Наталья Плахтеева
Материал для бесед «Рождественские Святки. Обряд «Вождение козы»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал будет интересен воспитателям и родителям детей старшего, подготовительного к школе и младшего школьного возраста.
Цель: приобщение детей к истокам народной культуры, к традициям встречи и проведения народных праздников.
Чтобы сделать беседу более интересной и придать ей живость и красочность, очень хорошо будет, если воспитатель дополнит свой рассказ, показав детям традиционные народные куклы – «Коляда», «Рождественский колокольчик», «Рождественский Ангел», и куклу «Рожественская коза»
Публикация «Материал для бесед „Рождественские Святки, Обряд „Вождение козы“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Коза, козлик, козлята
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рождество Христово. 7 января
- Темочки
Подготовительная работа
- консультация для родителей «Народные зимние праздники на Руси», «Мастер-класс изготовления зимних народных кукол»;
- составление мультимедийной презентации «Рождественские Святки», с использованием фотоматериалов детских рождественских праздников, содержащих сцены Святочных колядок, проводившихся в детском саду;
- изготовление с детьми зимних народных кукол.
Материал для беседы
На Руси существуют богатые устные народные традиции. Многие из них возникли из обрядовой поэзии - особой формы устного народного творчества. В станицах и хуторах сохранилось немало интересных обрядов. Часто эти обряды связаны с временами года, крестьянским трудом и культом урожая. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни и традиции нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду.
Святки, которые длятся с 7 по 19 января, были и остаются интересными народными праздниками. В Святой вечер, 6 января, по улицам ходили дети с узелками, разнося «вечерю» своим «крёстным батькам» - крёстным, то есть наречённым отцу-матери, бабушкам и вообще самым близким родственникам.
Утром 7 января - праздник «Рождество Христово». Уже выучены рождественские песни, подобраны напарники, с кем идти рождествовать, изготовлена рождественская звезда.
А 13-14 января колядовали и исполняли обряд посевания.
Гадания были одним из главных девичьих развлечений на Святки. Самым «лучшим» временем считалась ночь накануне Рождества, Нового года (с 13 на 14 января) и на Крещенский Сочельник.
С вечера 13 января начиналась Щедрая неделя, или Богатая Коляда. Чаще всего в Щедрый вечер проходил и обряд «Вождение козы». Он был наиболее распространён в Белоруссии и Украине. А из Украины этот обряд попал на Кубань и довольно хорошо прижился.
Коза была таким важным персонажем на Святки, что без неё никто и никуда колядовать не ходил, в честь козы даже рождественское печенье назвали - козули. Название "козуля" образовано не от слова коза или косуля, а от поморского слова, обозначающего "завиток", "змейка".
Иногда в козу обряжался человек, а иногда это была кукла на палке. Ряженье, перевоплощение с помощью костюмов и масок - древняя традиция, была широко распространена на Руси. Ряженая коза создавалась при помощи кожуха, вывернутого шерстью наружу, деревянной головы с рогами и бородой из соломы.
Смыслом обряда «Вождение козы» являлось исполнение песни «Где коза ходит, там жито родит…», где образно рисуется будущий урожай. Песня сопровождалась танцем-пантомимой: вначале коза кланялась хозяевам, затем танцевала и задиралась к молодым девушкам, ласкалась к малым детям, озорничала и шкодила. Затем, как правило, она «понарошку умирала», её усердно лечили, и лишь получив подарки, она «оживала». Обряд символизировал круговорот времени и возрождение природы.
Описание сценки «Вождение козы»
«Козой» наряжали одного из участников обряда, одевая его в тулуп и маску. Или же делали чучело козы и крепили его на палке. К рогам козы был подвешен колокольчик. Свита козы (ряженые) - цыган, поводырь, мехоноша (он нёс мешок для угощений), музыкант и группа исполнителей песни в праздничных костюмах.
Вот такой весёлой ватагой люди ходили от одного двора к другому. Они стучались в калитку и спрашивали у хозяев разрешения зайти к ним во двор.
Поводырь: Хозяйка! Пустите козу?
Хозяйка: Ой, заходите! Заходите!
Хор: Добрый вечер вам, честным господам,
Мы не сами идём, мы козу ведём,
И рогатую, бородатую.
Коза: Я коза рогатая, на шалости богатая, жадин забодаю!
Колядую, колядую,
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку
Сладостей - давай-ка.
Я коза дереза,
В гости к вам приехала.
Дайте рубль, дайте два,
Чтоб назад уехала!
Поводырь: Только коза - то у нас непоседливая, шкодливая. Смотрите.
(Действие постепенно переходит в дом, где коза начинает "шалить", пытается "нашкодить", что-нибудь сломать, куда-нибудь влезть) .
Хор: Недавно козу брали - была молодая,
А теперь состарилась,
Своих деточек не прокормила.
Да и пошла коза в (называется станица или город, в которой живут хозяева) ,
А там … все люди - стрельцы,
Хотят козу убить-погубить, со света сжить.
Только коза их не боится, а боится вот кого!
(В это время один из ряженых выходит вперед, сердито смотрит на расшалившуюся козу и шуточно ударяет её палкой-посохом)
Тут коза падает и притворяется неживой.
Поводырь: Ой, моя коза! Что ж я теперь буду делать! Всё ж было хорошо! Ой, да ты ж мне молочка давала! Да я же всем дарил то молоко. Молока много было! Я пришёл, выкопал ямку, налил туда молоко. Прибежали собаки попили, подрались и попадали в молоко. Ой, что же они натворили? Взбили мне масло. Я масло выбрал, продал, купил себе шаровары. Да стал хорошо жить-поживать. Вот как было! А теперь что же мне делать? Эй, ребята, кто из вас лечить умеет!
Ряженый: Я лечу!
Поводырь: Ты? А дорого за это возьмёшь?
Ряженый: Неее!
Поводырь: Ну, хорошо! Если вылечится коза и встанет - заплачу!
(Ряженый начинает делать «волшебные» движения руками и приговаривает)
Где есть - пусть и будет,
А где нет - пусть и не будет!
Поют все вместе: А ты, мехонос, дуй козе в нос,
Посреди двора стань коза жива,
Да пройдись по этому двору,
По этому двору, по хозяйскому,
Хозяин идёт – колбасу несёт;
А на рожечки - два пирожечка,
А на хвосточек - сала кусочек,
Коза «оживает» и поёт:
Хозяин хороший дай мне гроши,
Дай сало, что б я не дрожала.
Дай пирогов, не могу поднять рогов.
(Хор ряженых поют колядку, во время которой участники обыгрывают её содержание, а коза встаёт и начинает ходить по «двору»):
Хор: Тут коза встала, серая пошла.
Где коза ходит – там жито родит.
Где коза хвостом – там жито кустом.
Где коза ногою – там жито копою.
Где коза рогом - там жито стогом.
Добрый вечер! Щедрый вечер!
С Новым годом, с праздником!
Участников обряда и Козу хозяева щедро одаривали конфетами, пряниками, пирогами, колбасой, салом, овсом, а так же и деньгами. То, чем одарены ряженые, мехоноша собирает в мешок.
Все благодарят хозяев за щедрость, радушие и гостеприимство: «Лучше не было двора! Вам спасибо! Нам пора!». И вся честная компания с песнями идёт к другому дому.