Элла Альбертовна Чухонцева
Матер-класс «Формирование музыкальных способностей детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Формирование музыкальных способностей детей
раннего возраста в разных видах детской
музыкальной деятельности»
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Какие изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя внёс этот документ?
Публикация «Матер-класс „Формирование музыкальных способностей детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Музыка. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июль 2024
Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС дошкольного образования - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со стандартом.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», основными задачами которой выступают:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• развитие восприятия музыки;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Музыкальное воспитание в детском саду – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека, которое включает целенаправленное формирование личности дошкольника в процессе активной музыкальной деятельности путём воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.
Перед дошкольным образовательным учреждением стоят четкие задачи в формировании музыкальных способностей дошкольников и поиске новых форм организации взаимодействия педагога и детей. Содержание любого взаимодействия взрослого и детей на музыкальных занятиях должно способствовать развитию музыкальных способностей, формированию основ общей культуры.
Как правило, музыкальные занятия включают несколько видов деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмическую, игровую. Музыкальное занятие будет успешным, если оно заранее продумывается музыкальным руководителем, материал отвечает требованиям программы и уровню развития детей, а воспитатель предварительно знакомится с содержанием занятия. Знания и умения детей формируются таким образом, чтобы содействовать развитию музыкальных способностей. Соблюдение последовательности в разучивании материала обеспечивает взаимодействие всех видов музыкальной деятельности. Выбор методических приемов зависит от этапа разучивания музыкального произведения, от видов форм взаимодействия педагога и детей на занятиях (тематические, интегрированные).
Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радостную атмосферу и побуждать детей к активности — уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое — тихое, высокие — низкие регистры, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, слух. Формирование активности в музыкаль-ной деятельности — основная задача воспитания детей этого возраста. Работа музыкального руководителя по развитию у детей музыкальных способностей строится по-разному в различных видах деятельности. В раннем возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но, все же, можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении и в развитии движений.
Восприятие музыки. В этом возрасте у детей уже есть небольшой опыт слушания музыки, что дает возможность поставить задачи формирования ее восприятия. Детей необходимо приучать внимательно слушать музыку, не разговаривать во время исполнения. Учить внимательно слушать небольшое музыкальное произведение до конца, не отвлекаясь, сопереживая их настроение.
При формировании музыкальных представлений детей и для запоминания и узнавания прослушанной музыки включать музыкально-
дидактические игры с определенным содержанием и правилами. В основе их
лежат задания, направленные на освоение различных свойств музыкального
звука: высоты, длительности, динамики и тембра. Подбирая детские инструменты и игрушки, предлагать детям поиграть с ними, угадать, на чем они играют, сравнить тихое и громкое звучание. Постепенно музыкально-дидактические игры несколько усложняются. Ставится задача не только различать контрастные звучания, но и воспроизводить их (мяукает кошка и котенок).
Основой методики слушания музыки является выразительное исполнение произведения, теплота и задушевность музыкального руководителя, передающего его отношение к художественному образу. Вместе с тем в работе с детьми раннего возраста необходимы наглядные приемы, в частности показ игрушки, что доставляет радость слушать музыку и смотреть на игрушку, о которой поется в песне. Зрительно воспринимаемый образ способствует пониманию содержания исполняемой песни, ее запоминанию.
С этой целью полезно применять персонажи кукольного театра, с помощью которого инсценируется содержание того или иного произведения. Можно применять короткие пояснения. Например, при знакомстве с песней о елке можно сказать детям о том, что скоро наступит праздник, детский сад будет украшен и т. д. Такой эмоциональный фон настраивает малышей внимательно и с интересом слушать песню, усваивая знакомые слова.
