Майсурат Юанова
Мастер-класс «Знай, твори, применяй»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс "Знай, твори, применяй!"
Уважаемые коллеги, свое выступление я хочу начать со слов "Лучше скажи мало, но хорошо"
Современная жизнь диктует свои законы, речь у людей становиться деловой, лаконичной. Хорошее владение словом - это искусство которому нужно учиться не один год. От этого, зависит и социальный статус и профессиональная карьера человека. Решение проблемы развитии речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. У старших дошкольников часто имеются нарушение речи, бедный словарный запас, дети затрудняются в пересказе и составлении рассказа. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий. Многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений,регулировании речевого процесса. И здесь на помощь может прийти методика синквейна, который сравнительно не давно стали применять педогоги, для активизации познавательной деятельности. Она используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ.
Публикация «Мастер-класс „Знай, твори, применяй“» размещена в разделах
Актуальность и целесообразность использования синквейн объясняется тем что прежде всего открываются новые творческие и интеллектуальные возможности. Способствует обогащению и актуализации словаря. Является диагностическим инструментом, носит характер комплексного воздействия, развивает речь, память, внимание, мышление. Используя для закрепления изученной темы является игровым приемом. При творческом использовании синквейна на занятии, он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, ведь сочинять весело, полезно и легко.
Но нужно помнить что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятием слово признак, слово действие, согласовывать слова предложения. Составление синквейна используется при проведении рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Самое главное синквейн получается у всех. Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста.
Слайд№1
Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с этой методикой. Попробуем все таки узнать что такое синквейн?
Кто ясно мыслит – тот ясно излагает.
(Античная поговорка)
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.
Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Слайд№2
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.
Слайд№3
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Слайд№4
Правила составления синквейна
Синквейн состоит из 5 строк;
Его форма напоминает ёлочку
1 слово – главное слово
2 слова- признаки
3 слова- действия
4 слова - предложение
1 слово - ассоциаци
Слайд№5
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Слайд№6
1. Арбуз
2. Круглый, вкусный
3. Катится, растет, зреет
4. Арбуз – это большая ягода.
5. Лето
Слайд№7
1. Котенок
2. Черненький, пушистенький
3. Играет, спит, ест
4. Он мой верный друг.
5. Домашнее животное.
Слайд№8
1. Дом
2. Большой, красивый
3. Защищает, укрывает,греет
4. Мой дом, моя крепость.
5. Убежище
Слайд№9
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Слайд№10
Выводы о синквейне
Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Составить синквейн получается у всех.
Синквейн помогает развить речь, память, внимание, воображение и мышление.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Свой мастер класс я назвала "Знай, твори, применяй" чтобы наши педагоги могли взять для себя все приемы которые я сегодня покажу на мастер классе.
И сегодняшнее общение я хотела бы начать с игры, которую мои детки назвали елочкой.
И так тема синквейна: "Жемчужины Кабардино-Балкарии" это Голубое озеро, Чегемские водопады, Двуглавый Эльбрус.
Давайте поделитесь на 3 команды. И каждая команда выбирает по одной жемчужине Кабардино-Балкарии и на время составляете синквейн по своим темам.
А победителя ждет награда!
А сейчас я хотела бы вам показать как справляются с синквейном мои дети среднего дошкольного возраста. Как я сказала раньше этот прием применяют в старшем дошкольном возрасте, но я решила все таки применить этот метод на своих детках. Да в начале было сложно, но если упростить, задавать наводящие вопросы, то они справляются не плохо.
Показ видео ролика как дети играют в синквейн.
Я оформила уголок в группе для этой методики, для свободного доступа детей к этой увлекательной игре.
Показ презентации по проектной деятельности "Мы дети Кабардино-Балкарии"на тему "Жемчужины Кабардино-Балкарии" с использованием методики синквейн.