Зинаида Фурзикова
«Традиционный марийский орнамент на костюмах». Мастер-класс
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
Традиционный марийский орнамент на костюмах
Цели:
• Представление выставки изделий "Семицветье вышитых узоров";
• Ознакомление с марийским орнаментом;
• Выполнение куклы из бумажных конусов с использованием геометрического орнамента.
Публикация «„Традиционный марийский орнамент на костюмах“, Мастер-класс» размещена в разделах
- Костюмы и маски своими руками
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Орнамент и узоры
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Темочки
Оборудование: выставка изделий, музыкальный центр, записи марийских мелодий, макет куклы, макеты: платья, фартука и головного убора, альбом с моделями марийской одежды, вырезанные конусы из бумаги для изготовления куклы, картинки с марийским орнаментом, клей, фломастеры.
I_. Представление выставки изделий.
Звучит марийская мелодия, на фоне мелодии зачитывается эпиграф к выставке. Эпиграф:
"Как семицветны наши зори
Когда под утро петухи кричат,
Так семицветны вышивок узоры
На тех вещах, что здесь у нас висят.
Любой стежок здесь к месту, всё так точно,
Деталь и совершенна и мудра.
От вышивки такой светло и ночью.
Такие вот марийцы мастера!"
В. Колумб.
На этой выставке представлены национальная повседневная и праздничная одежда народа мари, полотенце, панно, платочки, головные уборы.
Ознакомление с орнаментом марийской вышивки.
Орнамент - одна из древних форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита (2,6 млн — 150 тыс. лет до н. э). В переводе орнамент от лат. ornemantum — «украшение».
Первоначальные изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита (около 10000 лет до н. э) орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный и наполненный символическим содержанием рисунок.
В орнаменте запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и художественную выразительность.
Орнаментом украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная, женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа, жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.
Многообразны расположения орнамента : резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка, керамика обереги.
Традиционный марийский орнамент на костюмах.
Для марийской вышивки характерны три типа орнамента : геометрический, растительный и зооморфный. Геометрический орнамент - состоит из сочетаний фигур в виде ромбов, квадратов, углов, прямых полос, ломанных и кривых линий, крестов, реже кругов, овалов и сложно-узорных мотивов. Узор строится из разных элементов. Растительный орнамент состоит из цветов, букетов, сложных и простых листьев. Вышивка идёт извилистой линией в виде волнообразной ветки с листьями и цветами. Зооморфный или животный орнамент изображается в виде головок коней, птиц направленных в одну сторону или обращенные друг к другу, часто комбинируются с растительными элементами в виде листьев, цветов и веток. Считалось, что если вышить на своей одежде животных то это спасёт от беды. Часто вышивали утку и лебедя, так как считали, что утка дала начало роду мари, а лебедь - символ добра и красоты.
Орнаментальные композиции получили конкретное выражение в зависимости от назначения и типа одежды, от её кроя. В условных знаках вышивки марийцы в прошлом фиксировали многие понятия о природе и реальной действительности, т. е. они обозначали или смысл вещи, или смысл явления.
Типичной для марийской вышивки является и цветовая гамма. Она состоит в основном из четырё х цветов: красного (в различной тональности и насыщенности, зелёного, синего и чёрного. Доминирующим был красный цвет, добавочные -зелёный, синий, жёлтый, оранжевый - вводились небольшими линиями и пятнами в основной (красный) фон вышивки, оживляя её и придавая ей цветовое богатство. Характерная особенность - чёткое выделение узора при помощи окантовки прямой (контурной) линией.
При изучении марийской национальной одежды невозможно обойти вниманием традиционное исполнение оберегов на мужских и женских рубашках. Вышитые символы всегда несли в себе глубокий философский смысл. Они «своеобразно отражали космогонические и мифологические представления предков марийцев, играли роль оберегов или ритуальных символов, передавали понятие об определённом явлении, связанном с добрым или злым началом
Как и у иных народов, марийский национальный костюм включает в себя головные уборы. Вышивка на головных уборах использовалась не только в качестве украшения. Она указывала на возраст и на социальную принадлежность её владельца, являлась определяющей и специфической для каждой этнической группы. Основным признаком этого этнического различия были головные уборы замужних женщин. Они отличались как по покрою и типу изготовления, способам ношения, так и по принципам декора и распространения тех или иных узоров вышивки.
Каждая деталь костюма и каждая разновидность вышивки имели свой орнамент, который не мог использоваться в вышивке других этнических групп. Традиционным было то, что головные уборы передавались из поколения в поколение и ими особо дорожили марийские женщины. Позором и наказанием для женщины служило "обнажение головы".
На рубеже конца X_X начала XX столетия происходит смена эстетических норм не только в расцветки вышивки, но и в характере орнаментального ритма и узоров. Новые материалы, промышленные нитки, серебряные, медные и фарфоровые пуговицы, русские серебряные монеты, различные промышленные красители, декоративная тесьма, цветные ленты, кружева фабричного изготовления давали возможность внести разнообразие в декор народного костюма, требовали новых технических приёмов их соединения и закрепления. Это в какай-то мере обогащало творческую фантазию вышивальщиц, и вносила новое в декор марийской одежды. Но промышленная продукция наложила и свой отрицательный отпечаток на дальнейшее развитие народного декоративного искусства. Ситец сменяет домотканое полотно, анилиновые краски - цветовую гамму вышивок, растительные рисунки покупных и набивных тканей - традиционный орнамент и технические приёмы исполнения. Широкое распространение получила техника "Глади", которая соответственно привела к значительным изменениям. Орнамент начинает приобретать растительный вид.
Физкультминутка марийская игра «Йолетым шеклане» (звучит марийская мелодия)
III. Практическая часть.
Сегодня мы с вами из бумажных конусов изготовим куклу украшенную марийским орнаментом. Перед вами вырезанные конусы туловища, рукава, макеты фартука, головного убора. Используя марийский орнамент вам необходимо создать свой узор и при помощи фломастера украсить (нарисовать) своё изделие: туловище-платье, рукава, фартук, головной убор-платок, нарисовать голову и все приклеить.
IV. Подведение итогов.
Сегодня мы с вами познакомились с одним из видов марийского орнамента который можно использовать в украшение одежды и изделиях домашнего убранства.