В группе детей раннего возраста следует использовать разнообразный музыкальный репертуар, который поможет заинтересовать ребенка музыкой, вызвать и поддержать его радостные переживания. Этому способствует качественное исполнение произведения. Развитию интереса к музыке помогают и некоторые яркие особенности произведения, в частности изобразительные моменты (подражание игре на барабане, чириканье воробья). Нужно проигрывать эти моменты отдельно, заостряя внимание детей. Усвоению музыки способствуют краткие пояснения музыкального руководителя, где при ознакомлении с песней он обращает внимание детей на характер музыки, выделяя наиболее яркие художественные средства. При повторном прослушивании музыкальный руководитель задает детям вопрос, помнят ли они, какую новую песню слушали. Если дети не помнят, то слушают повторно. Отдельно проигрывается вступление или характерный аккомпанемент, привлекая внимание детей.
Пение. На третьем году жизни певческий голос ребенка начинает формироваться - певческого звучания еще нет, дыхание короткое. Дети охотно подпевают окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки. Ставится задача развивать и укреплять первоначальные певческие интонации. Нужно следить, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения в диапазоне (ре-ля первой октавы). В работе над дикцией нужно объяснять значение непонятных слов, научить правильному произношению.
Репертуар должен быть удобен для дыхания и с небольшим диапазоном. Большинство песен исполняется не спеша, в умеренном темпе. Основным приемом является выразительное исполнение песни. В первом исполнении нужно использовать игрушки, картинки, которые помогут понять содержание песни. Кроме того, используются игровые приемы. Например, разучивая песню «Кошка», можно показывать игрушку и сказать, что кошка просит молока. Как кошка просит молоко? Мяу! - напевает он. Это побуждает детей пропеть вместе с ним последнюю фразу песни. Когда песня выучена, можно использовать разные игровые приемы. «К нам пришел мишка послушать как
вы поете» или имитируют игру на барабане, дудочке, выполняют движения по тексту.
В группе детей раннего возраста чаще используются обучающие приемы. Дети слушают песню с сопровождением, затем без него, затем поют
вместе с музыкальным руководителем, который выразительно пропевает долгие звуки. Дети повторяют за ним. Хорошо поющим детям предлагают спеть для всех детей.
Музыкально-ритмические движения. На третьем году жизни движения под музыку становятся более уверенными, однако недостаточно согласованными. Ребенок способен овладеть простейшими движениями, такими, как, например, хлопки в ладоши, притопывание, пружинки, кружение, покачивание с ноги на ногу и др., может выполнять элементарные движения с атрибутами (платочки, погремушки и др.). В передаче общего характера движения еще нет умения одновременно с музыкой начинать и заканчивать движения, отмечать ритмическую пульсацию ходьбы и бега. Обучая детей согласованным движениям под музыку, необходимо учить двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыкального произведения. Привлекать внимание детей к тому, что под одну музыку можно плясать, под другую ходить, давая им возможность самостоятельно это различать. При этом, исполняя марш и пляску, дети сами меняют характер движений. Детей приучают отмечать изменением движений двухчастную форму пьесы, силу звучания (громко, тихо, продолжают развивать ритмичность в ходьбе и беге под музыку. В игры и пляски включают умения двигаться по кругу, взявшись за руки, парами.
Танцевальные движения отражают одновременное хлопанье в ладоши и топанье ногами, покачивание с ноги на ногу, полуприседания. Методика основана на показе музыкального руководителя и коротких указаниях. Очень важно правильно и четко показать движение, где эмоциональный тон педагога
вызовет у детей желание двигаться под музыку. Так же важно использование игрушек и атрибутов. Разучивая игру, следует сразу раскрыть содержание и предложить детям действовать. Если музыка в сюжетной игре контрастного характера, надо проиграть ее детям, сказать, для кого она предназначается, а затем предложить поиграть. При затруднении выполнения движения, построения, необходимо поупражняться отдельно. Например, в игре «Солнышко и дождик» нужно сначала проверить, насколько непринужденно
дети могут ходить по кругу, а затем присоединить вторую часть игры – пляску. Усвоению содержания игр и необходимых навыков способствуют, многократные, последовательные повторения. Чтобы обучение происходило ненавязчиво, можно использовать различные игровые моменты: показ упражнения персонажем, пригласить игрушку Мишку или Зайчика посмотреть, как пляшут дети или поплясать вместе с ними. На следующих занятиях эти дети танцуют самостоятельно, а педагог танцует с детьми, которым требуется помощь.
