Скотникова Евгения
Консультация «Математические дарования детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Математические дарования, подобно музыкальным, нередко врождённые,
проявляются рано и органически определяют склад ума данного человека.
С. Вавилов
Воспитанников первой младшей группы обучают: рассматривать, сопоставлять и группировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и размер; сравнивать и обозначать группы однородных предметов словами «один», «много», «мало»; различать и понимать элементарные количественные соотношения больше — меньше; видеть и называть кубическую и шаровидную форму предмета; ориентироваться в пределах помещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т. д.) и игровой площадки детского сада; уметь двигаться за педагогом в определённом направлении; знать и называть части тела (голова, руки, ноги).
Публикация «Консультация „Математические дарования детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2021
До двух лет ребёнок наблюдает и учится воспринимать предметы, действия, впитывает разнообразие красок и звуков внешнего мира. К третьему году проявляется интерес к перекладыванию предметов и игрушек: малыши с увлечением переносят их, собирают, затем вновь высыпают. Постепенно развивается способность различать одиночный предмет и группу.
Именно в это время в словарном запасе малыша появляется слово «много»; позже он осваивает понятие «мало». В пределах пяти предметов дети третьего года жизни без особых затруднений понимают и довольно уверенно соотносят и применяют слова «одна кукла», «много», «мало». Ребёнок уже самостоятельно справляется с просьбой сгруппировать предметы, может определить, в какой группе предметов больше, чем в другой. Наиболее понятными для различения количества предметов являются такие соотношения: один и три, два и четыре, пять и два, пять и три предмета.
Малыши младшей группы в первую очередь замечают размеры предметов, а не их количество, поэтому целесообразно для занятий использовать вещи одинаковой величины. Желательно также, чтобы малыш не только смотрел на предметы, но и активно взаимодействовал с ними — мог самостоятельно переставлять, собирать, ощупывать, отбирать по одному из признаков (например, форме или цвету). Это развивает сенсорные способности.
Лучший способ закрепления знаний для трёхлетних детей — это практическая деятельность, когда, к примеру, они выполняют просьбу принести определённое количество игрушек, карандашей и т. д. Возможные трудности: Ребёнок может произносить слова-числительные позже или раньше фактического действия (счёта). Реальное понимание ребёнком количественных отношений и освоение новых слов могут не совпадать. Часто можно наблюдать ситуацию, когда ребёнок отбирает или показывает верное количество мячиков, но затрудняется ответить на вопрос, сколько мячиков он отобрал.
Педагогические приё мы работы:
Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций). Занятия предполагают различные формы объединения детей (в пары, в малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.
При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, поддерживать интерес детей в течение всего занятия, использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.
В работе с детьми младшей группы можно использовать следующие типы методических приё мов:
Важно начало занятия провести ярко, увлекательно, творчески — это создаст благоприятную эмоциональную атмосферу, раскрепостит малышей и поможет настроить их на серьёзную интеллектуальную деятельность. Для пробуждения познавательного интереса и стимулирования внимания детей мы в организационной части занятия использует арсенал разнообразных методических заготовок: математические стихотворения и загадки; дидактические, развивающие подвижные игры; костюмированные театрализованные инсценировки; показ иллюстраций, просмотр видео или мультипликационных фильмов
Индивидуальная работа по ФЭМП
Для большей эффективности занятий педагог учитывает индивидуальные особенности детей, на основании которых условно всех воспитанников делит на небольшие подгруппы:
Первая — дети демонстрируют высокий уровень заинтересованности, проявляют творческую активность во время выполнения заданий, уверенно применяют полученные знания и навыки. В работе с такими детьми следует стимулировать интерес к математике, для чего предлагать проблемные задания повышенной сложности.
Вторая — во время занятий внимательны, задания выполняют правильно, но самостоятельности не проявляют, отвечают по просьбе педагога. Усилия педагога направляются на поощрение инициативности, а также на укрепление уверенности в своих силах.
Третья — малыши довольно активны, но часто ошибаются, поскольку слабо владеют программными знаниями и умениями. Работа с отстающими детьми даст позитивные результаты, если уделять этому внимание не только на занятиях, но и в остальное время.
Полезные советы:
Важно чувствовать и понимать индивидуальность каждого ребёнка, замечать его эмоциональное состояние, пытаться осмыслить причины, вызвавшие затруднения в освоении программного материала. На этапе планирования занятия продумать и учесть особенности восприятия каждого малыша, уровень подготовки, внимательно проанализировать записи, сделанные во время предыдущих занятий. В процессе занятия следует уделять внимание каждому ребёнку, заботиться о том, чтобы все малыши включались в игровую познавательную деятельность, проявляли активность.
В своей работе мы используем игры которые были сделаны своими руками.
Дидактическая игра «Укрась юбку»
Цель: закреплять названия цветов и форм.
Дети берут из сундучка фигуру, называют цвет и форму и прикрепляют эту фигуру на юбку.
Дидактическая игра «Цыпленок ищет маму»
Цель: учить соотносить предметы по цвету и величине.
Ребята по дороге в детский сад я встретила (кошечку, собачку и т. д.).он сидел и на крыльце и плакал потому, что потерял свою маму. Поможем малышу найти свой дом? А где живет семья цыплят? (собак, котят) (На птичье дворе, в деревне). Внимание мы отправимся в путешествие на поезде. Дети подбирают колеса, соотнося их с величиной и цветом вагона. Вот незадача! Поезд состоит из вагончиков, но у них нет колес, давайте вместе подберем колеса. Вагоны одинаковые? (НЕТ). Правильно, большие и маленькие (или желтые и красные). Как же нам подобрать колеса, чтобы наш поезд отправился в путь? (Дети подбирают колеса, соотнося их с величиной или цветом вагона)
Дидактическая игра «Разноцветные полянки»
Цель: Закрепить умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов.
На заламинированной бумаге нарисованы фигуры разного цвета. Дети берут крышки и соотносят цвет крышки с фигурой, выкладывают фигуры.
Дидактическая игра «Цветные башмачки»
Ребенку нужно найти для каждой цветной пары тапочек свой лист с цветными силуэтами. Игра стимулирует сенсорное развитие
Дидактическая игра «Подбери прищепку»
Оборудование: пластиковые баночки с цветным прищепками (каждая баночка такого же цвета, что и прищепки, цветные за ламинированные заготовки. Детям можно предложить заготовки и дополнить их прищепками так, чтобы получилась новая готовая фигурка. Например: две зеленые прищеки могут быть ботвой для морковки, много желтых – лучиками солнца (если прикрепить их на большой желтый круг, зеленые – ветками ели (если прикрепить их к зеленому треугольнику) и т. д. Игра способствует развитию мелкой моторики, а так же закрепляет знание основных цветов.
В работе с детьми младшей группы можно использовать следующие типы методических приё мов:
• Наглядные приёмы (демонстрация предметов, показ, наблюдение, рассматривание). В работе с младшими дошкольниками используются комплекты дидактического материала, куда входят игрушки, бытовые предметы (посуда, пуговицы, природный материал (камешки, шишки, ракушки и т. д.). Многократный показ с демонстрацией наглядного материала и проговариванием каждого шага обычно используется как образец нового способа действия. Слова обязательно должны сопровождаться действиями с реальными предметами или игрушками, использовать сюжетные и графические картинки в полной мере пока рановато, поскольку для малыша двух-трёх лет — это непонятные символы, которые лишь усложняют процесс обучения. Если малыши уже освоили навык, в дальнейшем можно ограничиваться только словесными инструкциями, например: «Собери в одну коробочку синие кубики, а в другую — красные. Дай кукле яблочки, а мишке — конфеты». Во время показа сначала необходимо привлечь внимание к предмету, игрушке, уточнить название, затем приступать к характеристике признаков («Какая форма, цвет, размер?»)
• Словесные приёмы (пояснения, вопросы, рассказ, словесные дидактические игры). Объяснение нового материала проводится в умеренном темпе, пояснения должны быть максимально чёткими, конкретными и понятными. Слова произносятся с интонационной выразительностью, которая помогает акцентировать внимание детей на важных моментах. Новые слова проговариваются хором. Для более глубокого осознания действий малышам предлагается рассказывать, что и как они делают. Задавая вопрос, педагог начинает проговаривать фразу, а ребёнок продолжает и заканчивает ответ. Практические приё мы: упражнения (задания, самостоятельная работа с комплектами дидактических материалов, во время которых малыши многократно повторяют практические и умственные действия. На одном занятии педагог предлагает от двух до четырёх разнообразных заданий с повторным воспроизведением каждого по 2–3 раза для закрепления.
• Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, подвижных, дидактических игр. Экспериментирование предлагает ребёнку путём проб и ошибок самостоятельно прийти к какому-то важному выводу. Например, измерить длину ленточки, сравнить вкус воды в разных стаканчиках, определить размеры машинок, выявляя таким образом элементарные связи и закономерности.