артамонова ольга
Налаживание контакта с детьми с РАС при помощи простых развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс:
Тема: «Налаживание контакта с детьми с РАС, при помощи простых развивающих игр»
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения, получение новых знаний и освоение в практической деятельности.
Задачи:
- расширить знания педагогов об использовании развивающих игр для налаживания контакта с детьми с РАС.
- познакомить педагогов с опытом работы: «Налаживание контакта,, при помощи простых развивающих игр»
- расширить интерес к поиску идей по работе с детьми с РАС и способствовать широкому применению их в детском саду
- содействовать формированию эмоциональных, позитивных чувств, настроения.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми с расстройством аутистического спектра;
-практическое освоение участниками мастер-класса специальных знаний, умений, навыков в развитии детей дошкольного возраста с РАС;
-возможность применения педагогами данных упражнений в своей практике.
Ход мастер-класса:
Теоретическая часть.
Налаживание контакта, проникновение в мир ребенка с целью помочь ему войти в общий мир с другими людьми. Это первый этап помощи любому ребенку с РАС. Поскольку проблемы концентрации внимания и налаживания контакта — это базовые нарушения при аутизме, работа над ними должна стать первой задачей родителей, педагогов и других взрослых.
Налаживание контакта: первый шаг.
Налаживание контакта с ребенком (вслед за пробуждением внимания)
необходимо, поскольку практически все обучение в первые годы жизни
основывается на взаимодействии между людьми. Появление контакта создает
у ребенка теплое и доверительное ощущение близости, с которого начинается все социальное и эмоциональное развитие.
Ребенок осваивает причинно-следственные связи и логику, подавая родителям сигналы гримасами, звуками или жестами и получая ответную реакцию. Чтобы этому научиться, ребенок должен контактировать с взрослыми. Раннее налаживание контакта необходимо и для психического
развития ребенка: младенцы, которые его лишены, становятся апатичными и
утрачивают жизнерадостность.
Ребенок, изолированный в собственном мире, может выглядеть спокойным
и уравновешенным, порой даже кажется, что он расслаблен и доволен.
Порой взрослым кажется, что, вовлекая детей в наш общий мир, они ставят перед ними слишком сложные задачи. Но если все происходит должным образом, с теплотой, радостью и доверием, это доставляет удовольствие ребенку. Одинокий, неконтактный ребенок совсем не счастлив.
Участие в отношениях, доставляющих радость, играет колоссальную роль
в развитии детей. Благодаря этому у ребенка появляется желание смотреть и слушать, обращать внимание на зрительные, слуховые, обонятельные и другие внешние ощущения. Если ребенок не чувствует близости к вам - пусть даже вы о нем заботитесь, - почему он должен поворачиваться при звуке вашего голоса, слушать, что вы говорите, или пытаться понять ваши слова? Почему ребенку должно быть интересно, что вы нацепили себе на нос, каковы на ощупь ваши волосы или какого цвета у вас глаза, если вы его не интересуете?
Помимо всего прочего, налаживание контакта помогает детям регулировать собственные эмоции, поскольку благодаря этому им легче сосредоточиться на человеке, который заботится о них больше всех. Нежность и теплота в голосе матери или отца помогают перевозбужденному ребенку успокоиться; теплая и добрая улыбка утешает расстроенного малыша. Когда ребенок научится фокусировать внимание на родных, он со временем сможет делать то же самое и с незнакомыми людьми. Есть большая разница между ребенком, который смотрит на вас, потому что он так приучен или потому, что вы не позволяете ему смотреть в сторону, и ребенком, который хочет смотреть и радуется тому, что видит. Понятно, что если ребенок хочет поддерживать с вами отношения, у него будет возникать желание на вас смотреть хотя бы время от времени. Он может отводить глаза оттого, что ваша улыбка слишком радостна и переполняет его эмоциями, но при этом он все равно хочет быть с вами, просто немного стесняется и проявляет осторожность. Ребенок, который хочет участия в отношениях, спонтанно смотрит на взрослого или прижимается к нему, радуясь ощущению близости, которое он получает благодаря прикосновениям или интонациям, - ведь именно через вас он соприкасается с внешним миром. Налаживание контакта помогает детям ощутить цель или направление своих действий. Например, ребенок, вовлеченный в отношения, захочет потянуться к вам, чтобы вы его обняли или поцеловали, а если вы наденете смешную шляпу, он потянется, чтобы взять ее и нахлобучить себе на голову, потому что ему нравится то, что вы делаете. Когда вы делаете что-то интересное, доставляющее ему удовольствие, ребенок пытается принять в этом участие. Ему хочется не столько прыгать вокруг, размахивая руками, или неотрывно смотреть на вентилятор, сколько играть с вами. Он стремится снять с вас очки, чтобы услышать, как вы возражаете, или жаждет, чтобы вы подставили ладонь и ловили мяч. Благодаря эмоциям и удовольствию, которое ребенку доставляют отношения, его действия становятся более обдуманными и целенаправленными.
