Папки-передвижки

Мастер-класс «Здоровьесберегающая технология на музыкальных занятиях»

Татьяна Чичимбаева
Мастер-класс «Здоровьесберегающая технология на музыкальных занятиях»
▼ Скачать +Заказ

Мастер-класс

«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»

Подготовила: музыкальный руководитель Чичимбаева Т. А.

Цель.  Демонстрация и распространение методов и приемов формирования здорового образа жизни у воспитанников посредством использования их в организации детской музыкальной деятельности.  

Публикация «Мастер-класс „Здоровьесберегающая технология на музыкальных занятиях“» размещена в разделах

Задачи:

• Организация профессионального общения педагогов по проблеме;

• Повышение профессиональной компетенции педагогов-участников;

• Совершенствование практических навыков;

• Мотивация участников к широкому использованию здоровьесберегающей технологии и её элементов.

Целевая аудитория: воспитатели;

Продолжительность мастер – класса : 30 минут

Методы и приё мы: словесный, практический наглядно-двигательный.

Предполагаемый результат:

Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по применению здоровьесбережения в организации музыкальной деятельности детей.

Материал и оборудование: фортепиано, детские шумовые инструменты; мультимедийное оборудование.

План проведения мастер – класса :

Теоретическая часть:

Вступительное слово музыкального руководителя на тему «Значение музыкальных занятий в сохранении и укрепления здоровья детей».

Демонстрационная часть:

Взаимодействие с педагогами с показом эффективных форм и методов здоровьесберегающих технологий.

Итоговая часть:

Рефлексия, подведение итогов работы мастер – класса.

«Значение музыкальных занятий в сохранении и укреплении здоровья детей»

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это не только проведение музыкальных занятий, а организованный педагогический процесс, направленный на развитие творческих и музыкальных способностей детей, сохранение а так же укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Система здоровье сберегающих музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий :

• валеологические песенки – распевки, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии;

• дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности;

• артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем;

• игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата;

• пальчиковые игры, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление;

• речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность;

• ритмопластика, направлена на развитие: чувства ритма, музыкального слуха и вкуса, умения правильно и красиво двигаться, укрепления различных групп мышц и осанки, умение чувствовать и передавать характер музыки.

музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Все используется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.

Ход мастер – класса.

Музыкальный руководитель : Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».

Вступление:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне?  (Нет или да)

Деток вы любите? (Да или нет)

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь?  (Нет)

Я вас понимаю…

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне?  (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете?  (Нет или да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях».

Я предлагаю всем вам исполнить валеологическую песенку «Доброе утро», простой текст и мелодия которых, поднимает настроение детям, задаёт позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшает эмоциональный климат на занятии, подготавливает голос к пению.

Валеологическая песенка «Доброе утро»

Доброе утро! (руки на поясе, поём, поворачиваясь друг к другу с пружинкой)

Улыбнись скорее!

И сегодня весь день (хлопаем в ладоши)

Будет веселее.

Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняем движения по тексту)

Будем мы красивыми, (постепенно поднимаем руки вверх, "фонарики")

Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки (движения по тексту)

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем (потираем ушки)

И здоровье сбережем. (разводим руки в стороны)

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

Музыкальный руководитель :

После исполнения песенки можно предложить детям обнять друг друга. Это дает возможность воспитывать добрые, теплые чувства друг к другу.

Важное значение имеет дыхательная гимнастика, которая способствует укреплению физиологического здоровья детей (без речи, формирует правильное речевое дыхание (короткий вдох- длинный выдох,тренирует силу вдоха и выдоха, развивает продолжительный выдох.

Теперь мы с вами тренируем правильный вдох и выдох.

Дыхательное упражнение «Снежинка».

(держать снежинку пр. рукой так, чтобы она лежала на ладошке лев. руки)

Большая снежинка лежит на ладошке.

На эту снежинку подуем немножко.

Подули тихонько – снежинка лежит,

Подули сильнее – снежинка летит.

Упражнение «Обними плечи»

(вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти»)

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,

Носиком вдыхаю.

На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг с другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох! Упражнение можно выполнить 4 раза, затем несколько секунд – отдых и упражнение повторить вновь. Итак, 4 раза по 4 движения-вдоха. Это норма для ребенка 3-6 лет.

Артикуляционная гимнастика

Способствует тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учит имитации движений животных (Е. Косиновой, Т. Куликовой).

Результат:

- повышаются показатели уровня развития речи детей.

- певческих навыков,

- улучшается память, внимание.

Так как хорошее настроение – путь к здоровью, выполним упражнение

«Улыбочка-трубочка».

Губы в улыбке, затем вытягиваем в трубочку.

Следующее упражнение «Утро с котиком Рыжиком»

Котик Рыжик утром встал Потягивание

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево, В улыбке открыть рот и кончиком языка сильно

Чистим зубки мы умело. «почистить» за нижними зубами вправо-влево,

Затем за верхними зубами.

Пополощем ротик, Имитация полоскания рта.

Как чистюля Котик.

Рыжик наш расческу взял В улыбке закусить язык зубами,

И причесываться стал. «протаскивать» язык между зубами

вперед-назад.

Мы за ним не отстаем –

Все покажем язычком.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Разработки О. Н. Арсеневской, В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.

Сейчас мы с вами выполним оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла.

«Корова»

Рано-рано поутру пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему затянули: «Му-му-му!»

Глубоко вдыхаем ртом, медленно выдыхаем и «мычим», при этом легко постукиваем указательными пальцами по ноздрям.

А теперь тоже самое с постукиванием пальцами носогубных складок.

«Пчелы»

У пчелы чудесный дар: собирать с цветков нектар!

«Хорошо любой поймет, если есть зимою мед!»

Держим руку на шее и произносим поочередно: «Ж-ж – ж» и «З- з-з»

Игровой массаж

Делая самомассаж, ребенок воздействует на весь организм в целом. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Ребенок легко может этому научиться в игре. (Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной)

А мы с вами будем знакомиться с Точечным массажем биологически активных точек по А. А. Уманской выполняется лёгкими надавливаниями и поглаживаниями пальцев с целью улучшения протекания нервных процессов, расслабления мышц лица, снятия эмоционально-нервного напряжения. Он достаточно эффективен для профилактики простудных заболеваний, повышает защитные свойства слизистых оболочек органов человека.

Точечный массаж биологически активных точек.

(схема прилагается)

А сейчас мы с вами с вами сделаем друг другу массаж спины.

Массаж спины «Дождь».

(встают парами друг за другом)

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам. (хлопают ладонями по спине впереди стоящему)

Гром! Гром! Как из пушек. Нынче праздник у лягушек. (стучат кулачками по спине впереди стоящему)

Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят. (постукивают пальчиками по спине впереди стоящего)

Только мой братишка в луже ловит рыбу нам на ужин. (поглаживают ладошками спину впереди стоящему)

Поворачиваются на 180% и делают массаж ещё раз.

Пальчиковые игры

Развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

«Белочка»

Белочка-резвушка, хлопки ритмично чередуются со шлепками по коленям

Лесная веселушка,

Целый день старается- стучат кулачком о кулачок

На зиму запасается.

С ветки-прыг! Поднять руки вверх

На ветку-скок! Опустить руки вниз

Раз-грибок! Загибают поочерёдно пальцы на лев. руке

Два-грибок!

Три-орешек в скорлупе,

Будет он лежать в дупле.

А ещё в кладовочке

На тоненькой верёвочке

Высохнет рябина,

Красная калина.

И зимою в холода шлёпают ладонями по плечам

Будет белочка сыта. Хлопают в ладоши

Речевые игры

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция.

Речевые игры решают такие задачи как:

- Развитие музыкальных и творческих способностей детей (эмоциональная отзывчивость, слуховое внимание, музыкальную память, ладовое чувство, тембровый, звуковысотный и динамический слух, чувство ритма.

- Формирование у детей представления о форме, структуре музыкального произведения,

- Развивает звуковую культуру речи, связную речь и ее грамматический строй,

- Улучшает дикцию детей,

- Способствует развитию речи детей посредством использования пальчиковых игры,

- Побуждают детей импровизировать в различных видах деятельности,

- Укрепление голосового аппарата,

- Учит выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.

Речевые игры имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.

Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре позволяют детям импровизировать, раскрыть свой творческий, актерский потенциал.

Речевые игры проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

«Пчелы водят хоровод»

(Речевая игра со звучащими жестами)

Водят пчелы хоровод - Топаем на месте.

Брум, брум. Хлопки «тарелочками»

В барабан ударил кот - Имитируем пальцами игру на

барабане

Трум, трум. Стучим кулачком о кулачок.

Стали мыши танцевать - Выставляем ногу на пятку.

Тир-ля-ля, тир-ля-ля.

Так, что начала дрожать Кружимся дробным шагом.

Вся земля. Хлопаем в ладоши.

Музыкальный руководитель :

Так как, мы говорим о музыкальных занятиях предлагаю речевую игру с музыкальными инструментами.

«Рукавичка»

Раздаю музыкальные инструменты, участники вступают в игру в соответствии с текстом по указанию.

Из - за леса, из - за гор

Топал дедушка Егор. Тихо бьют ладошками по барабану.

Очень он домой спешил, деревянные палочки

Рукавичку обронил металлофон

Мышка по полю бежала,

Рукавичку увидала. «шуршалки»

Кто, кто здесь живёт? Ксилофон

Мышку здесь никто не ждёт.

Стала жить, поживать маракасы

Звонко песни распевать.

Зайка по полю бежал погремушки

Рукавичку увидал.

Кто, кто здесь живёт? Ксилофон

Мышка зайку увидала «шуршалки»

В рукавицу приглашала.

Как по полю шла лисица тремоло бубна

Увидала рукавицу.

Кто, кто здесь живёт? Ксилофон

Звери лисичку в рукавичку пригласили колокольчики

Чаем напоили.

Мишка по полю гулял бьют палочкой по барабану

Рукавичку увидал.

Кто, кто здесь живёт? Ксилофон

Разбежался весь народ! Все инструменты

Музыкальный руководитель : Давайте похлопаем себе. Замечательный оркестр получился у нас. Какие вы молодцы!

