Елена Кузьменко
Занятие с использованием математических игр по развитию логики
▼ Скачать + Заказать документы
1. Логическая задача : «Как изменилась фигура?»
Упражнения для решения этой задачи построены на трансформации (изменение цвета, формы, расположения и проч.) предметов, изображенных на карточках. Дидактический материал : карточки-задания и карточки-ключи (ответы) к этим заданиям.
1 упражнение – на трансформацию цвета объекта. Предложить ребенку рассмотреть первую карточку: используя карточку-ключ определить, как изменить фигуру. Вопросы к детям: Что сделала карточка? - изменила цвет. Как изменился круг?
2 упражнение – на трансформацию размера объекта;
Публикация «Занятие с использованием математических игр по развитию логики» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
3 упражнение – на трансформацию количества объектов;
4 упражнение – на трансформацию контура, конфигурации объекта путем добавления части или целой фигуры (добавление);
5 упражнение – на трансформацию контура, конфигурации объекта путем раздвижения объекта путем убавления части или целой фигуры (убавление);
6 упражнение – на изменение месторасположения фигур путем раздвижения частей или фигур (раздвижение);
7 упражнение – на изменение месторасположения путем наложения, соединения фигур (наложение, соединение);
8 упражнение – на изменение месторасположения фигур или их частей путем разворота (разворот).
2. Дидактические игры по блокам Дьенеша.
Игра «У кого в гостях Винн и – Пух и Пятачок?
Цель: развитие способности к анализу, синтезу, сравнение, обобщение.
Материал : карточки с логическими таблицами, логические фигуры.
Содержание:
1 вариант – детям предлагается карточка-домик, нужно найти недостающую фигуру и положить в клетку, где нарисованы Винни-Пух и Пятачок.
2 вариант – от поиска одной фигуры, дети переходят к поиску двух недостающих фигур. Если интерес к прежней игровой задаче угаснет, предложить новую, например, угадать, какой сундук с драгоценностями украли пираты.
Игра «Цветные коврики» (салфетки, флажки).
Состав чисел первого десятка. Зависимость между длиной стороны и площадью, между числом и количеством вариантов его расположения.
Алгоритм - определенная последовательность практических действий.
Материал : палочки Кюизенера, карточки с изображением-схемой «ковров».
Содержание: 1 – вариант: алгоритм, состав чисел. Научить детей «плести» такие же красивые узоры. Чтобы научиться «плести», нужно соблюдать следующие правила «алгоритм» :
- выбрать одну полоску для начала плетения;
- следующие ряды образуются из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первой;
- все ряды должны быть разными;
- закончить ковер бахромой из белых полосок;
- «прочитать» ковер цветами и числами.
Желтый - белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый и т. д.
Пять – один и четыре, четыре и один, два и три, три и два т. д.
2 вариант – длина сторон и площадь (зависимость). Дети самостоятельно выделяют и формируют зависимость: чем длиннее полоска, тем больше размер ковра, и чем больше число (первая выбранная полоска, тем больше вариантов его разложения.
Тема: «Путешествие по Стране математики».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Учить детей находить заданную геометрическую фигуру с помощью кода, символа (по блокам Дьенеша).
- Закреплять знания детей о свойстве числа.
- Упражнять в складывании квадратов из 4-5 частей.
- Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.
- Учить решать логические задачи на основе слухового и зрительного восприятия.
- Продолжать учить объяснять свои действия.
Развивающие задачи :-
- Способствовать развитию образного и логического мышления, комбинаторные способности.
- Помочь детям овладеть умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение) с помощью игр «Найди недостающую фигуру», «Собери квадрат», «Найди лишнее».
- Развивать психологические процессы : внимание, память, творческое воображение.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать целеустремленность, настойчивость при выполнении заданий, взаимовыручку.
- Поддерживать интерес к занимательным играм математического содержания через создание игровой проблемной ситуации.
Основные методы и приё мы:
1. Словесные: вопросы к детям, в т. ч. поискового характера, решение словесных логических задач.
2. Игровые: 1) создание проблемно-игровой ситуации;
2) логико-математические игры : «Собери квадрат», «Сложи цветок», «Соедини по точкам».
3. Использование музыкального сопровождения, аудиозаписи голоса персонажа.
Предварительная работа:
- Игры на классификацию фигур и предметов: «Разложи по домикам», «Дорисуй», «Найди лишнее»- на развитие логического мышления, зрительного восприятия;
Развивающие игры : «Сложи квадрат», «Танграмм».
- Игры-упражнения с блоками Дьенеша: «Где чей гараж?», «Автотрасса» - на выявление и абстрагирование свойств: цвета, формы, размера, толщины.
- Решение логических занимательных задач, проблемных ситуаций.
Материал и оборудование :
- костюм и головной убор для капитана.
- бескозырка для матроса.
- штурвал, якорь.
- ширма с куклой волшебником.
- лист ватмана с заданием «Соедини по точкам».
- вырезанные из картона цветы, на лепестках которых написаны загадки, вопросы, упражнения.
- билеты с символами, геометрические фигуры, прикрепленные к спинкам стульев (на каждого ребёнка).
- карточка- таблица и картинки к игре «Найди недостающую фигуру» - на каждого игрока.
- квадраты, разрезанные на 4-5 частей.
- три желтых бумажных круга – серединки ромашек, на которых написаны цифры 6,7,8, бумажные лепестки на которых написан в виде примеров состав этих чисел (все варианты).
Ход игровой проблемной ситуации.
- Капитан - Ребята, я знаю, что вы скоро пойдёте в школу, и наверное уже многому научилиcь и многое узнали в детском саду. Что вы умеете? (ответы детей)
- Я думаю, что вы будете очень хорошо учиться в школе. А вот чтобы проверить так ли это, я предлагаю отправиться в путешествие по очень интересной стране –стране Математики. Хотите? Эта страна расположена на небольших островах, и на каждом острове есть свои обитатели-волшебники. Им очень нравится загадывать детям загадки и задавать хитрые вопросы. Я уверена, что вы любите математику, и это путешествие будет для вас интересным.
- Я вам открою один секрет - в этой стране находиться волшебная книга. Если мы сумеем её отыскать, то математика откроет вам свои тайны, и вы будете учиться в школе только на "хорошо" и "отлично".
- Но на чём мы отправимся в путь? (предложить детям изображение корабля на ватмане). Вы видите на листе точки, рядом с каждой стоит цифра. Все точки надо соединить между собой линиями по порядку, который подскажут цифры, последнюю точку соединить с цифрой 6, а цифру 1 - с цифрой 4.
Дети выполняют задание: "Соедини по точкам" ( Во время выполнения задания предложить детям проговаривать: цифру 1 соединяем с цифрой 2 и т. д.)
- Что у нас получилось? (корабль)
- Итак, в путешествие мы отправляемся на корабле. Матрос, корабль готов к отплытию?
- Матрос – Так точно, товарищ капитан!
- Капитан - Разрешаю занять борт корабля и раздать билеты с символами, по которым каждый пассажир найдёт своё место. ( Напомнить детям о значении символов: черный силуэт обозначает геометрическую фигуру, _ цветное пятно обозначает цвет геометрической фигуры, а большой или маленький домик – ее размер)
Дети читают символы, находят соответствующие фигуры, прикрепленные к спинке стульев, и занимают свои места.
- Капитан - Поднять якорь! Полный вперёд!
- Матрос - Есть поднять якорь! Есть полный вперёд!
(Звучит музыка морского прибоя)
- Капитан - Мы приплыли на остров загадок. Только где – же хозяин этого острова?
- Волшебник (голос волшебника звучит в аудиозаписи) - Здравствуйте дети! Я, волшебник, хозяин Острова загадок, приветствую вас! Добро пожаловать на мой остров!
Дети сходят на берег, находят цветы, на лепестках которых написаны загадки и вопросы, отвечают на них. На одном из лепестков написано, что искать волшебную книгу надо на другом острове.
- Капитан - Молодцы, с загадками и вопросами вы справились. Займите свои места на корабле и отправляемся на другой остров. Полный вперёд!
(Звучит музыка моря).
- Мы подплыли к другому острову. Сойти всем на берег!
- Волшебник (аудиозапись)- Здравствуйте ребята! С вами говорит хозяин Острова геометрических фигур. Я знаю, вы ищете волшебную книгу. Где она вы узнаете в глубине острова, а попасть туда вы сможете, если выполните мои задания.
Дети выполняют задание: "Найди недостающую фигуру" (задания рассчитаны на каждого ребёнка). Ребята, давайте спросим у Волшебника, может быть, у него для нас есть еще какие-нибудь задания.
- Волшебник (голос в аудиозаписи) - На этом острове живут волшебные квадраты, которые очень любили распадаться на части, гордились друг перед другом этим умением. Однажды все части перепутались и не смогли снова стать квадратами. Вы сможете помочь моим друзьям, нужно скорее их собрать.
( Дети выполняют задание: "Сложи квадрат" - на каждого ребёнка. Во время выполнения задания можно задать дополнительные вопросы – Из каких геометрических фигур состоит твой квадрат? На сколько частей распался твой квадрат).
- Волшебник - Молодцы! Вы правильно выполнили задания. Спасибо за помощь! Ищите волшебную книгу на острове цифр. Попутного вам ветра!
- Капитан - Занять свои места! Я слышу сигнал SOS. Этот сигнал подают с острова цифр. Наш путь лежит именно туда.
(Звучит музыка).
- Сойти всем на берег.
- Волшебник (кукла из-за ширмы). Здесь случилась беда. Был страшный ураган. У ромашек, которые растут на этом острове, осыпались все лепестки. Ромашки здесь не простые, а волшебные, цифровые.
Капитан - Необходимо приложить лепестки к серединкам и цветы вновь расцветут. Но есть одно условие: у ромашки с серединкой, на которой написана цифра 6 (показать жёлтый круг с цифрой 6, на лепестках записан состав числа 6 и т. д. с 7 и 8. (После выполнения задания предложить детям назвать состав каждого числа)
- Волшебник (кукла из-за ширмы). Молодцы! Вы замечательно справились со всеми заданиями. Я вижу, вы очень умные, внимательные, сообразительные и в награду я дарю вам волшебную книгу (передаёт детям книгу).
А сейчас я прощаюсь с вами. До свидания!
- Капитан - Нам пора покинуть эту замечательную страну и возвратится в детский сад! Всем занять свои места на корабле! Полный вперёд!
Звучит музыка.
-Вот мы и возвратились из путешествия по Стране математики. Что было для вас интересно? Хотели бы вы ещё там побывать? Я думаю, ваше желание сбудется, и вы ещё не раз побываете в этой замечательной стране, учась в школе, а эта умная книга поможет вам в этом.
До новых встреч!