Когда контакт налажен, у детей появляется желание общаться. Общение возникает в ходе взаимодействия — шутливого или раздраженного и злого, едва не доходящего до приступов гнева, а также в процессе изучения чего-либо. Самые разные удивительные вещи могут происходить, когда ребенок начнет использовать для общения звуки и жесты. Общение ведет к совместному решению проблем: например, ребенок тянет отца к своим игрушкам, показывает на полку и произносит: «У! У! У!», жестами призывая папу снять с полки игрушку. Но ничего подобного не происходит, если ребенок не контактирует с миром, не вступает в отношения и не получает от них удовольствия. Налаживание контакта также помогает ребенку осваивать расположение вещей в пространстве, поскольку он старается следить глазами за мамой и папой, когда они перемещаются по комнате.
Способы налаживания контакта
Многим родителям и другим близким детей с РАС эта задача может
показаться неразрешимой. Тем, у кого опускаются руки, кому кажется, что
он без конца пробует и все без толку, мы можем только ответить словами, что нет ребенка, с которым нельзя было бы наладить контакт.
Попытки наладить контакт с ребенком, который отключается или не
обращает на вас никакого внимания, могут очень разочаровывать. Иногда
родители просто продолжают говорить и играть, разговаривая сами с собой и
не придавая значения тому, что ребенок не реагирует. Но для развития
взаимодействия важно не пропустить первый шаг - привлечение внимания
ребенка. Разочарованные родители часто перестают выражать эмоции своими интонациями, и поэтому ребенок не втягивается в общение. Но отказываться от выразительных интонаций нельзя. В дополнение к этому нужно снизить темп своих движений, потому что ребенок с расстройством аутистического спектра может теряться, если он не в состоянии за ними уследить. Сенсорная поддержка, например рука, ласково положенная на спину и чуть похлопывая в такт дыханию, тоже помогает привлечь внимание
малыша. Иногда вовлечь ребенка в контакт могут качели, сложенные из рук взрослого: в них сочетается движение, уверенные прикосновения и многообещающие звуки. Для привлечения внимания приходится задействовать все виды восприятия: зачастую вы должны спуститься на пол, чтобы оказаться на одном уровне с ребенком, - тогда он скорее заметит и ощутит ваше присутствие и начнет соотносить с собой то, что вы говорите, ваше выражение лица и ритм голоса. Однажды сумев привлечь внимание ребенка, вы будете втягивать его в общение все больше и больше.
Практическая часть.
Следовать за ребенком
Первый шаг в налаживании контакта - следовать за ребенком, чем бы он ни интересовался. Но что, если интересы ребенка необычны или специфичны, или его интересует совсем не то, что вы хотели бы поощрять? На первом этапе это не должно вас волновать: только разделив с ребенком его интересы и следуя за его инициативой, мы получим первые сведения о том, что он считает важным. Эти вещи могут утратить для него свою значимость по мере того, как мы будем вовлекать его в общий мир, и в сферу его внимания будет попадать что-то новое. Но поначалу единственный способ привлечь к себе интерес ребенка -присоединиться к нему в его мире.
Игра «Платочек»
Если ребенок без конца трет кусочек ткани, мама может просто резко
сказать ему: «Перестань!», чтобы он боялся этого действия, или отобрать у
него ткань и попробовать повернуть его лицо к себе, возможно, вознаградив
его за это конфетой. Но можно рассудить и по-другому: «Он получает хоть
какое-то удовольствие и облегчение, когда трет свою тряпочку; я могу немного потереть ее вместе с ним и поглядеть, смогу ли я попасть в его мир и
понять, что он чувствует». Далее мать может положить ткань себе на лицо и
проверить, потянется ли к ней ребенок. Если он потянется, можно превратить
это в игру, и в конце концов добиться, чтобы малыш потер тканью мамину
руку или нос или даже стал искать тряпочку у нее в руках. Со временем
можно будет говорить от лица куклы, которая «любит кусочки ткани», и так далее. Если взрослый пытается отвлечь ребенка, предлагая ему что-нибудь, чтобы его заинтересовать, ребенок может отступить обратно в свой мир, потому что он почувствует, что взрослого не интересует то, что для него важно. Что, например, мы делаем, когда хотим завязать новое знакомств?
