Татьяна Плесовских
Мастер-класс World cafe: использование современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема мастер - класса : «Современные инновационные технологии в системе
дошкольного образования.»
Цель: повышение профессионального мастерства молодых педагогов в процессе
активного педагогического общения по применению инновационных технологий в
ДОУ и профессиональной активности в овладении технологии проектирования.
Задачи:
• Расширить знания молодых педагогов об основных инновационных технологиях, применяемых в ДОУ.
Публикация «Мастер-класс World cafe: использование современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
• Активизировать самостоятельную работу молодых воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта в составлении проектов.
• Создать и поддержать условия для развития творческого потенциала участников мастер - класса.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, мольберт.
Раздаточный и демонстрационный материал: зеленые листья с текстом,
памятка по составлению плана проекта, схема «паспорта проекта», образцы проектов,«Цветочная поляна»
Ход мастер - класса :
Все становятся в круг:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному
яблоку.
А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у
каждого из нас будет по две идеи» (Б. Шоу).
Сегодня мы с вами будем обмениваться
педагогическими идеями на очень важную тему
А для этого я приглашаю вас в кафе
«Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию у дошкольников»
- Уважаемые педагоги, занимайте свои места в нашем кафе. (по цвету)
Наше кафе, будет гораздо уютнее, если мы украсим столики цветами, а для этого их необходимо расколдовать.
I. Игра с педагогами: «Расколдуйте цветы – и узнаете инновационные технологии».
Цель игры: вспомнить основные педагогические технологии и их главное предназначение.
На мольберте закреплен плакат с солнцем и заколдованными цветами.
На каждом столе лежит зеленый листик. А на нем написана цель или главная мысль (тезис) определенной педагогической технологии. Участники должны вслух для всех прочитать цель технологии - догадаться и назвать ее.
Цветок расколдовывается и на нем появляется надпись названия современной технологии
Задания:
1. Целью технологии является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающая технология
2. Организация педагогического процесса в форме различных педагогических
игр. Это понятие отличается от игр тем, что они имеют четко поставленную цель и соответствующий ей педагогический результат.
Девиз этой технологии Играя развиваем-обучаем-воспитываем.
Игровая технология
Игровые технологии речевого развития дошкольников условно можно разделить на 4 большие группы:
1. развитие артикуляционного аппарата
2. развитие моторики
3. театрализованная деятельность
4. пальчиковая гимнастика
*3. В данной технологии воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели.
Технология проектов
4. Цель технологии? обеспечить усвоение учебного материала каждым воспитанником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
технологии дифференцированного обучения
В первую группу входят дети, которые способны с лёгкостью усвоить материал, имеют высокий познавательный интерес; дают быстрые ответы на вопросы воспитателя; хорошо развитая речь.
Вторая группа детей – усваивают материал в соответствии с возрастом, неплохо справляются с заданиями, но, порой, без поддержки и помощи воспитателя теряются; недостаточный уровень самостоятельности, требуется дополнительная стимуляция при выполнении заданий; речь соответствует возрасту, но иногда встречаются отдельные грамматические погрешности, нарушения в звукопроизношении.
Третья группа – отставания от сверстников; ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; сниженная работоспособность, неподготовленность к приёму и переработке информации, низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, им трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, предпочитают отмалчиваться; под влиянием неудач у детей складывается отрицательное отношение к занятиям.
Итак наше кафе может приступить к работе.
За каждым столиком вам необходимо выбрать |хозяина|.
|Хозяин| кафе, фиксирует всю информацию по обсуждению, и когда по сигналу гости кафе будут переходить в другое кафе, хозяин остается на месте. Его задача сообщать информацию, помогать в работе вновь прибывшим посетителям.
В конце, когда все вернуться опять на свои места к своему хозяину, именно хозяин излагает собранную и накопленную информацию по заданной теме.
А тема нашего мирового кафе «Осень ходит по дорожке»
Каждое кафе работает по три минуты. Хранитель времени будет подавать нам сигнал. По сигналу мы будем переходить из одного кафе в другое, работать, а по сигналу опять переходить к другому столику «кафе».
Я предлагаю вам уважаемые коллеги, продумать, как можно организовать деятельность детей, делая акцент на речевое развитие, используя предложенные технологии.
А с гостями мы рассмотрим технологию критического мышления на примере работы с кластерами.
«Кластер» можно использовать на всех этапах занятия. Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
Так как не все дети умеют читать, то мы в своей работе используем иллюстрированные или смешанные кластеры.
Я предлагаю вашему вниманию кластер «Зима». Мы проводили в конце февраля обобщающую беседу о зиме. Нашей задачей было вспомнить как можно больше информации о зиме и систематизировать ее. Для легкости запоминания мы использовали
Прием «Кластеры»
Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты. Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники.
Каковы этапы работы при составлении кластера?
1 этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В завершении нашей встречи я хочу рассказать притчу.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил :
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил :
— Всё в твоих руках.
От нашего мастерства, уважаемые коллеги, зависит каким «выпорхнет» ребенок из детского сада: и я верю, он будет творческим, любознательным, мыслящим человеком, готовым осознано делать выбор и нести ответственность за него.