МААМ-картинки

Материалы для работы логопеда

Дусмухамбетова Алтыншаш Габдрахимовна
Материалы для работы логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Как «работают» «домашние задания»?

Домашние задания еженедельно в печатном виде (тема – один лист) вкладываются в индивидуальные папки с файлами сразу же после занятия и отдаются детям. В домашней тетради указывается дата и тема проведения занятия, даются индивидуальные рекомендации, оценивается работа ребёнка на занятии. На закрепление темы в домашних условиях есть несколько дней, включая выходные дни.

Публикация «Материалы для работы логопеда» размещена в разделах

Все домашние задания выполняются родителями вместе с детьми в период подготовки к следующему занятию: беседуют на данную тему, играют в речевые игры, отгадывают загадки, объясняют пословицы, составляют рассказы по плану, который был заранее проработан на занятии, а они в свою очередь закрепляют материал дома. Родители могут рассказать ребёнку что-либо из своего опыта, наблюдений, что послужит развитию доброжелательной обстановки и формированию доверительных отношений в семье. Использование предложенного материала дома, даст возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, походов с родителями в магазин, в библиотеку и т. п., т. е. в повседневной жизни. Кроме того, в начале года на каждого ребёнка по желанию, заводится индивидуальный «Альбом по развитию речи», в который родителями и логопедом оформляется картинный материал по данной лексической теме недели - вырезаются, вклеиваются или рисуются предметные и сюжетные картинки по заданным темам для того, чтобы у детей накапливался картинный словарь и был материал для составления описательных рассказов. Слова всегда лучше запоминаются, если они подкреплены картинкой – зрительная память у человека развита гораздо сильней, чем слуховая.

В домашних заданиях рекомендуются прогулки и экскурсии для наблюдения за жизнью живой природы и бытом, занятиями людей. Это значительно расширяет кругозор ребёнка, подкрепляет его жизненный опыт, при этом развивая и речь.

В чём заключается важность коррекционной работы над данным видом речевых нарушений?

Дети с нарушениями лексико-грамматического строя составляют значительный процент среди всех речевых нарушений в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Работая на школьном логопункте, многие логопеды сталкиваются с тем, что многие дети не посещали дошкольные учреждения и пришли в школу из дома (так называемые «домашние дети»). На индивидуальном логопедическом обследовании у большинства детей данной категории обнаруживались огромные пробелы в формировании различных сторон речи, что касается не только звуковой, но и понятийной её стороны. Это множественные фонетические дефекты, часто сочетающиеся с плохим различением оппозиционных звуков (фонематическое недоразвитие, смешения, замены и отсутствия звуков. Такие дефекты сразу «бросаются в глаза» любому, не вооружённому логопедическими познаниями человеку. Раньше этому нарушению было дано грубоватое название «косноязычие». Об этом можно сказать гораздо мягче: «недостатки произношения», «ограничение произносительных возможностей», особенно это касается бесед с родителями, которых приходится приглашать сначала на обследование, затем на родительские собрания, консультации и занятия с ребёнком, который впервые посещает занятия логопеда в школе.

Но часто у детей с ОНР нет внешних фонетических дефектов, звуки они могут произносить и различать, поэтому родителей речь их детей не настораживает порой вплоть до логопедического обследования. Они могут не замечать, что ребёнок всегда отвечает однозначно, не используя в своей речи сложных предложений, пропускает и путает предлоги, часто допускает ошибки на согласование слов. Почему-то не настораживает родителей то, что ребёнок плохо запоминает слова, называет несколько предметов одним словом, не может вспомнить нужное слово, глядя на картинку, а при пересказывании какого-то сюжета или ситуации больше опирается на жесты и слова-паразиты, вроде «ну, как там его», замещая, таким образом, нехватку и бедность речевых средств. Поэтому, приглашение на логопедическое обследование вызывает у таких родителей смешанные эмоции и чувства удивления, смущения, а порой безразличия и даже раздражения. «Зачем? Ведь мой ребёнок все звуки выговаривает правильно?»

При обследовании у детей с НВОНР или ОНР выявляются следующие нарушения: словарь ограничен рамками обиходно-бытовой лексики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении слов, смешение по смыслу и по акустическому сходству, малое количество слов сложной звуко-слоговой структуры).

Рассмотрим подробнее, в чём выражаются вышесказанные нарушения.

