Ольга Кукарцева
Мастер-класс для детей «В мяч играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении нескольких лет работаю на группе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Ведь не секрет, что речь и движение взаимосвязаны, поэтому целенаправленно применяю игры с мячом.
Почему выбран мяч? Игры с мячом создают благоприятный эмоциональный фон и улучшают настроение. Они развивают у детей общую и мелкую моторику; ловкость, глазомер, умение ориентироваться в пространстве. С помощью игр с мячом решаю речевые задачи: развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, обогащение словаря детей, автоматизация звуков. В играх с мячом происходит ритмическая организация речи. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
Публикация «Мастер-класс для детей „В мяч играем — речь развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Мяч, мячик
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Игры с мячом разделила на 4 блока:
- развитие моторики, освоение пространства и пространства собственного тела;
- развитие фонематического слуха;
- закрепление правильного звукопроизношения;
- развитие словаря, грамматического строя речи.
Приглашение в игру:
Я Вам мяч кидаю и играть Вас приглашаю.
1. Блок: развитие моторики, освоение пространства и пространства собственного тела
Игра – разминка:
«Шла большая черепаха (перевернула)
и кусала всех от страха (катаем мячик по ладони)
кусь – кусь (мячик соединяет большой палец и указательный палец правой руки);
кусь – кусь (мячик соединяет большой палец и средний палец левой руки);
кусь – кусь (мячик соединяет большой палец и безымянный палец правой руки);
кусь – кусь (мячик соединяет большой палец и мизинец левой руки)
Никого я не боюсь (мячик раскатываем между ладонями).
«Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.
Следующая игра на освоение пространства собственного тела
Внимательно слушайте мои команды:
- В правую руку свой мячик возьми.
Над головою его подними.
И перед грудью его подержи.
К левой коленке не спеша приложи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется и ненадолго за спину вернется.
Мячиком нашим к правой щеке и на живот - не запутаться б мне.
Задание участникам: положить красный обруч - справа от себя, а желтый слева. Ноги на ширине плеч, мяч в руках.
Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади» (большие мячи)
Цель: развитие ловкости, слухового внимания, умения последовательно выполнять действия
• Стукните три раза мячом в правый обруч, один раз в левый обруч.
• Стукните мячом два раза перед собой и один раз в правый обруч.
• Стукните мячом два раза в левый обруч и подбрось мяч с хлопком три раза.
2 блок - Игры на развитие фонематического слуха
- «Согласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой»
Цель: выделение заданного звука из потока других звуков, слов
В следующей игре мы будем учиться выделять заданный звук Р из потока других звуков.
Если услышите звук (р, мяч подбрасываем вверх.
Т, М, Р, О, С, Р, Л, Р, П, Р.
А теперь усложняем, услышать р в слоге:
- ва, ор, ту, ко, ры, та, сма, тру.
Усложняем игру:
Если услышите в слове звук р - отбиваете мяч об пол:
Бегемот, арбуз, снежинка, дом, работа, журавль, ежевика, носорог
Раз, два – встань по два. И встаньте напротив друг друга
Игра называется «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова»
В следующей игре делим слова на слоги. Показываем картинки. (мяч отбиваем своей паре - на слог)
3 блок: Игры с мячом для закрепления правильного звукопроизношения
Возьмите мячи.
Следующая игра «Мяч лови, чистоговорку повтори»
Цель: автоматизация звука с в чистоговорках
Посмотрите, как правильно надо отбивать и ловить мяч. (показ 2 раза)
Попробуйте.
Сы – сы – сы – на стене висят часы
Со – со – со – отвалилось колесо
Су – су – су – кошка съела колбасу.
Са – са – са – укусила в нос оса.
Си – си – си – я поеду на такси.
Игра называется «Мяч передавай, слово со звуком «с» в начале слова называй»
Цель: дифференциация звуков с-з
- Мяч передаем правой рукой в правую руку соседа по кругу и называем слово на звук «с». А теперь передаем мяч левой рукой в левую руку соседа, называем слова на звук «з».
4 блок игр - Игры с мячом на развитие словаря, грамматического строя речи
Цель: согласование местоимения с существительным в роде
Игра - «Часть и целое».
Я называю целое, а Вы часть целого (показ)
Я машина, а ты мой….
Я машина, а ты моя….
Я машина, а ты мое…
Я машина, а ты мои ….
Раз, два, три – встань по три!
А сейчас предлагаю командам придумать игру с прилагательными, используя мяч и показать ее.
30 секунд Вам на обсуждение.
Готовы, пожалуйста, показываем.
Итог мастер-класса.
Перед Вами мячи и обручи.
Выберите большой мяч и положите его в обруч, если вы возьмете в свою педагогическую копилку игры с мастер – класса. Мяч-ежик, если Вы хотите поделиться своими эмоциями и впечатлениями о мастер – классе.
Если Вы узнали что-то новое для себя, возьмите мяч-попрыгунчик.
Пожалуйста, прокомментируйте свой выбор.