Элементарное музицирование. Дети знакомятся с музыкальными инструментами. Учатся различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепиано, знать и различать звучание бубна и погремушки. В работе с малышами используются музыкальные игрушки : дудочки, органчики, которые помогают заинтересовать детей, побуждают к активности. Знакомство с музыкальными инструментами проводится постепенно, усложняя задания от занятия к занятию, используются игровые моменты. Например, петушок приносит в корзинке музыкальные инструменты - погремушки. Дети рассматривают их, ощупывают, учатся обращаться, извлекают звук. По показу петушка, дети выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую – поднимают ее вверх и слегка встряхивают. На занятия часто приходят куклы. Воспитатель водит куклу, а музыкальный руководитель передает шаги куклы редкими ударами бубна, но вот кукла побежала, и дети слышат частое звучание. Затем кукла приглашает всех походить и побегать. Таким образом дети учатся чувствовать ритм и реагировать на смену музыки. Коллективные исполнения нужно сочетать с индивидуальными, при этом немаловажную роль играет принцип повторности.
Творческая деятельность. В раннем возрасте необходимо способствовать развитию первоначальных творческих проявлений в исполнительской деятельности. Принести на занятие куклу и попросить ребенка спеть ей колыбельную песенку на «баю-бай», спеть веселую плясовую на «ля-ля». Поддерживать и закреплять желание детей использовать знакомые танцевальные движения в свободных плясках, предложив научить куклу танцевать. Воспроизводить голосом звукоподражания. Использовать игровые моменты: котенок не умеет говорить, но он очень красиво поет. Как поет котенок?
Ведущую роль на занятии берут на себя взрослые: музыкальный руководитель и воспитатель. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует формированию положительных эмоциональных отношений. В раннем возрасте творческая активность ребёнка развивается во всех видах музыкальной деятельности : передаче характерных образов в играх и танцах; подпевании попевок, песен. Впоследствии, по мере накопления песенно – танцевального опыта, дети будут учиться самостоятельно применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.
Музыкальные игры. Дети раннего возраста не могут оставаться равнодушным к веселой и шумной игре, часто эмоции переполняют их. Большинство игр подвижные, включают в себя различные виды движений: перебежки, догонялки, прятки, танцевальные движения. Современные научные данные свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не целесообразно применять некоторые приемы и методы воспитания и обучения, которые используются в работе со старшими дошкольниками. К ним относятся чисто словесные объяснения. Инструкции взрослого часто не понятны ребенку, не достигают своей цели. Маленький ребенок воспринимает только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши плохо воспринимают призывы и обращения, адресованные к целой группе. Им необходимо обращение по имени, ласковое прикосновение, словом, все то, что свидетельствует о личном внимании взрослого к ребенку. Только в этом случае дети могут принять и понять обращение к ним педагога. Еще одна особенность работы с детьми раннего возраста – слабая эффективность чисто вербальных методов воспитания. Объяснения правил, призывы к послушанию часто оказываются бесполезными. Причина не только в том, что маленькие дети еще плохо понимают их, но и в том, что малыши пока не могут регулировать свое поведение с помощью речи. Часто более сильное воздействие на малышей оказывают окружающие предметы, впечатления, сверстники. Это не означает, что с маленькими детьми не нужно разговаривать. Речь педагога обязательно должны быть включена в контекст реальных действий, быть предельно выразительной, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Для работы с маленькими детьми необходимы не только профессиональные знания, но и особые личностные качества, такие как любовь к маленьким детям, искренность, позитивное принятие другого человека, эмоциональность. Музыкальные занятия в данной возрастной группе будут интересны детям, если они проходят в игровой форме, а игра – универсальное средство всестороннего гармоничного развития ребенка и инструмент общения детей и взрослых, инструмент эмоционального взаимодействия.
Существует еще несколько факторов, повышающих эффективность обучения детей данного возраста :
• это чередование различных приемов обучения,
• использование разнообразных демонстрационных материалов,
• эмоциональная установка на предстоящее занятие.
Музыкальная деятельность должна проходить не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Для этого необходима тесная работа музыкального руководителя и воспитателя.