Ограниченность словаря – это и количественная и качественная характеристика лексического запаса детей-логопатов. Особенность словарного запаса детей с ОНР проявляется в виде трудностей в овладении семантикой (значением) слов. Следствием этого являются многочисленные ошибки в употреблении слов. У детей с ОНР перенос названия одного предмета на другой может происходить на основе:

- звуковой близости слов (по акустическому сходству и функциональному назначению, например: клубок – колобок, кузнец – кузнечик, кавалер - кавалерист;

- отождествление наглядной ситуации – замещение предмета наглядно сходным (плащ – пальто);

- замена одним обобщающим словом или словом - «искажённым» заменителем (пряники – продукты, еда; сандалии – обувь, обутки; экскаватор – транспорт, машины);

- замена слова, обозначающее общее понятие, словом, обозначающим частные понятия («ботинки» - картинки, на которых изображена обувь, «тарелки» - где изображена посуда);

- сходного назначения или внешне сходных между собой (тарелка – блюдце, фартук - сарафан);

- ситуационной связи друг с другом (рама – окно, марка – письмо, цветы - клумба, вода - ведро);

- замена одного названия другим на основе ситуации, с которой связан предмет: (лёд – каток, палки – рама, пальто – вешалка);

- замена названия действия с предметами названиями самих предметов и наоборот: (дверь – открывать, зубы – болят зубы, летать – самолёт, болеть – лекарство);

- замена названий признаков названиями предметов: (железо – железный, картон – картонный);

- замена слова словосочетанием или предложением, обозначение вместо предмета всей ситуации, что ведёт к перифразу (копают землю, горка – клумба, душ – кран льёт воду);

- замена названия части предмета или его деталей названием целого (платье – воротник, машина – кузов);

- замещения на основе родственных семантических групп – расширение смыслового содержания (идёт черепаха, идёт по песку);

- сужение смыслового содержания (зашивает швея, зашивает пальто);

- смещения лексико-грамматических признаков сходных слов (самолёт заземлился, засмотрелся на интересное кино).

Эти ошибки составляют качественную характеристику лексического запаса детей с ОНР.

Нарушения лексики проявляются также в нарушениях слоговой структуры слова : элизии (усечение слога, пропуск гласного или согласного звука); повторы слова (персеверации); уподобление одного слога другому (антиципация); перестановки слогов; добавление слога, гласного звука или буквы. Нарушения лексики проявляются также в нарушениях морфологической структуры слов, в словоизменении, словообразовании.

Нарушения количественного объёма словаря проявляются в том, что словарь детей с ОНР может быть ограничен рамками обиходно-бытовой лексики, может быть ниже обиходного, в запасе мало прилагательных, наречий. Отсутствие тех или иных лексико-грамматических разрядов слов, недостаточное количество глаголов в активной речи детей указывает на отставание развития лексико-грамматических средств языка.

У детей с ОНР или НВОНР отмечается наличие аграмматизмов в виде отсутствия сложных синтаксических конструкций, аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций. Задания на построение простых предложений с большим распространением и сложных, а также задания на сокращение или распространение или сокращение предложений выполняются детьми ошибочно. Нарушения грамматического строя речи проявляются в нарушении количества и места слов в предложении (пропуски основных слов – подлежащих или сказуемых) – это структурные аграмматизмы. К тому же часто наблюдаются ошибки в согласовании, примыкании. Они обусловлены недостаточным усвоением норм падежного и предложного управлений – это морфологические аграмматизмы. Семантические аграмматизмы проявляются в неправильном употреблении слов при составлении фразы.

Вследствие недостаточной ориентировки в языковых явлениях, несовершенного набора средств языка у детей с ОНР наблюдается недостаточное понимание учебных заданий, трудности в усвоении учебных терминов, трудности в формулировании собственных мыслей и высказываний из-за недостаточного развития связной речи.

При оценивании уровня связной речи у детей с ОНР в пересказах готового текста или составлении творческого рассказа значительно нарушена связность высказывания, рассказ составляется по наводящим вопросам взрослого, наблюдаются пропуски частей текста и нарушения последовательности частей, смысловые несоответствия или ошибки, использование однообразных языковых средств. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок или рассказа по сюжетной картине наблюдаются аналогичные явления, кроме того, рассказ может подменяться простым перечислением предметов или действий, ребёнок допускает грубые лексико-грамматические ошибки. При описании предметов проявляется бедность и однообразность словаря, поэтому рассказ неполон и неточен, нет последовательности, проявляются аграмматизмы, затрудняющие восприятие предмета.

Исходя из вышесказанного, одной из главных задач корригирующего обучения данной группы воспитанников является восполнение пробелов в развитии лексико-грамматического строя языка и коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия, которое достигается при тесном сотрудничестве логопеда и родителей.

Введение для родителей: это полезно знать

Всем известно, что речь является непременным условием и необходимым компонентом любой деятельности. Речь является также важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития личности ребёнка и показателем уровня его интеллектуального развития. Речевая коммуникация (говорение, слушание, письмо) является постоянным состоянием человека. Поэтому любые нарушения речи приводят к перестройке личности.

Неполноценность речи часто приводит к снижению самооценки ребёнка. При правильном подходе семьи к воспитанию детей с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.

Ребёнок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется, прежде всего, в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребёнка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.

Как избежать трудностей, связанных с речевыми недостатками при поступлении ребёнка в школу? Как помочь своему ребёнку? Все эти проблемы поможет решить вам учитель-логопед, который предлагает сотрудничество в своей работе.

Прежде всего, узнаем об особенностях речевого развития детей 6 – 7-летнего возраста.

Речевые особенности детей 6 – 7-летнего возраста.

Одной из особенностей речевого поведения 6 – 7-летнего ребёнка является подражание речи взрослых. От того, насколько полноценным является речевое общение ребёнка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение и условия воспитания, зависит и развитие речи ребёнка.

Дети на 7-м году жизни без дополнительных вопросов могут пересказать сказку или рассказ из 40 – 50 предложений, то есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической речью. Дети в этом возрасте уже способны передать какие-либо впечатления, их высказывания отличаются яркостью образов и большим объёмом информации.

Ребёнок в состоянии выделить существенные признаки предметов и явлений. Более того, он начинает правильно устанавливать причинно-следственные связи между этими признаками, временные и другие отношения. Речь ребёнка 6 – 7 лет достаточно развёрнута. С помощью распространённых предложений он старается излагать мысли понятно, то есть искренно заинтересован в результатах своего общения. К своим высказываниям ребёнок начинает относиться более критично, такое же критическое отношение возникает и к речи сверстников. В своей речи ребёнок старается передать эмоциональное отношение к предмету, о котором говорит.

В этот период активизируется пассивный словарь ребёнка, расширяется активный словарь. Это происходит не только за счёт увеличения числа существительных, обозначающих предметы, прилагательных, обозначающих признаки, свойства, качества, но и за счёт постепенного овладения способами словообразования (суффиксальным и приставочным, передающими детали, оттенки, переходные состояния. Дети начинают усваивать абстрактные понятия, причем, конкретизируя их: «цветы», например, бывают полевые (василёк, ромашка) и садовые (роза, астра, тюльпан).

В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развёрнутые ответы.

Хотя словарь детей к школьному возрасту значительно расширяется, в подборе нужных слов, особенно при передаче оттенков значения, деталей, дети ещё допускают неточности, неправильно подбирают слова. Характерны трудности в подборе слов, близких и противоположных по значению (синонимов и антонимов) в группах существительных, прилагательных, глаголов, а также ошибки в уточнении признаков предметов и действий. Неточно могут употребляться союзы и предлоги.

Наряду с другими сторонами речи на седьмом году жизни завершается развитие грамматического строя. Дети овладевают развёрнутой, распространённой фразовой речью, словообразованием, употребляют предложно-падежные конструкции. Объём высказываний расширяется за счёт уточнения и развития навыков согласования, употребления падежных окончаний. Это не значит, что речь ребёнка свободна от ошибок. Очень часто могут встречаться неправильные согласования, особенно при изменении существительных в косвенных падежах, изменении несклоняемых существительных, ошибки при употреблении глаголов совершенного и несовершенного видов.

Несмотря на то, что в этот период совершенствуется связная речь и ребёнок способен устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами и явлениями, зачастую он уделяет больше внимания главному, не упоминая о деталях.

