Лариса Ваккер
Математическая игротека. Подборка дидактических игр с математическим содержанием для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Математическая игротека. Подборка дидактических игр с математическим содержанием для детей 4–5 лет
Ваккер Лариса Евгеньевна
Математическая игротека. Подборка дидактических игр с математическим содержанием для детей 4–5 лет
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРОТЕКА
Публикация «Математическая игротека, Подборка дидактических игр с математическим содержанием для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Д/И «НАОБОРОТ»
Цель: активизировать использование специальных терминов при назывании различных параметров величины предметов, пополнять лексику ребенка.
Правила игры:
- Помнишь, мы строили домики, а потом сравнивали их, определяли, какие из них высокие, какие — низкие. Если мы скажем слово «высокий», то какое слово можно назвать, чтобы оно показывало противоположное свойство предмета, свойство наоборот?
- Низкий.
- Правильно. Существует много слов, которые имеют противоположные значения. Наша игра так и называется «Наоборот». Давай поиграем? Сначала ведущим буду я, а потом и ты сможешь выполнять эту роль.
Взрослый берет в руки мяч, бросает ребенку и говорит: «Низкий». Ребенок ловит мяч, возвращает его и отвечает: «Высокий». Взрослый снова бросает мяч и говорит: «Длинный». Ребенок ловит мяч, возвращает его и отвечает: «Короткий».
Эта игра очень нравится детям, однако на первых порах они могут растеряться при ответе (не хватает словарного запаса). Взрослый помогает им, подключает других детей, чтобы и они помогли отвечающему.
Сначала ведущим в игре является взрослый. Затем по мере усвоения и расширения словаря ведущими могут становиться дети. Ведущий определяется с помощью считалок, которые разучиваются в свободное время.
Продолжительность одной игры зависит от возможностей играющих. Взрослый учитывает это и старается не переутомить детей. Проводить игру рекомендуется в течение всего года, по-степенно расширяя словарный материал игры. В ней могут быть использованы параметры величины, веса, вкусовые и температурные свойства, временные понятия и т. д. Например: длинный — короткий, высокий — низкий, толстый — тонкий, старый — новый, горячий — холодный, веселый — грустный, смешной — серьезный, храбрый — трусливый, пустой — полный, мягкий — твердый, легкий — тяжелый, чистый — грязный, сильный — слабый, красивый — безобразный и т. д.
СРАВНЕНИЕ ПОЛОСОК
Цель: формировать представления о величине (длине) и способах сравнения по величине.
Готовится стол. На нем лежат полоски, разные по длине и цвету. Взрослый обращается к детям:
— Ребята, давайте сравним полоски. Что вы можете сказать о длине этих двух полосок: они одинаковые или разные? Как вы это поняли? Докажите.
Вероятно, дети продемонстрирует способ приложения или наложения. Взрослый просит их рассказать, как нужно сравнить одну полоску с другой. Какие правила следует использовать для правильного соизмерения? Фактически взрослый пытается добиться от детей словесного выражения тех действий соизмерения, которые они производили. Многих такая просьба поначалу затруднит. Однако это вполне преодолимо.
Взрослый предлагает детям помочь ей и вместе рассказать правила соизмерения. Возникает живой диалог взрослого с детьми, в результате которого рождаются правила, понятные ребятам и доступные для повторения. Логика при определении правил такова:
1. Без точного соизмерения, сравнения полосок между собой трудно определить, какая из полосок длиннее, какая — короче.
2. Чтобы сравнить две полоски, нужно приложить одну из них к другой или наложить одну на другую (демонстрируется оба способа, дети воспроизводят действия взрослого на своих полосках).
3. Сначала концы обеих полосок совмещаются, уравниваются с одной стороны (слева). Затем надо определить, совместились ли, совпали ли два других конца (края) полосок (справа). Если края полностью совпали, то полоски одинаковые, равные по длине. Если края полосок не совпали, то полоски разные, неодинаковые: одна длиннее, чем другая.
Взрослый сопровождает словами действия детей, комментирует их, проговаривая правила соизмерения, помогает им. Просит ребят показать друг другу, как они сравнивали, и рассказать, какой результат получили (самая длинная полоска, самая короткая полоска, полоски одинаковые, равные по длине). Педагог обращает внимание своих воспитанников на то, что разговаривать во время занятия принято только по делу, при необходимости нужно предлагать свою помощь товари-щу, происходящее следует обсуждать в полголоса.
«ПРОВЕРИМ ВНИМАНИЕ».
В качестве игрового материала используется несколько предметов, геометрических фигур, элементов строительного материала. (Сначала комплект для пары детей состоит из семи-восьми предметов; в дальнейшем набор материала и количество предметов будут меняться.) После знакомства с правилами игры детям предлагается в парах поиграть в нее.
Правила игры: ведущий раскладывает на столе несколько предметов из набора, например пять предметов из приготовленных для игры. Ребенок внимательно их рассматривает, пытаясь запомнить. Ведущий про себя считает до десяти. Затем предметы на столе накрываются салфеткой. Ребенок перечисляет предметы, находящиеся под салфеткой. Тот, кто правильно назвал все предметы, получает очко (например, цветной кружочек, элемент геометрической мозаики). На столе меняется количество и состав набора предметов. Игра повторяется вновь.
ИГРА «СТОЛЬКО ЖЕ».
Дети раскладывают цифры и числовые карточки перед собой. В игре можно использовать картину с изображением пейзажа. По заданию взрослого поднимают вверх числовую карточку или цифру, обозначающую количество названных объектов. Например, показывают цифрой, сколько стрекоз изображено на картине, поднимают числовую карточку, где столько же кружков, сколько бабочек, и т. п.
«СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ»
Игра заключается в том, что дети отсчитывают такое количество игрушек, которое будет задано. Задания могут даваться каждый раз по-разному. Но сначала надо догадаться, какое же число задано, и только потом выполнить задание. Например, предлагается отсчитать столько же игрушек, сколько кружков на указанной карточке (показывается карточка с тремя кружками).
Ребята отсчитывают три игрушки из тех, что лежат на подносе, и ставят их перед собой.
- Теперь рядом положите цифру. Дети выполняют задание.
- Сколько ты отсчитал игрушек? Как ты догадался, что надо отсчитать три игрушки? Какую цифру ты положил? Почему именно эту?
Дети отвечают на вопросы.
- Трудно было выполнить задание — догадаться, что следует отсчитать три игрушки? Игра называется «Считай, не ошибись», и вы не ошиблись. Молодцы!
• Итак, следующее задание такое: отсчитайте столько игрушек, сколько прозвучит ударов бубна. Удары бубна считайте про себя, чтобы не мешать друг другу.
Звучит два удара бубна. Дети откладывают две игрушки.
- Игрушки вы отсчитали, а что еще нужно положить? Молодцы, кто догадался положить рядом цифру.
Взрослый задает несколько игровых заданий, обращает внимание на тех, у кого есть затруднения (но не высказывает вслух замечания). Во время игры целесообразно не использовать многословных объяснений и не требовать этого от детей. Темп и успешность выполнения заданий делают игру интересной и привлекательной для дошкольников.
• Примерные задания: отсчитать столько же игрушек, сколько картинок на доске, рядом положить цифру; отсчитать столько же игрушек, сколько матрешек на столе, рядом положить цифру; показать карточку, где столько же кружков, сколько дверей в комнате, рядом положить цифру; поднять цифру, которая покажет, сколько окон в комнате; отсчитать столько же игрушек, сколько человек сидит за каждым столом, рядом положить цифру; поднять цифру, которая покажет, сколько раз ударили молоточком.
• В этой игре используются цифры, числовые карточки, игрушки. В качестве демонстра-ционного материала — плоскостные изображения предметов, объемные и звучащие игрушки. Дети могут попробовать давать задания (это подготовка к роли ведущего). Варианты заданий: найти числовую карточку, где столько же кружков, сколько показывает эта цифра, рядом положить цифру; найти числовую карточку, где столько же кружков, сколько игрушек на столе, рядом положить цифру; найти цифру, показывающую, сколько картинок на доске, отсчитать столько игрушек, сколько картинок на этой карточке, рядом положить цифру.
• Если дети легко справляются с заданиями, их можно усложнить: отсчитать на одну игрушку больше, чем цветков на доске, рядом положить цифру, показывающую, сколько игрушек перед ребенком; отсчитать на одну игрушку больше, чем слышится ударов в бубен, рядом положить цифру, показывающую, сколько игрушек отсчитали; отсчитать игрушек на одну меньше, чем елочек на столе, рядом положить цифру.
• Примерные задания: отсчитайте столько же игрушек, сколько ударов вы услышите, рядом положите цифру; отсчитайте столько игрушек, сколько лап у кошки, рядом положите цифру; отсчитайте игрушек на одну больше, чем показывает эта цифра, рядом с игрушками положите цифру; отсчитайте игрушек на одну меньше, чем я хлопну в ладоши, рядом положите цифру. Игра организуется в парах.
«УБИРАЕМ ЦИФРЫ ПО ЗАДАНИЮ».
- Я буду загадывать вам загадки. Если вы отгадали, какую цифру я загадала, уберите ее на поднос. Итак, уберите цифру, которая показывает, сколько у кошки ушей. (Дети убирают цифру «два».) Сколько у кошки хвостов? (Убирают цифру «один».) Какая цифра осталась? Кто сможет про нее рассказать стихотворение или придумать загадку? (После стихотворения убирают и последнюю цифру «три».)
Примерные задания: убрать цифру, показывающую, сколько раз в году бывает у человека день рождения; убрать цифру, показывающую, сколько бантиков у Нади; убрать цифру, показывающую, сколько кружков на этой карточке; определить, какая цифра осталась, у всех ли именно эта цифра.
Задания могут быть самыми разными: убрать цифру, которая встречается в названии сказки, где жили медведи Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка; убрать цифру, которая показывает, сколько дверей в комнате, сколько больших стульев.
— Какая цифра осталась? А может мы про нее сможем рассказать стихотворение или придумать загадку?
«ГДЕ, ЧТО НАХОДИТСЯ?»
Ребенок вместе со взрослым рассматривают комнату и задают вопросы друг другу: где находится тот или иной предмет — где находится красный мяч, кукла, чашки, ваза, кошка, ковер, синий мяч? Отвечая на вопросы, ребенок использует предлоги и наречия, указывающие на местоположение предметов: под, над, на, сверху, снизу, возле, около, рядом, близко, далеко, между, перед, впереди, позади, сзади (в данном случае не следует задавать вопросы относительно расположения предметов справа - слева от названного).
«КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?»
Правила игры таковы: ребенок закрывает глаза. Взрослый убирает одну из цифр. Остальные цифры остаются на своих местах. Просит ребенка открыть глаза и определить, какой цифры не стало. Если игра достаточно легка, можно предложить ребенку воспользоваться своим набором цифр и поднять ту цифру, которой недостает, которой не стало. На первых порах в качестве подсказки используется числовой ряд, который находится перед ребенком на столе. Позднее игра проводится без подсказки.
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ».
Содержаниеи правила игры таковы : перед ребенком выставляется ряд плоскостных изображений игрушек, например три белочки. Рядом ставится цифра. Во втором ряду располагают четырех зайчиков и рядом цифру. В третьем ряду — один цветок и рядом цифру.
По сигналу ребенок закрывает глаза. Взрослый нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой, используя разные способы: меняет цифры местами, убирает один из предметов, оставляя цифры без изменения, или добавляет предмет в одну из групп, не меняя цифру. На первых порах, пока ребенок не достаточно хорошо овладел содержанием игры, делается одна-две ошибки, а затем количество ошибок можно увеличить. Ребенок открывает глаза и находит ошибку.
Возможны и обманные ходы, ловушки: все остается без изменений или группы предметов с их цифрами меняют свое местоположение, но ошибки, т. е. несоответствия между количеством предметов и цифрой, при этом не возникает. Задается тот же вопрос, можно ли исправить ошибку. Чтобы ответить на него, все равно приходится пересчитывать каждую группу предметов и проверять, верно ли стоит цифра. Только после этого возможно заключить, что ошибки нет. Чаще всего, исправляя ошибку, ребенок стремится восстановить прежний вариант, расположить предметы и цифры, как они стояли. Взрослый одобряет правильный ответ и предлагает найти также и другой способ исправления ошибки (добавить недостающий или убрать лишний предмет, чтобы цифра вновь соответствовала количеству, заменить цифру на другую и т. п.).
Игра повторяется несколько раз.
ИГРА «ЖИВЫЕ ЦИФРЫ».
Правила игры: пять детей получают набор цифр от одного до пяти. Каждый берет по одной. Звучит бубен. «Живые» цифры разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все цифры становятся по порядку от одного до пяти слева направо. Ребята проверяют, правильно ли встали цифры. Затем каждой цифре в отдельности задают задание: хлопнуть в ладоши столько раз, сколько показывает его цифра, рассказать стихотворение про свое число, рассказать какую-нибудь загадку, попрыгать на одной ножке пять раз и т. п. «Живая» цифра выполняет задание и передает цифру тому, кто задавал задание. Когда состав детей-цифр полностью поменяется, игра начинается вновь.
«ПУТАНИЦА».
Правила игры: на доске располагаются цифры. Ведущий просит детей закрыть глаза. Меняет цифры местами. Дети открывают глаза и находят цифры, стоящие не на своем месте. Восстанавливая порядок, ребенок должен не только молча передвинуть цифры, но и проговорить, что и почему он передвинет. Например, число «пять» больше четырех на один, поэтому стоит после четырех. Число «два» меньше числа «три», поэтому стоит перед числом «три».
«КТО ЗНАЕТ — ПУСТЬ ДАЛЬШЕ СЧИТАЕТ».
Правила игры таковы: дети встают в круг. Ведущий бросает мяч кому-то из детей и называет любое число. Ребенок, поймавший мяч, продолжает считать от названного числа (еще два числа) и возвращает мяч. Ведущий вновь бросает кому-то из детей мяч и опять называет любое число. Используется прямой или обратный счет. Игра с прямым порядком следования чисел детям легче, чем игра с обратным порядком. Хотя на первых порах дошкольники испытывают затруднения в этой игре и в том и в другом случае, так как им сложнее считать от заданного числа, чем от единицы.