – зубных согласных. Многие дети заменяют звук Ы звуком И, звук Х звуком К.

В этом возрасте дети :

- правильно и четко произносят гласные звуки А, У, И, О (некоторые дети еще могут заменять или недостаточно четко произносить звуки Ы, Э);

- могут заменять или недостаточно четко произносить согласные М, П, Б, Г, Д, Н, В, Ф, К, Г, Х (некоторые дети еще заменяют звук Х звуком К (клеп – вместо «хлеб»);

- смягченно произносят звуки Т, Д (тянк – вместо «танк») йотированные звуки Й, ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО;

- усваивают мягкие согласные Сь, Зь (твердые согласные большинство детей начинают правильно произносить к концу года);

- звук Ц отсутствует и заменяется звуком Ть или Сь (С). Но к концу года этот звук у некоторых детей появляется и произносится правильно;

- начинают правильно произносить звук Ль, заменяя им недостающие звуки Л, Рь, Р (люк, лепа, лядно (радио);

- многие малыши заменяют всю эту группу звуков звуком Й (йук, йека (река).

Слоговая структура слов

В произношении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения:

- не всегда могут воспроизводить слоговую структуру слова:

• укорачивают слова;

• переставляют слоги;

• заменяют или опускают отдельные звуки;

• при стечении двух или трех согласных выпадают даже те звуки,

которые легко произносятся в простых одно-, двусложных словах (пигин

вместо «пингвин»).

Дети этого возраста имеют укороченный слабый выдох (1,5 – 2 сек, многие говорят недостаточно громко.

Большинство детей вслед за взрослыми неплохо воспроизводят различные интонации, верно пользуются ими в своей речи. Но их голосовой аппарат еще не совсем окреп. Малыши не всегда могут правильно им пользоваться, не умеют говорить шепотом (когда дети спят, во время еды).

У детей еще недостаточно устойчиво внимание к речи взрослых, он может часто отвлекаться.

К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых грамматически правильно согласовываются все слова. Постепенное развитие грамматической структуры речи приводит к тому, что к трем годам ребенок овладевает практически почти всеми падежами и может с помощью служебных слов строить сложные предложения. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания со стороны ребенка и речи другого человека.

Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. Это очень важный момент в речевом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать действительность не только непосредственно через органы чувств, но и в ее идеальном, понятийном отражении в языке.

Период до 3 лет является сензитивным для развития речи. Главное и важнейшее приобретение раннего возраста – это речь. К 3 годам, в основном, заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.

Если же в это время малышу не было уделено достаточного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

С 3 лет речь становится ведущим средством контактов и развития мышления.

Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.

Советы родителям

• Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша.

• Все ваши действия сопровождайте речью (умывая ребенка,

приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок).

Поощряйте любые попытки малыша заговорить: ваш малыш начнет

разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать.

• С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи (обращенная к ребенку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития; речевой слух ребенка выхватывает лишь куски и чаще всего окончания слова).

• Говорите с малышом медленно, короткими фразами. Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова

(Это машина – би –би. А вот собака – ав – ав!»). Не позволяйте малышу говорить быстро.

• Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

• Главные составляющие красивой речи : правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

• Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать. «Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т. е. к норме.

• Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие.

• Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи).

• Каждый день читайте малышу. Не раздражайтесь, если много раз придется читать одну и ту же книжку, которую особенно полюбил ваш малыш. Радуйтесь, что он уже книголюб и имеет свои пристрастия.

• Не пытайтесь заменить живое общение говорящими игрушками.

• Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? Кто? Какой? Что делает? Какого цвета? Какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

• Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

• Не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу

правильно.

• Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого

отвечайте на каждый детский вопрос.

• Мелкая моторика – движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока …», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т. д.

• Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем – то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

• Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание).

• Режим дня очень важен для ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства.

• Соска вредна, если малыш сосет её долго и часто. Во – первых, у него формируется высокое (готическое) нёбо, которое влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во – вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.

• Важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, но сам, своими руками.

• Больше учите с ребенком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках (воспитывает уверенность в себе).

• Привычки родителей передаются ребенку. Если родители постоянно смотрят телевизор, то ребенок будет делать, то же самое. Нельзя оставлять ребенка долгое время перед телевизором. Быстро сменяющие друг друга картинки, безусловно, привлекают внимание ребенка, но они, скорее, зомбируют его, чем приносят пользу. Они ни в коем случае не могут заменить прямое общение ребенка со взрослым.

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль - мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев Речевое развитие - одна из важнейших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие речи у детей раннего возраста»
Опубликовано: 23 апреля 2021 в 10:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие речи у детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина сабитова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД