Надежда Юматова
Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как средство формирования экологической культуры дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс «Экологическая сказка как средство формирования экологической культуры дошкольника»
Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки. Развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Экологическая сказка как средство формирования экологической культуры дошкольника“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Задачи:
1. - совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;
2. - способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.
3. - Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
4. - Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
5. - Воспитывать любовь к природе.
Релаксационная минутка.
Я рада нашей встрече, уважаемые коллеги!
Друзья, давайте улыбнёмся!
В мир детства с Вами окунёмся.
И в сказку дружно все войдём.
И здесь морозным зимним днём
Свой опыт повышать начнём!
Слайд 1
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предоставить вашему вниманию
Мастер- класс «Экологическая сказка как средство формирования экологической культуры дошкольника»
Слайд 2
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и осознанного к ней отношения. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли.
Картина современного состояния природы, к сожалению уже не такая радостная: радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота и т. п. В связи с этим перед педагогом встает вопрос : а как же заинтересовать ребенка?; как создать условия для проявления детской инициативы?; как привлечь его к решению экологических проблем в рамках образовательного процесса в детском саду?
И на помощь педагогам может прийти сказка. Ведь сказка – это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает, способный погрузить в нереальную действительность и эмоционально зажечь каждого ребенка.
У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
Слайд 3 Игра с залом - на экране появляются картинки.
- что общего между этими картинками (экология)
Экология – это наука о нашем общем доме – планете Земля.
Слайд 4
- что ещё общего между этими картинками (сказка)
- как можно объединить эти два слова (Экологическая сказка)
Слайд 5
Дадим полное определение экологической сказки.
Слайд 6
«Экологическая сказка – литературное произведение, отражающее природное явление объекта, взаимосвязи в фантазийной форме. Формирует экологическое, гуманное отношение к природе».
Н. Рыжова
В основе нашей работы с детьми следующая методика:
Н. А. Рыжова «Экологические рассказы, сказки и праздники»
Слайд 7 Чему учат экологические сказки :
• -познавать окружающий мир
• -воспитывать чувство причастности к благополучию в природе (формирование у ребенка правильного представления о природе)
• думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру (привить бережное отношение к живой и неживой природе)
Слайд 8 Хочется выделить этапы работы с экологической сказкой :
• Чтение сказок.
• Составление новых или дополнение уже существующих сказок.
• Театрализация сказок.
• Исправление ошибок в сказках.
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь.
Слайд 9
Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», какие экологические понятия мы можем дать детям
такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой).
Слайд 10
В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.
Слайд 11
А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», мы даем понятие детям о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.
Как вы думаете, а дети умеют слушать сказки?
• Ответ: Да
Что можно сделать со сказкой?
• Ответ: нарисовать, прочитать, послушать….
Я приглашаю 4 человек, которые разделяться на 2 команды и будут строить окончание сказки. Кто желающие?
Итак Придумайте окончание сказки :
Дополнить сказку «Лисенок и Медвежонок»
Эта история произошла в одном лесу. Однажды Лисенок и Медвежонок решили устроить пикник. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко.
Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Лисенок и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке. Устроив пикник, они раскидали много мусора….
Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе, развивает внимание, память и мышление
Слайд 12-13-14
Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу».
Однажды дети отправились в зимний лес. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А здесь следы ежа.
Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи поели и спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? Конечно, это сойка. Дети решили её поймать.
Ошибки:
1. Скворцы улетают в теплые края
2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.
3. Ежи впадают зимой в спячку.
4. Белки в спячку не впадают.
5. Медведь зимой не ест, он спит
6. Зимой появляются птенцы у клеста.
7. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.
Итак, разберем этап Составление новых сказок или дополнение уже существующих сказок.
Слайд 15 Алгоритм составления сказок.
1. Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом. Например: лес.
2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места.
3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека: хвастливые, важный, веселые, грустный. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.
4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди
5. Описывается случай.
6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к случаю.
7. Выводятся жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого объекта.
8. Из выведенных правил составляется общее - вывод
9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная», «История, которая произошла там - то», «Как кто - то учился мудрости».
Итак, возвращаемся к командам
Придумайте окончание сказки :
После обсуждения слайды по очереди
Слайд 16-28 Продуктивная деятельность
Рефлексия.
Всем нам известна сказка о золотой рыбке.
Затем предлагаем участникам взять сделанную объемную Волшебную Рыбку и передать её по кругу от участника к участнику. Участник обсуждения, который получает Рыбку, говорит: «Если бы я был Волшебной Рыбкой, я бы попросил у людей…» (далее следует конкретное предложение участника).
Чтобы воздух легкий был и свежий,
Дым и гарь в него не допусти.
Будь в лесу с любой травинкой нежен
И других халатность не прости.
Слайд 29 Выводы
На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней
- Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.
Творческих успехов Вам!