Олеся Чепорнюк
Математическая игра «Семейный бюджет»
▼ Скачать + Заказать документы
Математическая игра «Семейный бюджет»
Цель: Способствовать обучающихся к самостоятельной жизни и планированию семейного бюджета.
Публикация «Математическая игра „Семейный бюджет“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Задачи: При помощи математической игры закрепить знания и умения планировать расходы и доходы семьи, ведения семейного бюджета, учить экономить семейный бюджет.
2. Развивать процесс выполнения цифрового задания, навыки диалога обучающихся при ответах на заданные вопросы, понаблюдать за активностью обучающихся при постановке каких-либо вопросов, развитие мыслей детей, позволяющих правильно принимать решения и ответы.
3. Воспитывать организованность, бережливость, умение экономить, и быть ответственным перед членами семьи за решение которое было принятое.
4. Пополнить словарный запас детей: «доход», «расход», «бюджет», «зарплата»;
5. Развить игровую деятельность;
Оборудование: копилки для семейного бюджета, карточки – таблицы,
I Организационный момент.
Цель: психологический и духовный настрой детей. (звучит классическая, спокойная музыка)
Человеческая доброта – удивительное и необычное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки и хорошего настроения передать своё настроение другим детям. Я вижу - настроение у вас хорошее и есть желание играть в математическую игру. Надеюсь, что наш математическая игра будет для вас познавательной.
Давайте дадим определение: «доход», «расход», «бюджет», «зарплата»;
• Доход – это материальные ценности или, полученные нами в результате какой-либо деятельности.
• Учет реальных доходов.
Не зная всех своих поступлений и всех источников средств, невозможно планировать расходы и ставить достижимые цели на будущее.
Расход – это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату каких-либо услуг и на покупку нужных вещей и принадлежностей.
Семейный бюджет — это деньги, которые родители получили за работу и принесли домой.
Заработная плата – денежная выплата, которую получили родители за работу.
II Вступительная беседа.
Что такое семейный бюджет и нужно его вести или нет?
Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи на определенный период времени.
Дети давайте попробуем выделить причины ведения семейного бюджета.
Не зная всех своих средств, невозможно планировать растраты и ставить цели на будущий период времени.
Если вы хоть раз задавались вопросом, куда делись все деньги из семейного бюджета, то контроль ваших расходов позволит получить ответ. Мы часто не замечаем, как мелкие затраты съедают наш бюджет. А ведь от них можно безболезненно отказаться.
Если вы научитесь контролировать свой бюджет, то следующий шаг – это планирование семейного бюджета. Например, оплата заправки автомобиля или проезда в автобусе, квартплате, детские занятия и кружки, походы по магазинам, театрам и т. д.
Например, в моей семье доля доходов тратится на покупку нужных вещей и покупку продуктов. Очень дорогостоящие мероприятия, без накоплений не обойдутся. Поэтому важно знать, сколько нам нужно отложить в месяц.
Пока для многих, в том числе и для меня, неприкосновенный запас является мечтой. Но надо понимать, что для семьи это одна из самых важных целей и нужд. Согласитесь, что мало кто хочет оказаться в нищете в случае потери работы. На эти случаи и нужен семейный бюджет и накопления. Ведение семейного бюджета позволит планировать доходы и расходы, научит экономить и всегда иметь деньги на то, что посчитаете. И не важно, что это будет.
Чтобы узнать, чему будет, посвящено занятие предлагаю, вам расшифровать загаданную тему. Для этого необходимо решить математические примеры :
с е м е й н ы й б ю д ж е т
Скажите, пожалуйста, для чего родители создают семейный бюджет? На какой период? (Чаще всего в семье он составляется на месяц и предназначен для контроля над финансовыми делами семьи.)
Основная задача семейного бюджета – правильно распоряжаться доходами на определённый период по различным целям и нуждам.
- Какие два раздела можно выделить в семейном бюджете? (доходы и расходы.)
