Приложение МААМ

Материал к семинару «Игровые тренинги на сплоченность»

Наталья Щеглова
Материал к семинару «Игровые тренинги на сплоченность»
▼ Скачать + Заказать документы

Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа направлена на обеспечение условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия детей со сверстниками.

1. Особенности межличностного взаимодействия дошкольников. Стадии развития общения в дошкольном

возрасте.

Публикация «Материал к семинару „Игровые тренинги на сплоченность“» размещена в разделах

В научной литературе представлен широкий спектр направлений по проблеме взаимодействия детей друг с другом. Одним из них является изучение общения ребенка со сверстниками в рамках концепции коммуникативной деятельности, разработанной И. И. Лисиной (3. М. Богуславская, Л. Н. Галигузова, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, В. Г. Утробина). Согласно данной концепции, в целостной практике ребенка имеется тесная связь общения со всеми другими видами деятельности и с его общей жизнедеятельностью. Особенность данного подхода заключается в акценте на содержательных качественных особенностях общения детей с ровесниками на разных возрастных ступенях развития. Здесь общение рассматривается как сложная деятельность, имеющая свои структурные компоненты (потребности, мотивы, цели, задачи и т. д.).

Выделяются три формы общения детей друг с другом на протяжении дошкольного возраста:

1. Эмоционально-практическая (2-4-й годы жизни ребенка, когда ребенок, в основном, ждет от сверстника соучастия в шалостях, забавах и жаждет самовыражения. Ведущим мотивом здесь выступает личностно-деловой. Первая форма общения способствует развитию представлении ребенка о своих возможностях, благоприятствует расширению диапазона эмоций - и положительных, и отрицательных, способствует развертыванию инициативы детей.

2. Ситуативно-деловая (4-6 лет) - сверстник становится предпочитаемым партнером в связи с расцветом ведущий деятельности дошкольников - сюжетно-ролевой игры. Основным содержанием потребности в общении становится стремление детей наладить между собой деловое сотрудничество. Значение этой формы общения заключается в развитии самосознания, творческого начала и любознательности ребенка.

3. Внеситуативно-деловая (6-7 лет). Эта форма общения складывается у немногих детей, но ее элементы отчетливо вырисовываются у всех дошкольников данного возраста. Их сотрудничество, как и ранее, проявляется в совместно игровой деятельности, но не столько в сюжетно-ролевых игра, сколько в играх по правилам. Они помогают детям понять сложность и разносторонность отношений между людьми, осознать общие правила и нормы поведения, а так же познать, свои возможности. В этом возрасте возникают избирательные отношения, первые дружеские привязанности.

Другое важное направление исследований связано с изучением межличностных отношений детей (Я. Л. Коломинский, А. Д. Кошелева, Т. А. Репина, Т. В. Сенько и др.). В рамках данного подхода выделяются социометрические исследования, направленные на выявление существующих в группе детей предпочтений. Было установлено, что в старших возрастных группах детского сада уже существует относительно устойчивая и дифференцированная система межличностных отношений.

II. Понятие о групповой сплоченности. Стадии развития сплоченности в детском коллективе.

Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующейся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.

Известно, что изменение сплоченности отражает специфику групповой динамики. Сплоченность определяется как степень, с которой члены группы хотят оставаться в ней, результирующая сил, удерживающих индивида в группе.

Так, на первой стадии развития группы сплоченности как таковой нет, члены коллектива не знакомы или только что познакомились друг с другом. Отсутствие сплоченности отражается в том, что в группе практически нет межличностного взаимодействия общения, цели перед группой ставятся извне и также извне контролируются их выполнение, не возникает чувство «мы».

На следующей стадии в детском коллективе появляются подгруппы, завязываются неформальные отношения между отдельными детьми. На этом этапе формируется сплоченность, но она не распространяется на группу в целом, а лишь на отдельные составные элементы: пары, тройки. На этой стадии появляется чувство «мы», но это чувство включает в себя только сформированные пары и тройки.

На третьей стадии в группе актуализируется борьба за лидерство. В группе сверстников появляются нормы общения, члены коллектива самостоятельно могут решать возникающие трудности.

И, наконец, на четвертой стадии развития группы отмечается самая высокая сплоченность, которая проявляется во взаимопомощи, высокой привлекательности группы для ее членов, развитой неформальной структуре. Цели группы интериоризированы детьми, группа выступает как целое. Дети, говоря «мы», включают в это понятие всю группу, а не отдельную подгруппу.

Тренинг на сплоченность.

Условия, с которыми знакомятся участники перед занятием:

1. Целостность группы от начала до конца.

2. Четкое выполнение команд. По команде «звонок колокольчика» игра прекращается.

Используемое оборудование:

1. Колокольчик.

2. Геометрические фигуры. Три вида.

3. Две картинки для разрезания.

4. Платки.

5. Прищепки.

6. Надутые шары по количеству участников.

7. Клубок нитей.

Приветствие.

«Колокольчик»

Участники встают по кругу. Затем начинают передавать колокольчик по кругу, приветствуя и называя имя своего соседа (в ласкательно-уменьшительной форме).

«Атомы»

Участники выбирают себе любую из предложенных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Зависимости от выбора, группа делится на три подгруппы.

«Европейцы, японцы, африканцы».

Разделившись на три подгруппы в предыдущей игре, участники соответственно разделились на «европейцев», «японцев», «африканцев». Участники встают в круг и начинают приветствовать друг друга по кругу соответственно, кем они являются: «европеец» рукопожатием руки, «японец» поклоном, «африканец» должен потереться носом о нос своего соседа.

«Паутинка»

Участники встают в круг. Друг другу бросают клубок ниток. Образуется паутинка. По образовавшимся нитям-соединениям можно вывить связи; можно использовать как социометрическое обследование.

Разминка.

«Пазлы».

Каждому участнику раздается часть разрезанных двух картинок. По команде ведущего, не разговаривая надо собрать оригиналы.

«Прищепки».

Участники разбиваются на пары. Ведущий одному участнику пары завязывает глаза, а другого «облепливает» прищепками. Затем звучит задание: «Снять все прищепки с одежды своего партнера. Выигрывает та пара, которая первая справится с заданием. Необходимое условие: все происходит в полной тишине».

«Нужный цвет».

Участникам предлагается сыграть в следующую игру: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра «на вылет», то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.

Основная часть.

«Гусеница».

Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Уважаемые участники, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи предстоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

Гусеница должна, например, показать, как она спит, ест, умывается, как делает зарядку и т. д.

Заключительная часть.

«Пожелания».

Участники встают в круг. И по кругу произносят свои пожелания друг другу: «Я желаю тебе.», передавая колокольчик.

«Подарок».

Участники стоят по кругу. По очереди каждый участник говорит слова: «Я хочу подарить тебе. (называется подарок) и руками передается воображаемый подарок.

Публикации по теме:

Задачи родительского комитета Родительский комитет МБДОУ ДС № 15 В состав родительского комитета входят по два представителя от каждой группы детского сада, которые.

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 Нормативно – правовое обеспечение системы дошкольного образования. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материал к семинару «Игровые тренинги на сплоченность»
Опубликовано: 9 апреля 2015 в 20:53
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Материал к семинару «Игровые тренинги на сплоченность»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Щеглова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД