Светлана Фомина
Математическая олимпиада для детей старшего дошкольного возраста «Кто быстрее сосчитает»
▼ Скачать + Заказать документы
Некоторые задачи:
1) повторение чисел от 0 до 10, геометрических фигур и их признаков;
2) закрепление умения ориентироваться на листе с клетчатой разлиновкой, соотносить число с количе-ством предметов, видоизменять геометрические фигуры по двум признакам, решать задачи;
3) проверка способности расшифровывать слова;
4) закрепление основ конструирования.
Оборудование:
• планшеты,
• листы с клетчатой разлиновкой (0,7 мм);
• 2 фланелеграфа;
• 2 комплекта карточек с числами 1—10;
• 2 комплекта карточек с изображением цветов и грибов;
Публикация «Математическая олимпиада для детей старшего дошкольного возраста „Кто быстрее сосчитает“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
• 2 комплекта геометрических фигур разных по форме и цвету;
• 2 демонстрационных плаката с изображением зашифрованных слов;
• конструктор «Малыш»;
• 2 комплекта авторучек, 2 фломастера (синий, красный);
• 3 стола;
• 2 подставки (для карточек с цифрами и геометрических фигур).
Количество команд-участниц 2.
Численность каждой команды — 7-8 детей.
Олимпиада проводится в помещении, которое оборудовано и приспособлено для проведения массовых мероприятий. В зале с одной стороны садятся зрители и члены. жюри олимпиады. С двух сторон по периметру зала стоят по 8 стульев, на которых лицом к лицу сидят дети — участники олимпиады. Выходит ведущий (педагог) и приветствует зрителей, членов жюри и дои/кольни ков.
Ведущий. Сегодня мы проводим самую настоящую, очень серьезную и очень ответственную олимпиаду — Олимпиаду дошкольников-математиков. Две команды разумных и внимательных будут соревноваться друг с другом и пройдут через семь этапов испытаний. Затем мы подведем итоги, а в конце состоится церемония награждения участников. Я хочу представить вам членов жюри. (Представляет членов жюри.) А теперь — представления команд.
Члены первой команды.
Мы — отважные ребйш,
Мы — ребята-дошкалятц,
Не боимся мы считать.
Мы готовы побеждать^
Все нас «Знайками» зовут.
Капитан. Где вы, знайки?
Члены команды. Все мы тут!
Ведущий. Команда «Знайки». Приветствуйте ее! (Представляет капитана команды.)
Члены второй команды.
Мы без дела не скучали,
Мы фигуры изучали,
Прорешали все задачи.
Улыбнется нам удача!
«Понимайки» нас зовут.
Капитан команды: Все ль на месте?
Члены команды. Да, мы тут
Ведущий. Команда «Понимайки». Приветствуйте ее! (Представляет капитана команды.)
Первый этап олимпиады. Графический диктант
Все дети получают планшеты, на которых прикреплены листы с клетчатой разлиновкой (0,7 мм) и авторучки. В верхнем правом углу листа бумаги написана буква «3» (для команды «Знайки») или буква «П» (для участников из команды «Понимайки», На каждом листе стоит исходная красная точка, от которой дети должны начать проводить линии в заданном направлении, на нужное количество клеток.
Перед началом этапа ведущий просит детей вспомнить, где у них правая рука, где левая, и начинает диктовать задание по клеточкам.
Ведущий. От красной точки проведите линию на 3 клетки вправо, на 1 клетку вниз, 4 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 6 клеток влево, 1 клетка вниз, 3 клетки влево, 3 клетки вверх.
В результате должен получиться замкнутый контур, похожий на ключик.
Ведущий. Ребята, что у вас получилось? Какая картинка?
Дети. Ключик!
Ведущий. Приключения героев какой сказки связаны с поисками ключика?
Дети. Это сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Ведущий. Кто главный герой этой сказки?
Дети. Буратино.
Ведущий. А кто сочинил эту сказку для ребят?
Дети. Писатель Алексей Толстой.
Ведущий. Верно. Нарисованный ключик нам с вами еще пригодится.
Ведущий просит своих помощников собрать у детей планшеты и ручки. Помощники открепляют листы бумаги от планшетов и сдают их членам жюри. Каждому участнику, правильно выполнившему задание. начисляется I балл. Те, кто допустил ошибки, получают 0 баллов. Члены жюри заносят общее количество баллов каждой команды в таблицу результативности олимпиады.
Второй этап олимпиады. Различаем цифры
По словесному описанию участники каждой команды должны угадать, о какой цифре идет речь.
Ведущий (обращаясь к первой команде).
Не похож он на пятак,
Не похож на рублик,
Круглый он, да не дурак,
С дыркой, да не бублик!
(В. Волина «Праздник числа»)
Дети. Это цифра «О».
Ведущий. Правильно. (Обращаясь ко второй команде.)
Вид ее — как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее — нет.
(В. Волина «Праздник числа»)
Дети. Это цифра «два».
Ведущий. Правильно.
Ведущий (читает стихи о цифрах, поочередно обращаясь к разным командам).
У меня два кольца
Без начала и конца. (Цифра 8)
Гляди, вот цифра — это стул,
Который я перевернул. (Цифра 4)
(В. Волина «Праздник числа»)
Члены жюри следят за ответами детей и результаты фиксируют в таблице.
Третий этап олимпиады. Умеем связывать число с количеством предметов
Помощники ведущего выставляют 2 фланелеграфа. На одном из них прикреплены карточки с цветами, на другом с грибами. На каждой картинке нарисовано от 1 до 10 цветов или грибов.
Под фланелеграфом (на подставках) лежат карточки с числами.
Ведущий объясняет детям, что они должны посчитать, сколько грибов (цветов) нарисовано на карточке. И рядом поставить нужную карточку с изображением соответствующего числа
Участники команд выстраиваются в ряд: команда «Знайки» — напротив фланелеграфа с грибами, команда «Понимайки» — напротив фланелеграфа с цветами. Расстояние от первого участника до фланелеграфа — 4-5 метров. По команде ведущего начинается конкурс. Поставив карточку с цифрой, ребенок становится в конец ряда. Если кто-либо из детей допустил ошибку, то капитан команды находит и исправляет ее.
Жюри фиксирует результаты в таблице.
Четвертый этан олимпиады. Решаем задачи
Ведущий вызывает по два участника от каждой команды и задает им задачи в стихотворной форме (об-ращаясь к каждому по очереди). Дети должны дать правильный ответ на вопрос. Если дети не могут дать ответ или ошибаются, ведущий просит помочь им других участников команд.
Веселые задачи
(Из книги В. Вол иной «Праздник числа»)
Три пушистых кошечки Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало(4)
Пять щенят Плюс мама-лайка.
Сколько будет?
Сосчитай-ка! (6)
У меня и Анечки
Десять счетных палочек.
Две случайно потерялось.
Сколько палочек осталось? (8)
Пять ворон на крышу сели.
Еще две к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7)
За правильный ответ участник команды получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов. Помощь команды оценивается в полбалла. Результаты этапа заносятся в таблицу.
Пятый этап олимпиады. Геометрические дорожки
Перед началом проведения этого этапа ведущий показывает детям геометрические фигуры разного цвета. Ребята должны правильно назвать фигуру и ее цвет: красный ромб, синий круг, желтый квадрат и т. д.
Затем помощники ведущего выставляют два фланелеграфа. На одном прикреплен красный ромб, на втором — синий п Под фланелеграфом на подставках выкладывают знакомые детям геометрические фигуры разного цвета.
Команды «Знайки» и «Понимайки» выстраиваются в ряд перед фланелеграфами на расстоянии четырех метров. Ведущий объясняет, что дети должны выложить дорожку из геометрических фигур, меняя два признака — форму и цвет последней фигуры.
Для того чтобы предупредить детские ошибки, ведущий предлагает детям варианты выполнения заданий и просит оценить их с точки зрения правильности.
Ведущий. Если кто-нибудь из детей поставит эту фигуру, задание будет правильно выполнено?
Дети. Нет, неправильно.
Ведущий. А в чем ошибка?
Дети. Не изменили цвет.
Ведущий. Правильно.
Ведущий убирает красный круг, подходит ко второму фланелеграфу и выставляет рядом с синим пря-моугольником желтый прямоугольник.
Ведущий. Посмотрите, а здесь все правильно? Дети. Нет, неправильно!
Ведущий. Какая здесь ошибка? Дети. Не изменили форму.
Ведущий. Правильно. Вы должны быть внимательными при выборе нужной фигуры и не делать ошибок (Убирает желтый прямоугольник.)
По команде ведущего начинается конкурс. Участник подходит к фланелеграфу, выбирает подхо-дящую фигуру из лежащих на подставке и ставит справа от последней фигуры. После выполнения задания ребенок становится в конец своей команды. Каждый из детей должен поставить одну фигуру. После выполнения задания всеми участниками дети садятся на свои места. На фланелеграфах выложены «до-рожки».
Если кто-нибудь из детей сделал ошибку, то капитан команды должен найти ее и исправить.
Члены жюри следят за тем, как каждый участник команды выполнил задание. I балл дается за правильно поставленную фигуру. О баллов — за ошибку. Суммарное количество баллов каждой коман-ды заносится в таблицу.
Шестой этап олимпиады. Расшифровка слов (конкурс капитанов)
Ведущий говорит, что любое слово можно зашифровать при помощи цифр, геометрических фигур, знаков или различных предметов.
И если известен шифр, можно расшифровать слово и прочитать его.
Помощники выставляют два плаката, на которых зашифрованы два слова.
Слева на плакате нарисован шифр (букве соответствует какой-либо предмет). Вверху записано зашифрованное слово Капитаны команд, используя шифр, внизу под нарисованным предметом должны записать в прямоугольнике соответствующую букву и затем (если смогут) прочитать все слово. Участники команд подходят к своим плакатам и при помощи фломастеров записывают буквы.
Если капитан не может прочитать получившееся слово, то он обращается за помощью к своей команде.
Жюри присваивает 1 балл капитану, правильно расшифровавшему слово. И дополнительно 1 балл за все правильно данные ответы.
О баллов — если участник допустил ошибки.
Результаты заносят в таблицу.
Седьмой этап олимпиады. Конструирование по образцу
Помощники ведущего ставят два стола, на которых лежит одинаковое количество деталей конструктора и установлен образец модели, которую нужно сконструировать.
Дети работают командой. Каждый участник делает один ход, укрепляя одну деталь конструкции. Команда получает 1балл за правильность сборки конструктора. Дополнительно I балл получают ре-бята, которые быстрее выполнили задание. Итоги этапа фиксируются в таблице.
Ведущий. Завершился последний этап нашей олимпиады. Я прошу членов жюри подвести итоги и огласить результаты. Один из членов жюри оглашает результаты математической олимпиады.
Затем происходит церемония награждения участников.
Ведущий поздравляет детей и прощается с ними.