Елена Брызгалина
Мастер-класс «Наша дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Брызгалина Е. В. - воспитатель высшей кв. категории.
Цели: ввести понятие «семья», «культура общения в семье», прививать семейные ценности воспитывать внимательное и уважительное отношение к родителям.
Оборудование: мультимедиа, карточки-слова «семья», «любовь», «забота», «уважение», «радость», «покой», карточки с пословицами, карточки ответы: руки, муравей, спицы, клубок ниток, иголка с нитками, еда, сахар, часы, смайлик весёлый, знак вопроса; сердце большое и маленькие, деревья с листочками, силуэт фигуры человека (большая и маленькая, лист бумаги, фломастеры, цветные карандаши и цветные мелки.
Публикация «Мастер-класс „Наша дружная семья“» размещена в разделах
Ход мастер-класса.
I. Организационный момент.
1. Психологический настрой.
Давайте встанем в круг и поближе познакомиться друг с другом, по – очереди назовем свое имя и на первый звук имени назовем то качество характера, которое по – вашему подходит вам. «Меня зовут Лена, я любознательная».
Уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка. С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.
1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).
2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
3. В семье разлад, так и дому … (не рад).
4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
6. Семья – ключ к … (счастью).
Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никто другой, функция семьи – это психологический тыл, защита, убежище.
Мама, папа, брат и я!
Мы - счастливая семья!
Что может быть семьи дороже?
Здесь ждут тебя всегда с любовью
Теплом встречает отчий дом.
И провожают в путь с добром!
2. Игра «Вставь нужную картинку» Я вам раздам
карточки на которых написаны незаконченные пословицы. Вам необходимо закончить фразу, используя картинку-подсказку. Прочтите и покажите правильный ответ.
Глазам страшно, а ….(руки) сделают (руки).
Трудолюбив как ….(муравей).
Не учись безделью, а учись ….рукоделью (спицы, клубок ниток).
Я без дела не скучаю: шью, вяжу и …. вышиваю! (иголка с нитками).
Без учебы и труда не придет на стол (еда).
Без труда и отдых не … сладок (сахар).
Делу —, потехе — час (часы).
Поспешишь – людей …. насмешишь (смайлик весёлый).
Сделать то не трудно, трудно ….задумать (знак вопроса).
3. А сейчас, присядьте за столы и продолжим дальше. Иногда нам приходится слышать такое выражение «Дружная семья». А какую семью называют дружной? Большое сердце – это наша дружная семья и оно состоит из маленьких сердец. Что должно царить в дружной семье вы сейчас напишите в маленьких сердечках. Давайте назовем и прикрепим подписанные сердечки вокруг большого сердца.
4. Актуализация опорных знаний.
- А что такое семья?
Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе.
- Конечно, замечательно, если семья большая. Однако семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
5. Работа в парах. Ассоциация.
Я предлагаю вам поработать в парах. У вас на столе лежит лист с изображением дерева. Это семья. И лежат листочки от дерева с написанными на них словами. С чем у вас ассоциируется слово семья? Выберите такие листики и положите на основу.
(спокойствие, любовь, добро, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, вражда). А теперь, скажите, какие листочки вы выбрали?
6. Фронтальная работа
- А всегда ли бывает хорошо дома? Наверное, бывает и так, что дети не слушаются родителей, ссорятся с родными братьями и сёстрами. Давайте посмотрим, как вы понимаете друг друга в семье. И сделаем это так: каждый раскрасит одежду фигуркам, лежащим у него на столе, в один из цветов – синий или красный. Большая фигурка-это родители, фигурка поменьше – это ваши дети.
- Если вы дружны – закрасьте эти фигурки в синий цвет, а если вы часто ссоритесь, то в красный.
Поднимите и покажите свои фигурки, что же у вас получилось?
- Посмотрите, какая разноцветная картина взаимопонимания у нас получилась. Конечно же, в любой семье бывают проблемы, недопонимания. Но нужно учиться правильно решать эти проблемы. Поэтому в семье важна «культура общения»
-Подумайте, что такое «культура общения».
(Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение друг к другу).
А сейчас мы с вами поговорим о традициях в семье. Добрые традиции сплачивают семью. Они порождают общность интересов, способствуют уважению в семье, помогают становлению семьи.
Тот, кто вырос в семье, где закрепилось много хорошего, традиционного, легче сможет наладить и свою личную жизнь, свою семью, внесет в нее добрые привычки, нравы, обычаи.
7. Практическая работа. Издавна на Руси была традиция создавать семейный герб, который рассказывал о доблести и отваге каждого члена семьи. Его нежно хранили отцы, защищали в боях дети. Герб передавался из поколения в поколение. Герб был для человека символом, символом семьи, дома, Родины. За него человек в бою отдавал свою жизнь. Вот и наши «семьи – участники», возрождая эту традицию, сейчас придумают герб своей «семьи» и нарисуют его.
(В изображении герба можно использовать первые звуки имен членов семьи, гороскопы, интересы своей семьи и т. д.)
Пока участники выполняют работу, я прочитаю стихотворение:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Давайте посмотрим, что же у нас получилось. У каждой семьи получился свой герб.
ПРИТЧА.
«В давние времена жила удивительно дружная семья. В ней было 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить семью. Когда правитель убедился, что это всё правда. Он спросил главу семьи «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга. Тогда глава семьи взял и написал на листке 100 слов. Правитель быстро прочитал и удивился. На листе 100 раз было написано одно и тоже слово. Что это за слово?» Правильно, это слово - Понимание.
-Запишите это «волшебное» слово на маленьком сердечке и возьмите его с собой. И пусть оно принесёт в ваши семьи счастье.
V. Рефлексия.
- Уважаемые коллеги! Спасибо всем за участие и взаимопонимание! Всего вам доброго! И заключение нашего «Мастер - класса «Наша дружная семья», я предлагаю исполнить всем известную песню «Родительский дом».