Мы начинаем говорить о том, что, по нашему мнению, может заинтересовать
собеседника, а затем уже можем поболтать и о наших собственных делах. С
ребенком то же самое. Следуя за ним, можно узнать, что его радует и волнует
или успокаивает и расслабляет, и таким образом выяснить, с какой стороны к
нему подойти и как вовлечь его в общение. Важно понимать, что, следуя за ребенком, вы не должны непременно ограничиваться тем, что он делает. После того как вы начнете действовать заодно с ним, например, тереть кусок ткани, вы можете осторожно положить свою руку туда, где он трет, чтобы он вместо ткани тер вашу руку. Таким образом, следуя за ним, вы начнете проникать в его мир, и, возможно, вам удастся вовлечь его во взаимодействие.
Игра «Пятнышко»
Ребенок трет пятнышко на полу. Вы положили руку на «его» место, вторгшись своей рукой в пространство ребенка, но вы с уважением относитесь к его желанию тереть. Есть шанс, что он начнет тереть вашу руку. Но, возможно, этого не произойдет. Можно попробовать проделать это с ребенком, который тер пятнышко на полу, он сдвинет свою руку и станет тереть пятнышко рядом с вашей рукой. Тогда можно передвинуть свою руку на пару сантиметров, туда, где он тер, и он передвинется тоже. Если следить за его лицом, он будет выглядеть слегка озадаченным и даже может мельком взглянуть -это первый раз, когда ребенок посмотрит, -словно спрашивая: «Что ты делаешь?» Когда он снова отодвинется, можно медленнее подвинуть свою руку к его руке. Если попробовать подсунуть свою руку под ладонь ребенка, он может произнести возмущающие звуки: «Ун-н-н! Ун-н-н! Ун-н-н!» его это раздражает. И своим взглядом и озвученным целенаправленным недовольством (вместо случайных звуков, которые ребенок издавал раньше) он признает ваше присутствие и в какой-то степени начнёт взаимодействие с вами, пусть пока и без удовольствия.
Тогда нужно отодвинуть руку, признавая его раздражение и показывая, что вы уважаете его целенаправленный жест. Ребенок будет продолжать тереть пятнышко, и издаваемые им звуки станут более ритмичными: «ун-н-н, ун-н-н, ун-н-н». Тогда нужно присоединиться к нему, начать издавать такие же ритмичные звуки, и немного потер пол рядом с ним. Затем повторять попытки: медленно придвигая к нему свою руку и издавая предупреждающие звуки. Повторить это три-четыре раза, все более игриво и все шире улыбаясь. На пятой попытке он дотронется до вашей руки. На восьмой попытке он потрет вашу руку, словно теперь его любимое пятнышко оказалось на ней.
Затем можно превратить это занятие в игру: ребенок захочет тереть вашу руку, а вы будете отодвигать ее от него, то снова придвигать. Иногда, можно, когда ребенок трет вашу руку, осторожно сжимать ладонь, обхватывая его пальцы, и ему придется издавать звук, чтобы вы его отпустили. Так завязывается игра, а во время второго сеанса, когда вы ее продолжите, ваши усилия будут награждены улыбками. Вы проникнете в мир ребенка; он пойдет на контакт и будет действовать целенаправленно. Вам будет еще очень далеко до постоянного потока эмоциональных сигналов и совместного решения проблем, но выдвигаетесь в этом направлении. Вы сделаете первый шаг на том пути, где действия и слова наделяются значением и ребенок начнет всесторонне развиваться.
Следование за ребенком - это только первый шаг. Чтобы вовлечь ребенка
в общий мир, необходимо приложить фантазию и придумать маневр, который привлечет его внимание, выяснить, что ему может понравиться, а
затем поставить его перед необходимостью сделать маленький шажок в наш
общий мир.
Зрительный контакт важен не как выученный навык, а как осмысленный акт особенно, если у ребенка нарушена коммуникация, и он не привык смотреть в глаза или избегает этого. Я хочу поделиться еще тремя простыми играми -активностями, которые помогут развить эту способность – зрительный контакт, или социальную ссылку.
Ребенок просто знает, что на нас надо смотреть, а зачем он не понимает, потому что зрительный контакт имеет силу и важен только тогда, когда он осмысленный. Дети смотрят на своих партнеров, на людей с кем они взаимодействуют с несколькими целями: чтобы понять, что ему теперь делать, это опасно или не опасно, сюда можно или нельзя. Когда ребенок сталкивается с какой-то неопределенностью, с которой он еще не знает, как действовать, он смотрит на ближайшего взрослого, чтобы понять, можно двигаться навстречу. Если взрослый будет жестами и мимикой показывать все классно-классно, иди – иди, то ребенок продолжает двигаться навстречу, если взрослый показывает мимикой и жестами - нет, то он не будет двигаться навстречу. Дети обращаются к взрослому взглядом тогда, чтобы подтвердить какую-то связь, контакт согласованностью. При этом ребенок смотрит на взрослого: ты видишь, что я нашел, как здорово. Ребенок к нам обращается взглядом, чтобы понять, мы его слышим, на одной волне мы с ним, уделили ему внимание или нет. Именно такие цели у этого зрительного контакта. На самом деле правильно называть не зрительный контакт, а социальная ссылка. Я смотрю на партнера с определенной целью. Эту социальную ссылку нам очень важно развивать.
