Наталья Николаевна Куницына
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока русского языка в 8-ом классе на тему «Виды связи в словосочетании».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели урока : Закрепить знания о словосочетании; формировать умение определять вид подчинительной связи в словосочетании, развивать умение строить словосочетания с разными видами связи.
Ход урока.
I. Организационный момент
Публикация «Конспект урока русского языка в 8 классе по теме „Словосочетание“» размещена в разделах
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
1. О чем мы говорили на прошлом уроке? (О словосочетании.) Какой раздел науки о языке изучает словосочетание? (Синтаксис)
2. Какие синтаксические единицы мы называем словосочетанием? (Словосочетание – синтаксическая единица, где есть главное и зависимое слово, которые связаны по смыслу и грамматически, между главным и зависимым словом подчинительная связь)
3. Что не является словосочетанием? (основа предложения (равноправны, однородные члены (сочинительная связь, предлог со словом, составная форма прилагательного или наречия, сложная форма будущего времени глагола, частицы со словом).
4. Как классифицируются словосочетания по главному слову? (наречные, именные, глагольные)
2. Проверка домашнего задания
Определите вид словосочетаний по главному слову. Распределите словосочетания на группы (глагольное, именное, наречное, сделайте разбор 2-ух словосочетаний. Все ли смысловые отрезки являются словосочетанием? Объясните, почему некоторые смысловые отрезки нельзя назвать словосочетанием.
1. гибкость ума (чего) сущ. + сущ. (именное)
2. русский язык (какой) сущ. + прил. (именное)
3. будешь мечтать не является
4. слишком рано нареч. + нареч. (наречное)
5. дождь прекратился не является
6. пожелтевшие от времени прич. + сущ. (глагольное)
7. необычайно приветлив прил. + нареч. (именное)
8. более красивый не является
9. второй этаж сущ. + числит. (именное)
10. улыбаясь другу дееприч. +сущ. (глагол.)
11. в течение урока не является
12. пусть вернет не является
13. очень громко нареч. + нареч. (наречное)
14. наш дом сущ. + местоим. (именное)
15. хочет рассказать глагол + глаг. (глагольное)
16. светящийся фонарь сущ. + прич. (именное)
17. радовался подарку глаг. + сущ. (глагольное)
18. писал красками глагол + сущ. (глагольное)
3. Выход на тему урока. Задайте вопросы от главного слова к зависимому. А теперь попробуйте распределить словосочетания по вопросам? Попробуем заполнить таблицу 1.
Какой? Чей? Падежные вопросы Как? В какой мере? Что сделать?
Русский язык Гибкость ума Слишком тонко
Второй этаж Пожелтевшие от времени Необычайно приветлив
Весь мир Радовался подарку Очень громко
Наш дом Писал красками Хочет рассказать
Светящийся фонарь Улыбаясь другу
Согласование Управление Примыкание
На прошлом уроке мы с вами распределили словосочетания на наречные, именные, глагольные по какому признаку (по главному слову). А что мы сделали сейчас, по какому принципу распределили словосочетания (распределили словосочетания по вопросам) То есть по видам подчинительной связи.
Какова же тема урока? Над чем мы будем сегодня работать? («Виды связи словосочетаний») Какова же цель урока?
4. Работа со словарем (консультанты, работа по группам (по рядам). Продолжите заполнять колонки таблицы.
Танцующий человек, ответил смеясь, встретил вас, лететь по небу, этим способом, решил выступить, пятилетний юбилей, радоваться победе, сильно огорчился, доволен успехом, восьмой класс, слишком рано, дважды два, её успехи.
1-ый ряд выписывает из упражнения словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ
1. Что значит согласование? Т. е. зависимое слово согласуется с главным: ставится в тот же падеж, род и число, изменяется так же, как и главное слово
Танцующий человек, этим способом, пятилетний юбилей, восьмой класс.
2-ой ряд УПРАВЛЕНИЕ
2. Что значит управление? Т. е. главное слово управляет зависимым – ставит его в нужный падеж.
Встретил вас, лететь по небу, радоваться победе, доволен успехом.
3-ий ряд ПРИМЫКАНИЕ
3. Что значит примыкание? Т. Е. зависимое слово присоединяется только по смыслу, зависимое слово – неизменяемая часть речи или неопределенная форма глагола, а также несклоняемые существительные и местоимения.
Ответил смеясь, решил выступить, сильно огорчился, слишком рано, дважды два, её успехи
Проблемный вопрос: к какому типу связи относится данное словосочетание? Докажите, научно обосновав.
5. Заполним таблицу2Какие части речи бывают главными словами, а какие зависимыми в словосочетаниях разных видов. Наблюдаем по уже выполненной таблице 1.
6. Знания, полученные вами на сегодняшнем уроке, пригодятся на экзамене после 9-го класса. Но задание там будет иное. Давайте вспомним, как называются слова, которые пишутся и слышутся по-разному, а обозначают одно и то же (СИНОНИМЫ). Что вы можете сказать об этих словосочетаниях?