Следующим этапом нашего мастер класса будет ритмопластика!

Сколько бодрости, здоровья и хорошего настроения  дарит она людям. Благодаря ей мы учимся  управлять собой, улучшаем осанку, наша фигура становится более пластичной и грациозной.

Упражнения с элементами игры и танца раскрывают наши творческие возможности, способствуют совершенствованию физической и двигательной культуры.

Ритмопластика включает в себя движения руками, развитие мелкой моторики рук, развитие пластической выразительности мимики, игры превращения, мышечное напряжение и расслабление, элементы танцев, а также упражнения на воображение.

(звучит «Менуэт» Боккерини)

1. Представьте, что вы – художники. Руки – это кисти. Обмакнули их в голубую краску и  рисуем небо, вслушиваясь в музыку.

А теперь – в желтую краску, рисуем солнце. Круг. А теперь – лучики, выразительные глаза.

Теперь нарисуем полянку. Она у нас какого цвета? (Зеленого.) Рисуем.

Носом вдыхаем запах: чем пахнет? (Цветами.) А  какими? (Ромашками.) Рисуем.

Послушайте: ветер шумит веточками дерева – какого? (Березы.) Рисуем.

Итак, мы в лесу, на полянке.

Представьте, что вы – цветочки.

Самое раннее утро, солнышко выглянуло. Цветок еще спит, но вот поднимается, пошевелил лепестками – это пальцы. Какой аромат! Давайте правильно подышим. «Лепестки» сжимаем через нос вдыхаем, «лепестки» разжимаем свободно выдыхаем.

Релаксация (от лат. «Relaxation»– расслабление)– глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Цель релаксации: снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения. Расслабляясь, нервная система переходит на экономный режим. Последний создаёт наиболее оптимальные условия для восстановления биологического потенциала.

Упражнение «Волшебный сон».

Цель: обучение позе покоя.

Дети лежат на ковре лицом вверх, звучит не громко музыка. Педагог медленно произносит:

«Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело, (2 раза)

Будто мы лежим на травке,

На зелёной мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки тёплые у нас…

Жарче солнышко сейчас…

Ноги тёплые у нас…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Губки тёплые и вялые

И нисколько не усталые,

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется, (2 раза)

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя…» (пауза)

• **

«Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Потянуться! Улыбнуться!»

На этой спокойной ноте я заканчиваю свой мастер-класс.

Итак, сегодня я познакомила вас со здоровьесберегающими технологиями, которые применяю на музыкальных занятиях.

Чему-нибудь и как-нибудь

Вы научились понемногу? (Да.)

И в детство вы нашли дорогу? (Да.)

Ну что ж, оценим ваши знания.

(музыкальный руководитель берет корзинку с орешками.)

Есть у меня орешки мудрости

И в них сокрыт секрет…

Их раздам я вам,

В одних пословицы – конец,

В других – ее начало.

Звучит музыка. Музыкальный руководитель раздаёт орешки. Педагоги открывают орешки. В ходе обсуждения собирают пословицы и поговорки по смыслу.

Пословицы и поговорки

1. Детишек воспитать – не курочек пересчитать.

2. Ребенок – это воск, что хочешь, то и сольешь.

3. Человек без воспитания — тело без души.

4. К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

5. Наказывать легче — воспитывать труднее.

6. Ум и воспитание — братья-близнецы.

7. Самое прекрасное — это учение и воспитание.

8. Хорошее воспитание — лучшее наследство.

Музыкальный руководитель :

Какие мудрые пословицы… Они подтверждают:

Нет ничего прекрасней на свете

Счастливой дружной садовской семьи,

Где педагоги, родители и дети

Живут в мире, дружбе, любви!

Мир без искусства

Всем будет тесен,

Вы все убедились, друзья.

А музыка – главное чудо на свете,

И с детства - наша путеводная звезда.

Дарите музыку друг другу.

Пусть каждый день и каждый час,

Она звучит в сердцах у нас!

Благодарю всех за участие!

Публикации по теме:

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технологияФакультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология в начальном образовании.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Здоровьесберегающая технология. Плавание в бассейнеЗдоровьесберегающая технология. Плавание в бассейне В этом году после ремонта у нас в саду возобновились занятия по физической культуре в бассейне, чему дети были необычайно рады. Плавание.

Мастер-класс по изготовлению и использованию «Кубиков настроений» на музыкальных занятияхМастер-класс по изготовлению и использованию «Кубиков настроений» на музыкальных занятиях Мастер класс по изготовлению и использованию"Кубиков настроений" на музыкальных занятиях. Цель. Вызвать интерес и любовь к музыке, потребность.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Здоровьесберегающая технология «Весёлые барабаны» в кружковой деятельности ДОУЗдоровьесберегающая технология «Весёлые барабаны» в кружковой деятельности ДОУ Развивая ребенка, важно предоставлять ему не только основное, но и дополнительное образование. Кружковая работа в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Здоровьесберегающая технология на музыкальных занятиях»
Опубликовано: 10 ноября 2022 в 16:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Здоровьесберегающая технология на музыкальных занятиях»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Чичимбаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД