Юлия Нащекина
Мастер-класс «Учим стихи с удовольствием»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс «Учим стихи с удовольствием!»
Подготовил:
Воспитатель 1КК
Нащекина Ю. В.
Цель: обогащение методических знаний педагогов и освоение практических умений по использованию основных приёмов заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста.
Оборудование : презентация «Учим стихи с удовольствием»,, пирамидка, разноцветные шарики (камешки, клубок ниток, мнемотаблица.
Публикация «Мастер-класс „Учим стихи с удовольствием“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2019
Аудитория: молодые и начинающие воспитатели ДОО.
Ожидаемый результат: практическое усвоение разнообразных приёмов для эффективного заучивания стихотворений детьми дошкольного возраста
Ход мастер-класса :
Слайд 1.
Уважаемые коллеги! Представляю вам мастер-класс на тему : «Учим стихи с удовольствием».
В связи с федеральным государственным образовательным стандартом традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию.
Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов.
Заучивание стихов - это один из испытанных приёмов развития речи.
Слайд 2.
Нам с вами сегодня предстоит ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы дети учили стихи с удовольствием?
Во-первых: знать методику заучивания стихотворений.
Слайд 3.
Правила заучивания стихотворений :
1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям детей. Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, цветистостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихотворением, желание воссоздавать, слышать еще раз.
2. Нужно не спеша, выразительно прочитать детям всё стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение : если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает - это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача педагога- доступно их объяснить.
3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы, визуалы и кинестетики. От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания.
Слайд 4
.* Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.).
* Для визуалов обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную педагогом. Взрослым не нужно бояться, что они не имеют художественных способностей, сам факт рисования привлекает внимание ребенка.
* Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении.
Слайд 5.
Итак, коротко представим методику заучивания стихотворения :
1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть.
2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа- значение всех слов должно быть понятно детям.
3. Повторное чтение стихотворения с использованием любого приё ма запоминания: по картинкам, двигательный, мнемотехника, театральный и т. д.
4. Чтение стихотворения детьми с помощью взрослого;
5. Чтение стихотворения детьми самостоятельно.
Слайд 6.
Как вы думаете, почему дети плохо запоминают стихотворный текст? Я задаю вопрос воспитателям (Да, вы правы.)
Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребёнка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации - нет результата.
Значит, заучивание должно быть для дошкольника делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание стихотворения - осязаемым, видимым, представляемым.
Профессионализм педагога состоит в том, чтобы пробудить у детей интерес, раскрепостить и превратить обучение в любимый вид деятельности дошкольника - ИГРУ.
Существует большое количество традиционных и нетрадиционных методов и приёмов заучивания стихов.
Сегодня мы с вами остановимся на нескольких, на наш взгляд, наиболее доступных детям дошкольного возраста.
Слайд 7.
1. Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Слайд 8
По словам Ушинского, ребенок должен обязательно увидеть то, что желает запомнить. (зачитываю)
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету».
Слайд 9.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Вал. Конст. Называет эту методику сенсорно- графическими схемами, Ткаченко Тат. Александ- предметно- схематическими моделями, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа. В мнемотехнике используется мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. А сейчас я предлагаю поработать с мнемотаблицами.
Заучим стихотворение используя мнемотехнику.
Ну что вы готовы?
Слайд 10.
Уважаемые, коллеги, ну, а я продолжаю.
2. Двигательный или «учим стихи в движении».
После проведения предварительной работы, вы даёте ребёнку установку на запоминание. Затем, предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать стихотворение в клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем руки с клубочком за спину и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, чтобы ребёнку – кинестетику (такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать, мы даём необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. А теперь мы с вами попробуем заучить стихотворение
В. Берестов «Песенка весенних минут»
«Что ни сутки,
По минутки
День длинней,
Короче ночь.
Потихоньку, полегоньку
Прогоняем зиму прочь!»
Как вариант этого метода вы можете предложить ребёнку класть в вазу бусины, шарики. Строчка - шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.
Слайд 11.
Эффективным приёмом для заучивания стихов в движении является приём «Расскажи стихи руками». («Жили - были зайчики»)
Используя данный прием можно с уверенностью сказать, что это уникальное средство для развития речи и мелкой моторики в их единстве и взаимосвязи. Дело в том, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Предлагаю вам с помощью этого приема выучить стихотворение «Жили-Были зайчики)
Подводя итог, выше сказанному хочется сказать, что предложенные методы и приемы, способствуют заучиванию стихотворений детьми с удовольствием.
Вывод: таким образом, базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания и используя разнообразные методы и приёмы, мы создаём благоприятные условия для того, чтобы процесс запоминания стихотворного текста стал лёгким, творческим и эффективным.
Слайд 12.
Дорогу осилит идущий,
поэтому я желаю вам творческих успехов
в нашей интересной
и увлекательной деятельности!