- Как доходы и расходы могут быть связаны между собой? (Зависят друг от друга)
- Что от чего зависит доходы от расходов или расходы от доходов? (Расходы зависят от наших доходов)
- Какое состояние доходов и расходов, должно быть? (Расходы не должны превышать доходы). Доходы должны быть всегда больше расходов.
- Как сделать, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег? (ответы детей) (Нужно правильно тратить и разумно распределять)
Наша сегодняшняя игра будет проходить в форме математическая игры которая называется «Семейный бюджет». Для ее проведения вы разделились на команды-3 семьи. Вам выдадутся копилки, куда вы будете складывать заработанные жетончики. Командам будут предлагаться задания от которых будет зависеть правильность их выполнения и от того, дружно ли вы будете работать в своей семье зависит итог деловой игры. За правильно данные ответы ваша семья будет получать жетончики.
У нас присутствуют члены комиссии. Они будут оценивать данные вами ответы и ваши поступки.
Правила математической игры :
1. Семья должна быть сплочённая между собой.
2. При ответе на задание будут учитывать каждого члена семьи.
3. Все ответы должны быть обдуманными.
4. Все вопросы решаются с учетом голосов всей семьи.
5. По возможности помогайте членам своей семье.
6. В «семье» при обсуждении соблюдайте правила, чтобы не мешать другим членам игры.
Сейчас знания будем применять на практике.
1. Деньги, которые тратят из бюджета это, (расходы)
2. Расходы и доходы это. (бюджет)
3. Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (доходы)
4. Плата за работу – это. (зарплата)
III Основная часть.
I этап игры. Характеристика семьи.
Задание 1: Составить небольшой рассказ о своей семье по данному плану.
1. Придумать фамилию вашей семьи.
2. Распределить роли семьи. Определить возрастную группу вашей семьи.
3. Кто кем работает или место обучения.
Глава семьи представляет свою семью.
II этап игры. Правильно планируйте доход своей семьи.
Воспитатель раздает реквизиты согласно ролям. (Папе – пиджак, маме – сумку, дочке в детский сад – носовой платочек, старший брат – рюкзак)
Задача 1: Воспитатель подбирает три «семьи» из 4 человек. Персонажам выдают реквизиты с изображением членов семьи.
Ведущий: Представьте, что вы распоряжаетесь бюджетом. Вы решаете, на что потратите деньги. Ваша задача – договориться в семье, на что вы потратите свой семейный бюджет.
Воспитатель раздает - жетончики, картинки с изображением еды, одежды, и других нужд семьи. Семьи советуются друг с другом, спорят, доказывают и потом кладут жетончики на картинки, куда больше всего положат, те и будут больше всего нужны. Жетончики можно класть не на все картинки.
Задание 2: Задачи про семейный бюджет очень полезны для ребенка, потому что в наше далеко не простое время дети должны понимать, что деньги не берутся из воздуха, и если они есть, то тратить их надо расчетливо и с умом.
Доход папы составляет 5 руб. в месяц
Доход мамы равен 1 руб. в месяц.
Чтобы поехать в отпуск всей семьей летом мы должны откладывать по 1 рублю в месяц. Какая сумма расходов допустима для нашего семейного бюджета?
Ответ 5 рублей.
Задание 3: Папа работает на стройке. Его зарплата 15 рублей. Каков будет доход у папы за 2 месяца. (30)
Физкультминутка «Мы считаем наш бюджет».
Дети становятся в круг и повторяют движения за воспитателем.
Раз, два, три, четыре, пять детей учатся считать,
Дети учатся считать,
Экономить, управлять.
Что считаем? Наш бюджет,
Экономим газ и свет,
Управляем мы деньгами –
Это наша помощь маме.
Шесть, семь, восемь, девять, десять
Экономить будем вместе.
Всей семьей доход считаем
И расходом управляем!
III этап игры. Планирование расходной части.
Задание 1. Распределите семейные расходы и доходы.
- Перед вами находится список доходов и расходов вашей семьи.
Уважаемые семьи, посовещайтесь и распределите их на 2 группы. Так что же относится к доходам и расходам?
Варианты статей дохода: заработная плата, пенсия, выигрыш в лотерею, стипендия, продажа овощей со своего приусадебного участка, премия, или вам вручили денежный подарок.
Варианты расходов: продукты, оплата телефона, оплата электроэнергии, квартплата, налоги, билет в кино, покупка промышленных товаров, транспортные расходы, платные медицинские услуги.
Задание 2. Расходы на питание.
Однажды Оля проголодалась, и решила пообедать в столовой, у неё было 5 рублей. Оля прочитала меню, и узнал цены. Что может купить Оля в столовой?
Меню
Первые блюда
1. Рассольник 2 рубль.
2. Суп с галушками 1 руб.
3. Крестьянский суп 3 рубля.
Вторые блюда
1. Котлета с макаронами 1 рубль.
2. Рыба с картофельным пюре 2 рубля.
3. Салат из капусты 1рубль.
Напитки
1. Чай 1 руб.
2. Сок 2 руб.
3. Кофейный напиток 1 руб.
IV этап игры. Анализ и рассуждение.
Но случаются так, что семья попадает в сложную ситуацию, когда денежных средств не хватает.
- Что нужно делать семье, если денежных средств не хватает? (экономить)
Посоветуйтесь в семье и дайте ответы, как можно сэкономить денежные средства, когда денег в семейном бюджете немного.
Как сэкономить?
Семьи рассуждают и делают вывод.
1. Экономим на квартплате.
- Можно ли сэкономить на квартплате? На какой части? Каким образом?
Часто бывает так, что вы ушли из комнаты, оставив там включенными свет и телевизор. Выключив его перед уходом, вы экономите семейный бюджет.
2. Экономим на продуктах.
- Можно экономить на продуктах? Нельзя исключать из ежедневного рациона фрукты и овощи, мясо, крупы, молоко и рыбу. Можно экономить на сладком: печенья, конфет, мороженого.
3. Бережно относимся к вещам.
- Как можно сэкономить на обуви и одежде?
4. Экономим на транспорте.
- Можно ли экономить на транспорте?
5. Внимательно изучаем цены.
- Покупка дешёвых продуктов или продуктов по акциям в магазинах.
6. Ведение домашнего огорода.
- Заготовка на зиму лука, картошки, варенья, квашеной капусты, свеклы, мяса, маринованных овощей, солений.
V. этап игры. Рефлексия.
- Я предлагаю нашим семьям оценить работу своей семьи.
- Мы поработали дружно, успешно, слаженно – желтая карточка.
- У семьи не всегда была дружная работа в семье – синяя карточка.
- К сожалению, семьям не удалось быть дружными – красная карточка.
- Почему вы подняли именно эту карточку?
VI. Этап игры. Итог по нашей математической игре.
А теперь посчитаем бюджет нашей семей. Вскрываем свои копилки. Сколько жетончиков удалось вам заработать?
В окончании математической игры хочу вам посоветовать: правильно распоряжаться своим бюджетом, быть экономным, уметь управлять своими чувствами: хочу, подождет, не могу, не надо.
Список использованной литературы и интернет - источники:
(Л. И. Галкина, Л. А. Голуб, Л. Д. Глазырина, М. Ф. Грищенко – отечественные педагоги, занимающиеся изучением проблемы формирования у дошкольников элементов экономических знаний, умений и навыков.)
Ссылки:
1)https://www.maam.ru/detskijsad/nod-dohody-i-rashody-semi-rabota-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-po-yekonomicheskomu-vospitaniyu.html
2)https://www.maam.ru/detskijsad/nod-dohody-i-rashody-semi-rabota-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-po-yekonomicheskomu-vospitaniyu.html
3)https://mel.fm/raiffeisenbank/1430895-fam-budget
4)https://detskiychas.ru/rasskazy/zarabotnaya_plata_rasskaz_detyam/
5) Интернет ресурсы