К семи годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако, у некоторых усвоение звуков может происходить неравномерно и неполноценно. Бурное речевое развитие в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков. В некоторых случаях, в силу недостаточного развития тонких движений мышц артикуляционного аппарата может возникнуть стойкое нарушение звукопроизношения. По этой причине может сформироваться искажённое произношение одного или группы звуков, например, произношение Л – смыканием губ (лук – «вук», лодка – «водка», лапша – «вапша», Р – горловое (вместо произношения кончиком языка). Встречаются нарушения дифференциации звуков, особенно если смешиваемые звуки присутствуют в словах одновременно или если в данном словосочетании много смешиваемых звуков (например, ребёнок, смешивая С-Ш, может произнести предложение так: «У лисы пусыштый хвост. Саса ест шушки».) Недостатки произношения устраняются с помощью специальных логопедических занятий, включающих тренинг артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика, слухового и фонематического восприятия, постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков.

У некоторых детей движения губ, языка, мягкого нёба недостаточны, что требует активизации артикуляции, как одного из условий исправления звукопроизношения. На седьмом году жизни ребёнок может выполнять задания на выделение слов или слов с заданным звуком из группы, подбирать слова на заданный звук. Однако некоторые звуки различаются недостаточно чётко, сливаются, например, по мягкости – твёрдости (лук – люк, мышка – мишка, мал – мял, по звонкости – глухости (том – дом, уточка – удочка, бочка - почка, по месту образования. Поэтому таким детям требуется специальная работа по развитию фонематического восприятия.

На седьмом году жизни дети заканчивают усвоение интонационно-мелодических средств передачи своего отношения к высказываемому объекту или событию (используется вопросительно-повествовательная интонация, восклицательная, расстановка акцентов на том или ином слове).

Темп речи в повседневном общении остаётся умеренным, однако стилистические и содержательные затруднения могут вызвать у детей необходимость прервать своё высказывание, сделать паузу, немотивированно остановиться. И, наоборот, в состоянии волнения, возбуждения, желая как можно скорее высказаться, ребёнок может начать говорить быстро, взахлёб, громче, чем обычно. Быстрая речь, конечно, отрицательно влияет на качество звуко- и словопроизношения. Торопливость может привести к недоговариванию, проглатыванию слогов и слов, пропуску звуков. Кроме того, ещё не закончившаяся смена зубов к 7 году жизни, также способна затруднить звукопроизносительные возможности ребёнка.

Дети к шести годам жизни чётко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, ребёнок хорошо понимает и различает, когда вы с ним разговариваете заинтересованно, а когда формально. Реакция ребёнка на ваши слова так же будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатления малыша, он постарается побыстрее закончить, пробормотать то, что собирался рассказывать, и замкнётся. Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите его понять – и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш ребёнок, о чём думает.

От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Ребёнок в этом возрасте может передавать оттенки чувств, эмоций, но одновременно в силу неравномерного развития может говорить очень быстро, запинаться, повторять слова. Для того, чтобы запинки не стали постоянными, быстрый, сбивчивый темп речи не закрепился, взрослым следует следить как за своим темпом речи, так как ребёнок плохо воспринимает и усваивает торопливую, спешную речь, так и за темпом речи ребёнка. Взрослым не следует торопить малыша, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль. Так же не следует ребёнка перегружать сложными словами или выражениями, трудными для его восприятия или понимания, а также часто, например, перед знакомыми рекламировать стихи. Всё это может привести к перегрузке нервной системы ребёнка, а следовательно к сбоям в речи.

Полезно расширять бытовой словарь теми словами, которые ребёнок будет использовать в настоящее или ближайшее время, больше читайте ему, но обязательно спрашивайте, какие слова были непонятны ему, раскрывайте их значение, иначе такое чтение не принесёт пользы.

Полезно в этом возрасте тренировать фонематическое восприятие (то есть умение дифференцировать звуки) на примере предметных картинок, на которых изображены те или иные предметы, в названии которых есть искомый звук. Фонематическое восприятие напрямую связано с развитием слухового внимания и слуховой памяти. Ребёнок должен уметь вслушиваться в речь окружающих, а так же уметь различать любые неречевые звуки (шум ветра, дождя, машины и т. д.)

Сделать речь ребёнка более выразительной, эмоционально богатой помогут те родители, которые небезразличны к речевому развитию ребёнка и прикладывают к этому активные усилия.