Есть несколько простых игр, которые мы можем использовать в повседневной жизни.
Сначала мы пробуем наделить силой взгляд ребенка, чтобы он понял силу своего взгляда. Взгляд очень сильная вещь, с помощью него можно договариваться, общаться, сообщать разную информацию, но ребенок с нарушением коммуникации часто не чувствует и не знает этого. Наша задача, чтобы он почувствовал силу своего взгляда.
Игра «Щекоталки»
«Щекоталки» все любят и можно играть в эту игру много и часто. Например, ребенок сидит, а вы приготовились и идете его щекотать, используя жесты, мимику, интонацию и силу голоса, изображая что-то такое, что он понимает, и начинаете на него двигаться: сейчас буду тебя щекотать. Потом вы начинаете двигаться только тога, когда ребенок на вас смотрит. Он на вас смотрит, и вы демонстративно двигаетесь с мимикой и жестами, он отвернулся, вы замерли, он посмотрел, вы идете. Здесь не надо ничего объяснять, просто, когда вы это делаете, ребенок начинает сразу или не сразу понимать правила игры и улавливать суть. Это вот то, что нам нужно, потому что нам очень важно, что вот эта социальная ссылка становится для ребенка интуитивно понятной. Не потому что вы ему дали инструкцию, а он интуитивно чувствует, как это работает. Так играем до тех пор вдвоем с ребенком, когда он это усвоил, можно приглашать в игру третьего человека - папу, старшего брата, бабушку или кого-нибудь еще. Вы можете двигаться к ребенку вместе. На кого он смотрит, тот двигается. Он на вас смотрит: топ-топ, сейчас защекочу, ребенок посмотрел на другого, вы стоите, второй человек двигается, если он отвернулся ото всех, вы замираете все в демонстративной позе. Ребенок теперь понимает, что есть какое-то ожидание, что мы ждем, мы готовы идти щекотать тебя, когда ты посмотришь. В эту игру можно играть много и часто в процессе повседневной жизни.
Игра «Заморозил-отморозил»
Можно играть в эту игру по-разному. Например: вы делаете что-то вместе с ребенком, вы замерли и смотрите на ребенка, можете издать какой-то звук «Ой», «заморозил», чтобы он понял, что вы остановились. Когда ребенок на вас посмотрел вы «ой, отоморозил» и продолжаете свои действия. Вы играете в эту игру, когда у вас ребенком что-то вместе происходит. Вы несете ребенку что-то вкусное, и он этого ожидает. Вы замерли, когда он на вас посмотрел, вы говорите: отморозил, ребенок начинает понимать суть игры, улавливает что это весело : мама поломалась и завелась. Можно использовать разные слова, какие на душу ложатся и которые будут понятны ребенку. Так играем много раз, чтобы помочь ребенку почувствовать насколько его взгляд важен и какой силой обладает. Он может смотреть на кого-то сообщать информацию, устанавливать связь, как-то влиять на окружающий мир. Очень важно, чтобы ребенок понял, что наш взгляд обладает волшебной силой, он тоже может много получить через наш взгляд.
Игра «Посмотри и возьми»
У каждого ребенка есть любимые игрушки, предметы, книжки, которые он знает, где лежат. Они лежат в определенном месте. Вы из этого определенного места убираете. Ребенок хочет взять машинку, а ее там нет. Он смотрит на вас и вы смотрите вместе с ним: «Ой, нет. А я вспомнила, куда положила подсказать?» Подсказывать нужно глазами, мимикой, жестами, головой. Если ребенок не понимает речь, мы много демонстрируем. Первый момент он может не понять и расстроится, постепенно ребенок понимает. Можно вместе с головой, взглядом палец от глаз направить. Вы говорите : «правильно там, иди посмотри,и возьми.» Так ребенок начинает связывать взгляд,который дает информацию, показывает где куда, чему уделить внимание.
Когда мы внедряем подобные игры в нашу обычную жизнь с ребенком, у которого есть проблемы с коммуникацией, то он начинает чувствовать силу и волшебность зрительного контакта. У него есть причина обращаться к собеседнику, чтобы понять больше информации, почувствовать себя с ним на одной волне.