Марина волобоева
Математика по сказкам
▼ Скачать + Заказать документы
Чем любит заниматься ребёнок больше всего? Играть и слушать сказки. Именно это и навело меня на мысль, что сказки нужно использовать и в обучении детей математике. Тем более, что во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности:
«Два жадных медвежонка»,
«Двенадцать месяцев»,
«Волк и семеро козлят»,
«Три поросенка»,
«Цветик-семицветик» и т. д.).
Публикация «Математика по сказкам» размещена в разделах
Очень полезная сказка для освоения счёта – «Про козлёнка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывая вместе с козлёнком героев сказки, дети легко запомнят количественный счёт до 10.
Сформировать у детей представление о величине предметов, пространственных и количественных представлений помогают русские народные сказки :
«Колобок»,
«Три медведя»,
«Репка».
«Гуси-лебеди» и др.
«Теремок»,
Сказка «Теремок» может помочь запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единицу:
Прискакал зайка и стало их трое.
Прибежала лисица и стало их четверо
И т. д.
Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для усвоения порядкового счё та:
Кто тянул репку первым?
Кто повстречался колобку третьим?
В сказке «Репка» можно и о размере говорить:
Кто самый маленький? (мышка)
Кто самый большой? (дед)
Кто стоит перед кошкой?
А кто за бабкой?
Сказка «Три медведя» - это математическая супер-сказка :
И медведей можно посчитать
И о размере можно поговорить (большой, маленький, средний)
Кто больше? Кто меньше? Кто самый большой? Кто самый маленький?
Соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.
На примере сказки «Три медведя», в младшей группе я знакомила детей и закрепляла с ними понятия «большой», «маленький», «ещё меньше», «высокий», «низкий», а в более старшем возрасте предлагала задания:
«распредели героев по возрасту, по росту»,
«уложи спать, чтобы соответствовала кровать»,
«напои чаем, чтобы соответствовала посуда».
С помощью содержания сказки «Гуси-лебеди» можно научить дошкольников ориентироваться в пространстве и усваивать понятия:
«над лесом»,
«над рекой»,
«правый и левый берег»,
Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка» даёт возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий». Особенно, если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или проедет игрушечная машинка.
Инсценируя сказку «Колобок» мы не только закрепляли количественный счёт, но и другие разделы программы.
Например, Колобок встречает Зайца…тот обещает не трогать его, если дети (зрители) назовут жилище волка… (логово, медведя… (берлога) и т. д.
В подготовительной к школе группе эту же сказку можно использовать в математике, например:
Серый разбойник не съест Колобка, если дети скажут из каких звуков состоит слово ВОЛК (звуковой анализ).
Медведь не съест Колобка, если ребята скажут, как называется варенье из вишни, из малины и т. д.?
Лиса не съест Колобка, если дети назовут слова, какими её кличут люди (лиса Патрикеевна, рыжая плутовка, Лисичка-сестричка и т. д.)
Самый простой пример "математической" сказки - это конечно "Репка". Сказка «Репка» помогла усвоить понятие «перед», «между», «за», порядковый счёт.
Проводя занятия, можно использовать разные задания:
• Волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (или отгадают загадки). Например:
«Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?» и т. д.
В гости к детям постоянно приходят герои сказок : Буратино, Незнайка, Снежная королева и др.
Очень эффективный приём «вхождения в сказку» с помощью пособия «Волшебный сундук сказок».
Чтобы отправиться в путешествие по сказкам «Волшебного сундука сказок», нужно приоткрыть крышку, закрыть глаза, сосчитать до 10 (20 и двойками, тройками, порядковый и обратный счёт) и сказать волшебные слова»… Открывают глаза, а в сундуке лежит нужная книга. Например, с
Сказка А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Детям предлагается игровая проблемная ситуация. Буратино не может сам раздать куклам половинки билетов в Театр, так как не учился в школе и не знает цифры. На половинке билетов у Буратино написаны примеры, у кукол (это игрушки) – вторые половинки, на которых – ответы к примерам. Дети решают примеры и помогают куклам занять в Театре свои места согласно билетам.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Браконьеры закинули в море сети. Запутались в сетях подружки Золотой рыбки, и она просит помощи у детей: «Помогите, пожалуйста! Освободите моих подружек!» На каждой рыбке написан пример на сложение или вычитание. Сети – это карточки с цифрами. Рыбка считается спасённой, если решён правильно пример и рядом с рыбкой лежит нужная цифра.
Одним из важных условий является участие в образовательном процессе родителей: соревнование, конкурсы, праздники, родительские собрания, выставки детских работ по математическим сказкам и т. п.
Данная работа направлена на формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством сказки и призвана помочь их интеллектуальному развитию, подготовке к школе и формированию у них мотивации к изучению математики.