Стрелкова Наталья Анатольевна
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности «Вулкан» в подготовительной группе
МБДОУ детский сад комбинированного вида №12
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулкан».
Воспитатель:
Стрелкова Наталья Анатольевна
Тема: «Извержение вулкана».
Цель: Обогащать знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе экспериментирования дать знания о вулканах, о явлениях неживой природы.
Интеграция областей:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности „Вулкан“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира; познавательно-исследовательская деятельность,
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое»,«Физическое развитие».
Задачи:
• Образовательные :
1. Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
2. Формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана; лава и из чего она состоит.
3. Активизировать в речи детей слова: жерло, кратер, лава.
5. Осуществить интеграцию образовательных областей.
• Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;
2. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. Развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
• Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе;
2. Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности по экспериментированию.
Методы и приемы:
• Словесные: беседа, вопросы, использование литературных произведений, чтение энциклопедического материала.
• Наглядные: рассматривание иллюстраций, просмотр презентации «Вулканы».
• Практические: проведение опытов.
Оборудование и материалы: компьютерная презентация, пластилин, ёмкости с водой, пищевая сода, уксус, жидкое мыло, вода, краска, пластиковые стаканы, мензурки, ложки, тарелки, салфетки - всё по числу детей; коробка с сюрпризом.
Предварительная работа:
. Просмотр презентации о вулкане.
• Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
• Беседы о том, как извергается вулкан.
• Изготовление вулкана из стакана и пластилина.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне.
Приветствие.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
2. Воспитатель: посмотрите ребята, какая красивая коробочка, посмотрите, что тут?
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что это такое? Воспитатель дает возможность посмотреть, потрогать предмет. (Ответы детей)
Дети стаканы и пластилин.
Как думаете для, для чего лежат эти предметы.
А, что бы это понять отгадайте загадку:
Есть природное явление,
Называется «извержение».
Лава из горы течет,
Пепел в небе вьет и вьет.
Расскажите мне теперь,
Кто виновник этих дел? (Вулкан).
Ребята сейчас мы с вами будем делать вулкан. Что у нас есть для этого?
Дети: пластилин и стакан.
Воспитатель: вы меня сегодня радуете своими ответами, я вами горжусь! Сразу сообразили!
Дети лепят вулкан.
Воспитатель: Ребята постарались, здорово! Извержение вулканов, это таинственное явление природы.
Вот вулкан – это гора,
А внутри горы – дыра.
Из горы идет дымок,
Летят камни, серый смог.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Камни, пепел полетели,
Небо видно еле-еле.
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.
Воспитатель: Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.
Когда извергается вулкан, он становится опасным для окружающих.
Как думаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (Ответы детей)
Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент проснуться огненной лавой. Вулкан спит, выдыхает в небо легкий дымок.
А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.
Показ слайдов (презентации).
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте немного отдохнём, разомнёмся!
Физкультминутка «Вулкан»
Вот вулкан – это гора,
А внутри горы – дыра.
Из горы идет дымок,
Летят камни, серый смог.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Камни, пепел полетели,
Небо видно еле-еле.
Воспитатель: на что он похож вулкан и какой он формы?
Дети: Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
На что она похожа его верхняя часть?
Дети: На большую яму, воронку.
Воспитатель: Правильно. Как называется эта часть вулкана?
Воспитатель: Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. (активизация словаря)
Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами,
жерло- это дыра, уходящая глубоко в землю. (активизация словаря)
Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
(активизация словаря)
А сейчас вы можете понаблюдать извержение вулкана.
Презентация видеоматериала со звуковым сопровождением «Извержение вулкана»
Воспитатель: Сначала, мы должны одеть специальное защитное снаряжение.
(Дети одевают фартуки и нарукавники.)
Опыт1. Совместное экспериментирование
наливаем воду в получившиеся вулканы. Теперь добавим чайную ложечку жидкого мыло.
Мешайте ребята ложечкой.
Теперь добавляем краску.
Какого цвета лава?
Дети: оранжевого, красного.
Воспитатель: верно, вы очень сообразительные и внимательные.
Теперь добавим, как вы уже догадались, что это?
Дети: сода.
Воспитатель: добавим чайную ложечку соды, размешали.
Воспитатель: ребята стараемся во время опытов вести себя аккуратно, так как в сочетании нескольких компонентов, может получится опасное для здоровья вещество.
Опыт 2. Совместное экспериментирование «Извержение вулкана».
Воспитатель: Ребята, а вы хотите сами разбудить спящий вулкан? (Да)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Пока они спят…но мы их разбудим!
Дети : да!
Воспитатель: чтобы разбудить вулкан добавим 3 чайной ложечки уксуса. (помощь воспитателя).
(воспитатель выполняет опыт сам, дети следят за действиями воспитателя) :
Воспитатель: И наш вулкан проснулся!
Вулканы начали «вулканить» -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать –
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул –
И на десятки лет уснул.
Пройдут века…
И вновь вулкан проснется,
И лава из нутра его польется.
Воспитатель: А наш вулкан может просыпаться и засыпать тогда, когда мы захотим!
Ожидаемый результат: наши вулканы начинают извергаться.
Воспитатель: Ребята! Что мы с вами увидели в ходе опыта? (Мы увидели извержение вулкана.)
Как вы думаете, где нужно находиться, когда просыпается вулкан?
При извержении вулкана надо быстрее покинуть это место, потому что близко находиться очень опасно, можно пострадать.) Молодцы!
6. Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша встреча? (Ответы)
Что запомнилось больше всего? (Ответы)
Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель: если вам понравилось изучать вулканы, то можете взять в библиотеке книги и узнать о вулканах намного больше, а называются они энциклопедии.
Воспитатель: Спасибо всем за работу! Вы – очень способные и умные!
А сейчас для вас сюрприз!
У меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, пепел, а извергает яркие игрушки и наклейки. (сувениры на память).