Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как средство формирования экологической культуры дошкольника»

Надежда Юматова
Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как средство формирования экологической культуры дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер класс «Экологическая сказка как средство формирования экологической культуры дошкольника»

Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки. Развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Экологическая сказка как средство формирования экологической культуры дошкольника“» размещена в разделах

Задачи:

1. - совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;

2. - способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.

3. - Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;

4. - Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

5. - Воспитывать любовь к природе.

Релаксационная минутка.

Я рада нашей встрече, уважаемые коллеги!

Друзья, давайте улыбнёмся!

В мир детства с Вами окунёмся.

И в сказку дружно все войдём.

И здесь морозным зимним днём

Свой опыт повышать начнём!

Слайд 1

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предоставить вашему вниманию

Мастер- класс «Экологическая сказка как средство формирования экологической культуры дошкольника»

Слайд 2

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и осознанного к ней отношения. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли.

Картина современного состояния природы, к сожалению уже не такая радостная: радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота и т. п. В связи с этим перед педагогом встает вопрос : а как же заинтересовать ребенка?; как создать условия для проявления детской инициативы?; как привлечь его к решению экологических проблем в рамках образовательного процесса в детском саду?

И на помощь педагогам может прийти сказка. Ведь сказка – это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает, способный погрузить в нереальную действительность и эмоционально зажечь каждого ребенка.

У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Слайд 3 Игра с залом - на экране появляются картинки.

- что общего между этими картинками (экология)

Экология – это наука о нашем общем доме – планете Земля.

Слайд 4

- что ещё общего между этими картинками (сказка)

- как можно объединить эти два слова (Экологическая сказка)

Слайд 5

Дадим полное определение экологической сказки.

Слайд 6

«Экологическая сказка – литературное произведение, отражающее природное явление объекта, взаимосвязи в фантазийной форме. Формирует экологическое, гуманное отношение к природе».

Н. Рыжова

В основе нашей работы с детьми следующая методика:

Н. А. Рыжова «Экологические рассказы, сказки и праздники»

Слайд 7 Чему учат экологические сказки :

• -познавать окружающий мир

• -воспитывать чувство причастности к благополучию в природе (формирование у ребенка правильного представления о природе)

• думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру (привить бережное отношение к живой и неживой природе)

Слайд 8 Хочется выделить этапы работы с экологической сказкой :

• Чтение сказок.

• Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

• Театрализация сказок.

• Исправление ошибок в сказках.

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь.

Слайд 9

Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», какие экологические понятия мы можем дать детям

такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой).

Слайд 10

В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.

Слайд 11

А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», мы даем понятие детям о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.

Как вы думаете, а дети умеют слушать сказки?

Ответ: Да

Что можно сделать со сказкой?

Ответ: нарисовать, прочитать, послушать….

Я приглашаю 4 человек, которые разделяться на 2 команды и будут строить окончание сказки. Кто желающие?

Итак Придумайте окончание сказки :

Дополнить сказку «Лисенок и Медвежонок»

Эта история произошла в одном лесу. Однажды Лисенок и Медвежонок решили устроить пикник. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко.

Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Лисенок и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке. Устроив пикник, они раскидали много мусора….

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе, развивает внимание, память и мышление

Слайд 12-13-14

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу».

Однажды дети отправились в зимний лес. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А здесь следы ежа.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи поели и спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? Конечно, это сойка. Дети решили её поймать.

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Медведь зимой не ест, он спит

6. Зимой появляются птенцы у клеста.

7. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

Итак, разберем этап Составление новых сказок или дополнение уже существующих сказок.

Слайд 15 Алгоритм составления сказок.

1. Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом. Например: лес.

2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места.

3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека: хвастливые, важный, веселые, грустный. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.

4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди

5. Описывается случай.

6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к случаю.

7. Выводятся жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого объекта.

8. Из выведенных правил составляется общее - вывод

9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная», «История, которая произошла там - то», «Как кто - то учился мудрости».

Итак, возвращаемся к командам

Придумайте окончание сказки :

После обсуждения слайды по очереди

Слайд 16-28 Продуктивная деятельность

Рефлексия.

Всем нам известна сказка о золотой рыбке.

Затем предлагаем участникам взять сделанную объемную Волшебную Рыбку и передать её по кругу от участника к участнику. Участник обсуждения, который получает Рыбку, говорит: «Если бы я был Волшебной Рыбкой, я бы попросил у людей…» (далее следует конкретное предложение участника).

Чтобы воздух легкий был и свежий,

Дым и гарь в него не допусти.

Будь в лесу с любой травинкой нежен

И других халатность не прости.

Слайд 29 Выводы

На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней

- Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.

Творческих успехов Вам!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников»Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников» Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Одной из основных.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений»Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений» 9 февраля наш детский сад открыл свои двери для педагогов Сахалинской области в рамках курсов повышения квалификации ИРОСО (на базе инновационной.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Проект «Наблюдение как средство развития экологической культуры» Проект «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» группы подготовительного возраста «Ежики» Автор: Тиунова Татьяна.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Сказкотерапия как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста «Сказка о Зайке и Барсучонке» Сказкотерапия как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста. Занятие №4 «Сказка о Зайке и Барсучонке» Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как средство формирования экологической культуры дошкольника»
Опубликовано: 24 января 2024 в 15:09
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как средство формирования экологической культуры дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Юматова (УИ 478252) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД