Ольга Ефимова
Материалы семинара-практикума «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят, чтобы их дети перед приемом в школу научились читать.
Обучение грамоте должно осуществляться с учетом следующих условий:
. Ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, речь, мелкая моторика.
Публикация «Материалы семинара-практикума „Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
. Обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь как на основную форму деятельности дошкольника.
. Обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне.
. Процесс обучения должен строиться на материале правильно произносимых звуков ребенком, в связи с чем надо изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита, так как у большинства дошкольников к пяти годам имеются недостатки звукопроизношения в большей или меньшей степени.
В соответствии с вышесказанным, звуки позднего онтогенеза и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь.
Предлагается следующая последовательность изучения букв и звуков, обозначенных данными буквами (по Нищевой Н. В.) :
А У О И
Т П Н М К
Б Д Г Ф В Х Ы
С З Ш Ж Э
Й Е Ё Ю Я
Ц Ч Щ Л Р Ь Ъ
Методы и приемы, используемые в обучении грамоте
Обучение грамоте, как и любой другой вид обучения дошкольников строится на основе использования педагогом словесного, наглядного и практического методов.
Как было сказано ранее, обучение грамоте дошкольников должно осуществляться с обязательным использованием игровых методик. Значение игры невозможно исчерпать развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что она способна перерасти в обучение.
В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л. Е. Журова, специальные символы в подготовке детей 4 - х лет к обучению грамоте (Ткаченко Т. А.). Таким образом, в обучении грамоте широко используется метод наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В роли заместителя (модели) могут выступать предметы, предметные изображения, силуэты, контуры предметов, пиктограммы, геометрические фигуры, цветные пятна и пр.
В основе обучения грамоте лежит звуковой аналитико - синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Впервые обоснование данного метода обучения грамоте сделал Ушинский К. Д. в 1864 году в книге «Родное слово». Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений - на слова, слов – на слоги, слогов - на звуки, и наоборот, объединение звуков в слоги, слогов - в слова, слов – в предложения.
Для формирования у детей умения слышать звуки в составе слова рекомендуется использование приема утрированного произношения звуков или же интонационного выделения на первоначальном этапе обучения грамоте. Суть данного приема, как части звукового аналитико –синтетического метода, заключается в особом произнесении слова, когда один звук в нем произносится длиннее и громче, чем другие.
Практикум (нужно выделить звук (О) в слове ОСЫ - ООООсы, звук (Т) в слове КОТ – коТ).
Чтобы научить ребенка читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольники усваивают звуко – слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Основной особенностью в системе обучения грамоте является определенное соответствие между изучаемыми звуками, теми или иными формами фонемного анализа и обучением чтению и письму.
Задачи предварительного добуквенного периода по обучению грамоте детей дошкольного возраста
- Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, памяти.
- Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве.
- Развитие навыков общения и связной речи. Формирование умения вести диалог и связно излагать свои мысли.
- Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.
Чтение по слогам (по методике Н. Жуковой)
Когда вы с ребенком выучите несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В «Букваре» Н. Жуковой помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока ребенок пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй букве. В результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга (на одном выдохе).
Практикум
М…А
М…. А
М…. А
МА
Рекомендуемая последовательность овладения детьми различными формами фонемного анализа (по Каше Г. А.)
1. Умение выделять начальный гласный звук из состава слов (ууутка - Первый звук какой? ИИИра - …. АААлик - ….)
2. Анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных. (АИУ- Сколько звуков в этом слиянии гласных? Какой первый звук? Какой второй? Какой третий)
3. Анализ и синтез обратного слога типа ГС (АТ - Сколько звуков в данном слоге? Какой первый? Какой второй? - анализ слога, «Что получится если соединить два звука: А, Т - ….? - синтез слога)
4. Умение выделять гласный из положения после согласного (МУ – Какой гласный мы слышим после звука М)
5. Умение выделять последний и первый согласный из слов типа СГС
(Назови последний звук в слове маК …. назови первый звук в слове Ммммак….)
6. Анализ и синтез прямых слогов типа СГ.
7. Правильное употребление терминов «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук».
8. Усвоение букв, обозначающих звонкие и глухие согласные.
9. Деление слов на части, т е. слоги.
10. Овладение дошкольниками звуко – слоговым анализом и синтезом слов типа СГСГ и СГС.
Игровые упражнения с буквами и словами
Упражнения
«Зачеркни неправильно написанные буквы»
«Допиши буквы»
«Распутай буквы»
Данные упражнения направлены на профилактику дислексии и дисграфии.
Практикум.
Игровое упражнение «Шифровка» По мере овладения детьми навыками звукового анализа, задания усложняются: одна или несколько фишек звуковой схемы заменяются буквами.
Практикум.
Игровое упражнение «Превращение слов»
Практикум
Слово НОС преврати в слова СОН, слово СОН - в слово СОМ, поучившееся слово - в слово СОР, слово СОР - в слово СОК, слово СОК - в слово СУК, слово СУК - в слово СТУК. Слово ВА –ЗЫ преврати в слово ТА –ЗЫ, ТА-ЗЫ в слово КО-ЗЫ, слово КО-ЗЫ – в слово РО-ЗЫ. и т. д.
Упражнение «Соедини слоги с нужной картинкой и назови слово».
Пособие -перфокарты.
Практикум.
Игровое упражнение «Собери слоги в слова», «Собери буквы в слова»,
«Собери слова в предложения».
Практикум
Игровые упражнения «Разгадай кроссворд», «Разгадай ребус».