Ахметзянова Разина Гиниятулловна
Математический досуг для детей средней группы «Путешествие на острова»
Математический досуг .
«Путешествие на острова».
Математический досуг по предложенному сценарию проводится в конце учебного года. Привлекаем детей к подготовке необходимого оборудования. Создаётся радостная атмосфера ожидания. Однако с сюжетными линиями предстоящего события заранее детей не знакомят.
Публикация «Математический досуг для детей средней группы „Путешествие на острова“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Сценарии математических развлечений
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В подготовке и проведении участвуют: воспитатели, 4-5 родителей.
Площадка для проведения досуга оборудуется следующим образом: в пяти местах участка на некотором отдалении друг от друга оборудуются и украшаются математические острова «Остров потерянных чисел», «Остров ошибок», «Остров математических загадок», «Остров геометрических самоделок», «Остров чемпионов».
Территория каждого острова обозначены флажками и гирляндами из бумаги и воздушных шаров. Причалы островов охраняют мужественные стражники, которые собирают дань со всех, кто хочет высадиться на берег.
Команда парохода, подошедшего к одному из причалов, может стать гостями острова только тогда, когда ответит на вопрос или выполнит задание, которое дают стражники. Правильный ответ позволяет морякам высадиться на остров.
«Остров потерянных чисел». Остров украшен ширмами с детскими рисунками, флажками с математической символикой, которые изготавливали дети во время подготовки досуга.
На столах – атрибуты и материалы известных и новых для детей игр, содержанием которых является нахождение числа, цифры или заданного количества, определение равенства – неравенства групп предметов («Какой цифры не стало?», «Путаница», «Что изменилось?», «Сколько?», «Больше – меньше», «Измени число», а также мяч и игры типа «Домино», «Лото», «Найди пару» и др. С мячом детям можно предложить игру «Послушный мяч». Ребёнок берёт в руки мяч и загадывает, сколько раз он ударит мячом о землю, и говорит об этом мячу, например: «Ты сейчас подпрыгнешь четыре раза». Затем начинает играть. Если мяч оказался послушный, ребёнок получает очко.
Задания, которые используют стражники, пропуская причаливших к острову моряков, написаны на листочках, свёрнутых в трубочки. Они помещаются в прозрачный сосуд. В этих заданиях детям предлагается:
- рассказать любое стихотворение или считалку про число или цифру;
- назвать число, которое больше 4 на 1, больше 2 на 1, меньше 3 на 1, число между 3 и 5 и т. п. ;
- отгадать загадку;
«Остров ошибок». В гостином зале расположены мольберты с рисунками и столы, где изображены или расставлены группы предметов (в ряд, по кругу, в виде числовых фигур или букв, а рядом цифрами правильно или неправильно обозначено количество предметов в каждой группе. На подносах разложены наборы цифр и дополнительные предметы для исправления ошибок. Кроме этого, нарисованы или представлены с помощью кукольного настольного театра хорошо знакомые детям сказочные персонажи. Ребята могут заметить ошибки, допущенные при их изображении. Например, волк и пятеро козлят, Белоснежка и шесть гномов, три жадных медвежонка, рыбак и две золотые рыбки, Емеля на коньках, Серый Волк в красной шапочке, Баба-яга с двумя хрустальными туфельками и т. п.
Дети внимательно рассматривают все рисунки, подмечают ошибки и сообщают об этом воспитателям. Воспитатель, наградив моряка за сообразительность, ошибки не исправляет, а оставляют их другим детям, которым тоже хочется проявить смекалку.
Задания стражников:
- Для трёх прях приготовили 2 веретена. Правильно сделали?
- В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» царевна решила связать всем богатырям по тёплому шарфу. Сколько шарфов она свяжет?
- В сказке про трёх медведей в спальне стоит 4 кровати. Всем ли медведям хватит кроватей?
- Курочка Ряба в сказке снесла три яичка. Которое по счёту яичко в сказке разбилось?
«Остров математических загадок». Зал украшен несколькими рамами, в которых должны находиться картины. Картины можно составить из квадратов (по типу разрезных картинок). Они лежат на столе. С одной стороны квадрата нарисован фрагмент картины и указан номер рамы, куда следует его поместить. С другой стороны квадрата написана загадка. Ребёнок, желающий принять участие в отгадывании загадок, выбирает любой квадрат, и ему читают загадку. Если он отгадает её, то может поместить этот квадрат на раму и собрать полную картину.
Загадки могут быть самые разнообразные с математическим содержанием.
Кроме этого, на одном из столов лежат мешочки с набором предметов. Ребёнок опускает руку в мешочек, нащупывает предмет, называет его и только после этого вынимает из мешочка.
Задания стражников:
- Ромашка, василёк, колокольчик, клевер. Что это?
- Тарелка, чашка, блюдце, стакан. Что это?
- Автобус, трамвай, троллейбус, автомашина. Что это?
- Назови три овоща.
- Скажи три названия ягод.
- Назови три предмета мебели.
- Назови трёх домашних животных.
- Назови трёх диких животных тёплых стран.
«Остров геометрических фигур». В зале расставлены столы, оборудованные для занятий с бумагой и клеем. На столах разложены наборы фигур, листы бумаги разного размера, на подносе лежат фигуры. Дети получают по конверту с набором геометрических фигур разного цвета, размера и конфигурации. Им предлагается сначала составить изображение предмета, фигурку животного или картину на столах, а затем наклеить на бумагу. Дополнительные фигуры они подбирают по мере необходимости. Можно объединиться парами. Все любуются работами друг друга, а потом продолжают своё путешествие по островам.
Задания стражников:
- Назови четыре предмета круглой формы
- Назови четыре предмета квадратной формы.
- Какой формы может быть крышка стола.
- Какой формы окно детского сада.
- Назови все фигуры с углами.
«Остров чемпионов». На этом острове расположился парк развлечений. Самые интересные игрушки-забавы, заводные игрушки, игрушки-шутки, воздушные шарики, кольца для пускания мыльных пузырей, наклейки, переводные картинки – это то, чем может поиграть каждый чемпион.
Заключительный фрагмент праздника проходит на «Острове чемпионов» и заканчивается «сладким» банкетом. Каждый ребёнок получает подарок и угощение.