Горный воздух (именное, согласование)
Воздух гор (именное, управление)
Да, эти словосочетания синонимичны по значению.
Замените словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ на словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ
Морской берег___
Речной залив___
Вишневый сок___
Кожаные сапоги___
Замените словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ на словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ
Чашка из фарфора___
Вода из родника___
Золото скифов___
Площадка для детей___
Замените словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ на словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ
Слушали внимательно___
Временно закрыта___
Восторженно ответил___
Расставлены беспорядочно___
ВЫПОЛНИТЕ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВОСОЧЕТАНИЙ (стр. 115).
7. Постройте словосочетания с данными словами. Определите вид связи. Легко ли было составить словосочетания? Что вызвало затруднения? Что помогло справиться с затруднениями?
МОНУМЕНТ___
АПОФЕОЗ___
РЕВАНШ___
ОРНАМЕНТ___
КОЛОРИТ___
ЛАНДШАФТ___
8. Чему вы научились на уроке? Что узнали? Какие цели нами достигнуты?
9. Оцените свои знания, отметьте ту строчку, которая соответствует вашим предположениям, вашему настроению.
Самостоятельная работа
1. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных словосочетаниях.
Громкий ш…рох, сходить за багаж…м, горяч… спорить, совершить прыж…к,
стало свеж, говорить ш…потом, ноч…вка в лесу, рисовать карандаш…м, светит ярче,
его портфель, моя профессия, желанный гость, нарушение правил, надо подумать, ягоды
крыж…вника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь, их дом.
2. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложения. Выпишите все словосочетания, определите вид связи. Разберите три словосочетания с разными видами связи.
Тихо я бреду по саду
Под ногами ж…лтый лист хрустит
Осень л…ёт предзимнюю прохладу
О прошедш…м лете говорит.
бреду по саду Бреду тихо
Хрустит под ногами Жёлтый лист
Льёт прохладу Предзимнюю прохладу
Говорит о лете о прошедшем лете
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: п. 18, упр. 138
___
ТЕМА УРОКА___
1. Что такое словосочетание?
Словосочетание – синтаксическая единица, ___
2. Какие смысловые отрезки не являются словосочетанием?
1___
2___
3___
4___
5___
6___
7___
3. По главному слову словосочетания делятся на___
___
4. Домашнее задание. Все ли смысловые отрезки являются словосочетанием? Какие не являются? Почему? Определите вид словосочетаний по главному слову. Сделайте разбор 2-ух словосочетаний.
гибкость ума ___
русский язык ___
будешь мечтать ___
слишком рано___
дождь прекратился ___
пожелтевшие от времени ___
необычайно приветлив ___
более красивый ___
второй этаж ___
улыбаясь другу ___
в течение урока ___
пусть вернет ___
очень громко ___
наш дом ___
хочет рассказать ___
светящийся фонарь ___
радовался подарку ___
писал красками ___
___
___
___
___
___
___
ТЕМА УРОКА___
___
1. Заполнение таблицы
Какой? Чей?
Падежные вопросы
Как? В какой мере? Что сделать?
Тип связи Главное слово Зависимое слово
2. Распредели словосочетания по видам подчинительной связи. Выполните разбор
3-ёх словосочетаний разных видов связи.
Танцующий человек, ответил смеясь, встретил вас, лететь по небу, решил выступить, пятилетний юбилей, радоваться победе, сильно огорчился, доволен успехом, восьмой класс, слишком рано, село Тарханы.
3. Горный воздух (именное, согласование)
Воздух гор (именное, управление)
1. Замените словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ на словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ
Морской берег___
Речной залив___
Вишневый сок___
Кожаные сапоги___
2. Замените словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ на словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ
Чашка из фарфора___
Вода из родника___
Золото скифов___
Площадка для детей___
3. Замените словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ на словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ
Слушали внимательно___
Временно закрыта___
Восторженно ответил___
Расставлены беспорядочно___
10. Постройте словосочетания с данными словами. Определите вид связи. Легко ли было составить словосочетания? Что вызвало затруднения? Что помогло справиться с затруднениями?
МОНУМЕНТ___
АПОФЕОЗ___
РЕВАНШ___
ОРНАМЕНТ___
КОЛОРИТ___
ЛАНДШАФТ___
___
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«Словосочетание. Виды связи в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания».
1. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных словосочетаниях.
Громкий ш…рох, сходить за багаж…м, горяч… спорить, совершить прыж…к,
стало свеж, говорить ш…потом, ноч…вка в лесу, рисовать карандаш…м, светит ярче,
его портфель, моя профессия, желанный гость, нарушение правил, надо подумать, ягоды
крыж…вника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь, их дом.
2. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложения. Выпишите все словосочетания, определите вид связи. Разберите три словосочетания с разными видами связи.
Тихо я бреду по саду
Под ногами ж…лтый лист хрустит
Осень л…ёт предзимнюю прохладу
О прошедш…м лете говорит.
___