Евгения Альмушева
Математические олимпиады как формы досуговой деятельности со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Математические олимпиады как формы досуговой деятельности
со старшими дошкольниками
Одним из средств знакомства с математикой мы выбрали математические олимпиады и подготовку к ним. Издавна педагоги стремились оживить и сделать преподавание «сухой» математики более интересным. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации и новых компьютерных технологий. В этих условиях в математическом развитии дошкольника особую ценность приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.
Публикация «Математические олимпиады как формы досуговой деятельности со старшими дошкольниками» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Сценарии математических развлечений
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Олимпиада. Сценарии олимпийских игр
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
«Мысль – цветок, слово – завязь, дело – плод» - так говорил знаменитый философ Ралф Уолдо Эмерсон (1803-1882). Интеллект – это способность мыслить, а не сумма знаний. В своем детском саду мы решили развивать интерес к знаниям, приучать охотно и сознательно мыслить. Сначала работа велась с детьми, у которых более развиты внимание, память, мышление, усидчивость. Затем заинтересовались дети неусидчивые, подвижные, которые заинтересовывались заданием, но рассчитывая на быстрый результат и не получая его, отходили, занимались своими делами, но время от времени включались в обсуждение, вносили предложения и очень радовались, когда задание решалось благодаря общим усилиям. Возникала обратная связь, то есть отзывчивость памяти на образы. Очень нравились детям задания, развивающие изобретательность и сообразительность, такие как преобразования и выкладывание из палочек, например «Весы», «Две рюмки», «Флюгер», «Квадраты» и др., развертки, игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Волшебный круг» и другие. Как показала практика, лучший результат у тех детей, которые выполняют эти задания не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и в самостоятельной.
В нашей группе стараемся разнообразить задания по математике музыкальным
оформлением (выполнением конструктивных заданий под тихую спокойную музыку, использованием аппликации при обучении счету и решении задач, вводим в НОД проблемные ситуации, требующие осмысления, размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Детям интересны проблемно-игровые ситуации с привлечением сказочных персонажей: «Почему поссорились Том и Джерри», «Обида Незнайки», «Как Вини-Пух и Пятачок делили справедливо». На этапе обучения решению проблемных ситуаций помогают различные приемы: переформулирование условий задачи, наводящие задачи (задачи подсказки, готовый вариант решения.
При подготовке к олимпиадам я старалась использовать в НОДе, в свободной
деятельности кроме задач, логических игр, ребусов, много веселых стихотворений, загадок, пословиц. Весь этот речевой материал позволяет в процессе игры решать такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у детей логических структур мышления, развивают речь, тренируют внимание, память, закладывают основы творчества.
Радость развлечения постепенно переходит в радость учения. Разобрав с детьми одно из заданий, я предлагаю придумать свое, или перестроить ее, поменять последовательность событий, переложить задания на новую сюжетную основу, продумать собственное развитие данной сказки.
Можно использовать прием прохождения полюбившегося героя через сюжеты известных литературных произведений. Такие задания эффективно активизируют мыслительную деятельность детей.
Во время обсуждений дети учились работать сообща, объединяться в пары, выслушивать друг друга, предлагать свой вариант решения, не обижаться. Дети стали придумывать свои задания: ребусы, лабиринты, задачи. Мы решили проводить «Вечер вопросов и ответов», где каждый ребенок мог попробовать себя в роли ведущего или игрока.
В результате систематических игр-заданий у детей повысился интерес к обучению, укрепилась уверенность в себе, в своих возможностях, появился интерес к соревнованиям друг с другом. И тогда мы решили провести математическую олимпиаду. Олимпиады способствуют сплочению коллектива, формированию умения договориться, вовремя прийти на помощь, подбодрить товарищей, повышению самооценки, развитию интереса, расширению кругозора, развитию умения контролировать свои эмоциональные переживания. Во время олимпиады ребенок утверждается в том, что он знает, умеет и может сделать самостоятельно.
Сначала олимпиады проводились как итоговое мероприятие за год, полугодие, но в ходе работы оказалось, что дети воспринимают олимпиаду как игру, как праздник – серьезную, ответственную, эмоционально напряженную, но все-таки игру, со своими правилами, ведущими, результатами, возможностью действовать. А праздник, потому что ждут с нетерпением, готовятся, переживают, сообщают о предстоящем мероприятии родителям, подбирают наряды; да и зал встречает их тематическим оформлением, приходят сказочные персонажи и т. д. Американский психолог Эрих Фромм говорил: «Играя, дети учатся прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».
Решено было в олимпиады ввести музыкальные паузы (песенные, танцевальные, минутки отдыха, во время которых дети могли получить научно достоверную информацию от сказочного персонажа, ведущего, из наглядных пособий и технических средств, подвигаться, попить сок.
Темы для олимпиад брали разнообразные : посвященные праздничным датам (Дню Защитника Отечества, Дню космонавтики, Дню города, календарным праздникам (встреча зимы, Масленица). Особенный интерес вызвали олимпиады по сюжетам знакомых сказок: «В гостях у двенадцати месяцев», «Приключения Дюймовочки», «Незнайка в кругу друзей», «Сказка о потерянном времени».
Олимпиада «Сказка о потерянном времени» включала в себя задания только по теме ознакомление с временными представлениями. Были подобраны и изучены пословицы и поговорки о времени, задачи на смекалку. В олимпиаду были включены задания на нахождение времени по часам, работа по календарю, решение логических задач на определение дней недели и другие задания. Использование знакомого сказочного сюжета в олимпиаде помогает еще раз вспомнить этические нормы поведения, правила этикета, они формируются естественно и непосредственно (помоги тому, кто нуждается в помощи, не обманывай, делись, учат оценивать свои поступки и поступки других, приучают жить в коллективе, доводить начатое дело до конца.
Мы пригласили родителей в качестве зрителей на олимпиаду, посвященную Дню защитников Отечества. Во время олимпиады казалось, что родители волновались больше игроков, пытались подсказать ответ, переживали в случае неверного решения.
Мы поняли, что родители не лишены азарта, у них есть интерес к этой деятельности и пригласили их принять участие в итоговой математической олимпиаде «Незнайка в кругу друзей». Мы снова исходили из того, что олимпиада это праздник, развлечение.
Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным. Успех в
учении вдохновляет его на новые успехи. Родители усвоили важные заповеди:
- поощрять все усилия ребенка и его стремление узнать новое,
- отвечать на вопросы ребенка и заниматься с ним тем, что ему нравится, т. к. принудительное обучение бесполезно,
- только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то
научить.
В поиске занимательных игр и заданий чаще всего обращаемся к пособиям таких авторов, как: А. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Б. П. Никитин, В. В. Воскобович, А. А. Столяр, Л. Г. Петерсон, А. Зак, В. В. Волина, В. И. Ковалев, В. В. Голева, А. Д. Гетманова и др.
Много хороших впечатлений осталось от проведения совместной олимпиады, и мы решили не останавливаться на этом, а пробовать еще и еще, а также искать новые формы проведения олимпиад.
Наши дети скоро пойдут в школу, а успешность обучения зависит от того, насколько развиты познавательные способности, а именно:
- умение разбирать условия разнообразных задач,
- умение планировать деятельность по решению задач,
- умение обосновывать способ решения.
И мне хочется верить, что наши дети, полюбившие олимпиады, не будут испытывать затруднений в усвоении учебного материала, так как поиск решений, проявление сообразительности для них развлечение и праздник.