Рекомендации для родителей

Уважаемые родители!

С помощью предложенного методического комплекта, созданного логопедами-практиками, можно помочь своему ребёнку в преодолении речевых недостатков, в частности, в восполнении пробелов развития лексико-грамматического строя языка.

В данных пособиях будет предложен дидактический материал по закреплению лексико-грамматических тем, изучение которых направлено на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром «общего недоразвития речи» в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте.

Целью предложенного дидактического материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых недостатков у ребёнка.

Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д., т. е. в повседневной жизни. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей с недостатками речевого развития к выполнению «домашних заданий» логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка с диагнозом «общее недоразвитие речи», или «нерезко выраженное общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте, а значит, и полноценному школьному обучению.

Материал, данный в виде игр и упражнений для закрепления речевых навыков в свободной речи, подобран с учётом актуальности той или иной темы для детей школьного возраста, не прошедших программу дошкольного обучения.

Данные пособия позволят сэкономить рабочее время логопеда, освобождая его от утомительной записи домашнего задания в каждой тетради, а это время посвятить непосредственной работе с детьми.

В тетради для домашних заданий логопеда будет отмечена дата проведения занятия и тема, названия игр и упражнений, для закрепления речевого материала и личные рекомендации, а также советы по работе с ребёнком дома, отметки о поведении ребёнка, об его успехах или трудностях и т. д.

Кроме того, желательно в работе дома завести и использовать альбом «По развитию речи» (не менее 30 листов, чтобы вместе с ребёнком собирать картинный материал по каждой теме. Картинки (как предметные, так и сюжетные) можно рисовать или вырезать из старых книг, журналов и вклеивать в альбом. Как и в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте для стимуляции речевого развития ребёнка большое значение имеет работа с картинками. Таким образом, у ребёнка развивается умение составления рассказов и диалогическая речь с опорой, как на сюжетные картинки, так и на серии картинок. Кроме того, родители могут помочь ребёнку улучшить речь при помощи развития мелкой моторики пальцев. Не нужно ограничивать ребё нка в таких занятиях как: лепка из пластилина, глины, теста; раскрашивание, штриховка карандашом картинок, работа с кистью и красками; вырезывание и аппликация; работа с мелкой мозаикой, конструктором, пуговицами, бусами, мелкими игрушками; очень полезны различные виды шнуровок, плетение кос и т. д.

Активное привлечение родителей к работе со своим ребёнком считается одним из методов психотерапии. В настоящее время доказано, что родители при соответствующем руководстве могут эффективно помогать своим детям справиться с речевыми недостатками. Взрослые являются большим авторитетом для детей, поэтому от их установки зависит эффективность работы над детской речью.

Очень надеемся, что знания и умения, полученные ребёнком на логопедических занятиях, обязательно будут закрепляться и тренироваться в домашней обстановке. Не жалейте своё свободное время на то, чтобы беседовать с детьми, рассказать им что-нибудь интересное и познавательное по теме, почитать интересную книгу, разучить забавный стишок или скороговорку и поработать над картинками в альбоме. Вы в состоянии оказать ребёнку посильную и своевременную помощь под чутким руководством школьного специалиста.

Всегда рады сотрудничать с активными и заинтересованными родителями и уделять им особое внимание.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Материалы семинара «Организация методической работы по реализации требований к результатам освоения воспитанниками ООП ДО Сообщение из опыта работы на тему " Организация методической работы по реализации требований к результатам освоения воспитанниками ООП ДО".

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группыПерспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группы Учебно-тематический план работы учителя-логопеда Голубевой Т. В. в адаптационной группе "Цыплята" МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок».

Песок — лучший материал для работы логопедаПесок — лучший материал для работы логопеда "Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка" К. Д. Ушинский Песок -природный материал, обладающий множеством полезных свойств. Тем более,.

План консультативной работы учителя-логопеда с педагогами ДОО (средняя группа) Сентябрь Консультация «Развиваем речь ребенка. С чего начать?» Консультация «Артикуляционная гимнастика-как основа правильного произношения».

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе логопеда «Здоровье — это главное!» Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда • «Здоровье это состояние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материалы для работы логопеда
Опубликовано: 9 октября 2023 в 20:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Материалы для работы логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Дусмухамбетова Алтыншаш Габдрахимовна (УИ 72339) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД