Козлитина Татьяна
Формирование коммуникативных способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Материал для выступления на педагогическом часе в детском саду Тема:
Тема: Формирование коммуникативных способностей у дошкольников с нарушением речи
Цель: объединить усилия коллектива МДОУ для развитие коммуникативных навыков у детей 6-7 лет, имеющих речевые нарушения.
Оборудование:
• Анкетирование педагогов по теме «Коммуникативное развитие детей».
• Подготовка буклета на тему «Коммуникативные навыки»
• Подготовка памяток «Коммуникативные игры для детей с нарушением речи»
• Разработка презентации к выступлению на педагогическом часе
Подготовительный этап
Публикация «Формирование коммуникативных способностей у дошкольников» размещена в разделах
Добрый день уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на нашем педагогическом часе!
Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на то, что проблема коммуникативного развития детей является актуальной задачей современного образования, особенно касаемо детей, имеющих проблемы со здоровьем. Заболевание во многом определяет жизнь ребенка, оно создает особую жизненную ситуацию. Нарушение коммуникативных связей, депрессии, личностные переживания, чувства собственной неполноценности и обременительности для близких, обуславливает формирование своеобразной социальной ситуации развития детей с нарушением речи. Из выше сказанного следует, что нарушение речи у ребенка негативно отражается, прежде всего, на его психическом развитии, общении со взрослыми и сверстниками, ограничивая возможности познания окружающего мира, затормаживая процесс овладения знаниями, умениями, навыками и развития способностей, что подтверждает актуальность нашей темы: «Формирование коммуникативных способностей у дошкольников с нарушением речи» Приветствие
Основной этап
Общение играет важную роль в жизни общества. Уважаемые коллеги как вы считаете, что такое общение? Марья Ивановна как вы считаете что такое общение? Спасибо большое за ваши ответы.
Обратите внимание на экран вот какое понятие представила Л. П. Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп, характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Согласны ли вы с этим определением? Если нет, то почему?
Общение является одним из важнейших условий социализации дошкольника. Без взаимодействия и общения с другими людьми невозможно освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта. Уже на ранних этапах развития ребенка важной задачей обучения и воспитания для педагогов является развитие навыков, связанных с умением создавать и поддерживать контакты. Особенно ценным это становится в старшем дошкольном возрасте, когда дети посредством общения начинают оценивать себя и окружающих. М. И. Лисина в своих работах говорит, что способность к общению зависит от склада характера, типологических свойств личности. Важнейшими из них являются коммуникативные способности. Развитые коммуникативные способности позволяют грамотно строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности. Давайте же вспомним, что такое коммуникативные способности?
Коммуникативные способности – это умение общаться с людьми, то есть способность людей взаимодействовать, переживать, понимать и влиять друг на друга. Коммуникативные умения представляют собой достаточно сложную группу качеств, в которую входят: желание и умение сообща играть, трудиться и просто общаться, считаться с интересами и замыслами товарищей, добиваться общей цели, оказывать помощь друг другу, проявлять организованность и ответственное отношение к поручениям и обязанностям, заботу об общем деле, дружеское расположение.
В психолого-педагогической литературе коммуникативные способности определяются как «освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми» (Г. А. Урунтаева, «этически ценные способы выражения отношения к партнеру» (Т. В. Антонова)
В дошкольной педагогике также является распространенной точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Авторы отмечают, что развитие общения дошкольников представляет процесс качественных коммуникативных навыков.
Согласны ли вы с этой точкой зрения или всё-таки эти понятия нужно рассматривать отдельно? Спасибо за ваши ответы.
Очень важно развивать навыки коммуникации, ведь через общение с другими людьми, благодаря широким возможностям к обучению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение он сам превращается в личность.
Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации. Невербальные коммуникации обычно осуществляются совместно с вербальными, и, всегда как часть ситуации, которая передает контекст.
М. И. Лисина в развитии общения выделяет четыре этапа:
Первый этап. Установление контакта ребенка со взрослым, где взрослый играет роль взрослого как взрослого, являясь носителем основных норм деятельности и образцом для подражания.
Второй этап. На этом этапе взрослый является равным партнером по совместной деятельности.
Третий этап. Между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности.
Четвертый этап. Ребенок в коллективной деятельности играет роль носителя образцов и норм деятельности, что позволяет ему использовать свои знания не шаблонно, а творчески. Помогает развить позиции субъекта деятельности, увидеть смысл предметов и явлений.
Также М. И. Лисина выделила три основные категории мотивов общения:
Деловые — выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общении с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности.
Познавательные — возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового. Взрослый при этом выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка.
Личностные — характерны только для общения как самостоятельного вида деятельности. В этом случае общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с личностью.
Развитие общения ребенка со взрослым М. И. Лисина рассматривала как смену своеобразных форм.
От качества общения со взрослым зависит психическое развитие детей на разных возрастных этапах. Общение со взрослыми может ускорить или замедлить познавательно-психическое развитие детей. В зависимости от его количества общения, может способствовать преодолению нарушений в психическом развитии, неблагоприятных форм развития детей, исправлению дефектов воспитания.
Общение со взрослым способствует обогащению опыта ребёнка за счёт передачи знаний, умений и навыков взрослого, осуществляющего поддержку и коррекцию действий ребёнка. Взрослый является образцом для подражания. В процессе общения ребёнок выделяет для себя формы поведения взрослого, его манеры, действия, поступки которым пытается подражать.
К концу дошкольного возраста (6-7 лет) у многих детей складывается вне ситуативно-деловая форма общения. В этом возрасте возникает способность видеть в партнёре по общению не только ситуативные характеристики, но и разные личностные особенности: настроения, интересы, желания.
Детские коллективы начинают дифференцироваться (делится). Возникают предпочтения в общении, появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. На протяжении дошкольного возраста отношения становятся более устойчивыми, образуются дружеские связи. От общения со сверстниками зависит формирование коммуникативных навыков, основ самосознания и самооценки дошкольников.
Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
У детей с нарушением речи процесс формирования коммуникативных умений и навыков может затягиваться и происходить в более поздние сроки. У ребёнка возникают сложности при выражении собственного эмоционального состояния, выражении просьбы. У таких детей возникают трудности в построении речевого высказывания.
Именно ранние формы речевого общения во многом определяют развитие ребёнка и влияют на его личность, на его отношение к окружающему.
Для детей с нарушением овладение навыками коммуникации представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научится жить в нем. Проблемы нарушения общения ребенка с нарушением речи со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития дошкольника важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками.
Из вышеизложенного следует, что дошкольники с нарушением речи требуют к себе большого внимания и испытывают значительные трудности в общении (коммуникации). Эти трудности выражаются в выражении своих мыслей, эмоций, желаний и потребностей. Дети данной категории с трудом пользуются вербальными средствами общения. Это особо проявляется в тех расстройствах речи, которые мешают в установлении контакта с окружающими людьми. Устная речь играет существенную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и является основой социального взаимодействия, но зачастую она недоступна детям с двигательными нарушениями.
Практическая часть
А теперь предлагаю вашему вниманию материал о том, какие игры помогут нам в детском саду развивать у ребят с нарушением речи коммуникативные навыки:
Игра-тренинг «Мои ощущения»
Ребенок различными способами (действиями, жестами, мимикой) изображает свои ощущения, например: «Я съел что-то горькое (сладкое, кислое, соленое, вкусное)», «Я разбил чашку», «Я иду в цирк». (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)
Игра «Моё настроение»
Цель: развитие умений описывать свое настроение, распознавать настроение других.
Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветком, животным, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка. (Игра с педагогами)
Игра «Банк идей»
В группе ставится коробочка или банка, в которую дети в течение длительного времени складывают записки с различными советами по разрешению различных конфликтных ситуаций. (Педагог зачитываются записки.)
Игра «Помоги другу, или Самая дружная пара»
Цель: формировать отношения доверия.
Дети делятся на пары. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Одному ребенку из пары завязывают глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита. (Видеозапись, демонстрирующая, как играют дети в группе.)
Игра «Сформулируй правила доброты»
Дети, передавая мяч друг другу, называют одно из правил доброты. (Игра с родителями) Демонстрация правил доброты группы.
Игра «Спасибо. Пожалуйста!»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ведущий рассказывает детям о том, что есть слова, которые надо произносить с особым чувством. Это слова «спасибо» и «пожалуйста». Когда мы говорим эти слова, нужно помнить, что при этом мы посылаем другому чувство благодарности, признательности. Затем один из детей подходит к другому и, глядя ему в глаза, произносит: «Спасибо тебе за то, что…», — мысленно посылая при этом свою любовь и благодарность. Другому необходимо, также излучая тепло, сказать: «Пожалуйста!» После этого он выбирает ребенка, которому он сможет сказать «спасибо», и т. д.
Игра «Волшебный стул» (традиция в День именинника).
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Ход: один ребенок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать. Ответы педагогов на вопросы
Заключительный этап
• итог
• рефлексия
• подборка литературы
2-3 источника
• Подводя итоги нашего педагогического часа, предлагаю обратить на ваши столы. Перед вами карточки, на которых нужно подчеркнуть фразы, которые помогут нам выявить на сколько наше выступление было интересно и полезно для вас.
На этом наш педагогический час постепенно подходит к концу. В завершении хочу порекомендовать вам литературу, которая поможет вам ознакомится с проблемой формирования коммуникативных способностей у дошкольников с нарушениями речи более подробно:
1. Выготский Л. С., Мышление и речь. – Москва: Изд-во Лабиринт. – 1999. – 112 с.
2. Лисина М. И., Формирование личности ребенка в общении. – СПб. : Питер, 2009. –320 с.
3. Я—Ты—Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. : О. Л. Князева. — М. : Мозаика-Синтез, 2005 — 168 с.
4. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М. : Генезис, 2003. — 176 с: илл. — (Психологическая работа с детьми.)
Уважаемые воспитатели, мы благодарим вас за то, что уделили время и присоединились к нашему педагогическому часу! На этом мы хотим завершить наше выступление. До новых встреч!
До свидание!