В определенные моменты воспитатель имеет возможность использовать музыкально-ритмический материал, который не требует инструментального сопровождения: ходьбу и подпрыгивание под счет, хлопки, игры с ладошками, пальчиковые игры, а также потешки, короткие стихи, песенки, связанные с определенными режимными моментами и ситуациями (умывание, одевание, сборы на прогулку и т. д.). Замечательно, когда воспитатель в группе с детьми поет песенки, танцует, играет. Он может с успехом организовывать с детьми музыкальные минутки, используя интересные аранжировки материала, которые прилагаются в качестве методического обеспечения (компакт-диски) к музыкальным занятиям.
Одно из важных требований ФГОС ДО – это создание развивающей предметно-пространственной среды. Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с музыкальным руководителем. Ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально - дидактических игр. Для достижения этой цели воспитателю ДОУ необходимо создавать разнообразную музыкальную предметно- развивающую среду в группе.
В музыкальной работе с детьми 2-3 лет заметны различия в умениях. Это связано, прежде всего, с особенностями нервно-психического развития детей, а также с тем, что малыши нерегулярно посещают дошкольное учреждение в связи с адаптацией и заболеваемостью, что естественно в этом возрасте. Поэтому нельзя предъявлять одинаковые требования к музыкальному развитию детей этой возрастной группы. Самым главным показателем правильно организованной музыкальной деятельности являет-ся ярко выраженный интерес у детей к музыке : внимание во время слушания, эмоциональное участие в подпевании и движениях под музыку, т. е. проявление эмоциональной и музыкальной активности.
Праздники также имеют место в жизни малышей. К праздникам в этом возрасте нужно подходить методически грамотно и исходить, прежде всего, от их педагогической целесообразности. В этом возрасте дети еще не в состоянии понять сам факт праздника, ощутить праздничную атмосферу. Для них это просто веселая игра, в которой ведущую роль выполняет воспитатель или какой-то персонаж, понятный для восприятия детей. Дети во время организации игровых ситуаций много двигаются, выполняют определенные действия с атрибутами, взаимодействуют с персонажами, получают массу положительных эмоций. Присутствие на праздниках родителей в этом возрасте недопустимо. Для ребенка большое количество незнакомых людей рядом всегда стресс.
Диагностика. Каждый ребенок абсолютно уникален, у каждого - свои интересы, способности и склонности. У каждого ребенка свой исходный уровень и темп развития. В культурно-исторической теории Л. С. Выготский отмечал: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнять самостоятельно…Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня…Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». При разработке педагогической диагностики следует учитывать, как зону актуального развития ребенка (ребенок выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, так и зону ближайшего развития (ребенок не может выполнить самостоятельно, но способен выполнить с помощью взрослого). При определении показателей развития детей раннего возраста акцент делается не на знаниевом компоненте, а на овладении детьми видами детской деятельности, что соответствует идеям Стандарта.
Периодичность проведения диагностики указана в основной образовательной программе ДОУ. Оптимальным является ее проведение два раза с год (октябрь, май). При этом необходимо учитывать адаптационный период пребывания детей в ДОУ. Так если он еще не закончен для ребенка, то педагогическую диагностику его развития, для большей объективности, целесообразно перенести на более поздний срок.
Педагогическая диагностика
Показатели восприятия ребенком смысла музыки
Воспроизводит по подражанию и самостоятельно простые плясовые движения С удовольствием поет небольшие песенки совместно со взрослым Охотно слушает небольшие яркие музыкальные произведения Проявляет высокую эмоциональную отзывчивость на музыку Итог
начало года конец года начало года конец года начало года конец года начало года конец года начало года конец года
В заключении хочу отметить, что такая планомерная работа по формированию музыкальных способностей детей раннего возраста в различных видах детской музыкальной деятельности с использованием современных методов, накопленного опыта педагогов, откроет перед ребенком интересный, разнообразный, увлекательный, богатый и радостный мир музыки.
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Высшей квалификационной категории
МДОУ№83, г. Липецк
Чухонцева Элла Альбертовна