Елена Семенова
Мастер-класс «Технология ознакомления с возможностями органов восприятия и эмоционального состояния человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Технология ознакомления с возможностями органов восприятия и эмоционального состояния человека»
Человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной головы». Именно они дают возможность воспринять многообразие мира, а настроение дает окраску процессу познания. Чем быстрее у маленького ребенка сформируется понятие о том, что у человека есть такие средства восприятия, как глаза, уши, нос, язык, руки, тем более внимательным и бережливым он будет к своим органам чувств. Главное, он будет учиться некоторым операциям рефлексии, то есть пониманию, какой орган чувств дает информацию его мозгу и каким способом эту информацию можно проверить и использовать.
Темочки:
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условия для понимания детьми того, что восприятие окружающего зависит от настроения, чувств и свойств характера человека.
Наглядность: на универсальном пособии (см. титульный лист книги) представлен образ человека с обозначенными органами чувств (глаза, уши, нос, руки, язык). В районе груди схематическое изображение сердца.
Рекомендации: образ человека на универсальном пособии может быть любого возраста и пола, реальный или сказочный.
Технологическая карта ознакомления с возможностями тактильного анализатора.
«Руки – помощники умной головы»
1. Предложить детям показать свои руки, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем : «У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать».
2. Организовать процессы обследования объектов руками. Предложить детям повторять фразы:
«Руки – помощники умной головы»
«Руки трогают, а голова понимает признаки объектов»
«Руки ощущают значения признаков: температура, влажность, рельеф, форма и т. д.». (Фраза сообщается после ознакомления детей с именами признаков: температура, влажность, рельеф, форма и т. д.)
3. На универсальном пособии у человека найти руки и предложить детям самостоятельно сказать об их возможностях.
4. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть руки и они могут дать информацию о значениях признаков умной голове. У человека появляются мысли на основе полученной информации.
5. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с тактильного анализатора.
Примечание.
Возможности тактильного анализатора расширяются за счет присутствия его на коже человека. В частности полость рта является не только вкусовым органом чувств, но и тактильным. Важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста понимали разность вкусовых и тактильных ощущений, появляющихся в полости рта. Например: положив кусочек хлеба в рот, ребенок может рассуждать: «По вкусу хлеб немножко кислый, не соленый (вкусовой анализатор, а еще он сухой и колючий (тактильный анализатор)».
Технологическая карта ознакомления с возможностями зрительного анализатора.
«Глаза – помощники умной головы»
1. Предложить детям посмотреть в зеркало на свои глаза, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем : «У нас есть глаза, и ими можно увидеть объекты. Глаза могут ощущать».
2. Организовать процессы рассматривания объектов глазами. Предложить детям повторять фразы:
«Глаза – помощники умной головы»
«Глаза смотрят, а голова «видит» и понимает признаки объектов»
«Глаза ощущают значения признаков: цвет, форма, размер и т. д.» (Фраза сообщается после ознакомления детей с именами признаков: цвет, размер, форма и т. д.)
3. На универсальном пособии у образа человека найти глаза и предложить детям самостоятельно сказать об их возможностях.
4. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть глаза и они могут дать информацию голове о значениях признаков. У человека появляются мысли на основе полученной информации.
5. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной со зрительного анализатора.
Примечание.
Зрительный анализатор дает большое количество информации человеческому мозгу. В тоже время достоверность информации проверяется другими анализаторами или исследовательскими действиями.
Например:
- глаза человека дают информацию, о том, что хвойный лес вдалеке голубого цвета. Необходимо подойти поближе, и увидеть изменение цвета;
- стол кажется мокрым, такую информацию дает зрительный анализатор. Надо потрогать рукой, чтобы убедиться в обратном: стол сухой, но блестящий. Фиксируется обман зрения, рука – контролер правильности воспринимаемых ощущений.
Технологическая карта ознакомления с возможностями слухового анализатора.
«Уши – помощники умной головы»
1. Предложить детям посмотреть в зеркало на свои уши, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем : «У нас есть уши, и ими можно слушать звуки, которые издают объекты. Уши могут ощущать».
2. Организовать воспроизведения звуков разными объектами. Предложить детям повторять фразы:
«Уши – помощники умной головы»
«Уши слушают, а голова «слышит» и понимает признаки звуков».
3. На универсальном пособии у образа человека найти уши и предложить детям самостоятельно сказать об их возможностях. (Фраза сообщается после ознакомления детей с именем признака звук и его значениями: громко – тихо, высоко – низко и т. д.)
4. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть уши и они могут дать информацию голове о значениях признаков звука. У человека появляются мысли на основе полученной информации.
5. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной со слухового анализатора.
Примечание.
При описании звуков важно использовать прилагательные, характеризующие звук.
Например:
- стул упал, и мы услышали глухой, громкий звук;
- металлофон издает звонкий и разный по громкости звук, если использовать специальные молоточки.
Звуки издают все объекты при взаимодействии или воздействии на них. Слуховой анализатор человека имеет ограниченные возможности, из-за этого мы слышим не все звуки.
Технологическая карта ознакомления с возможностями вкусового анализатора.
«Язык – помощник умной головы»
1. Предложить детям посмотреть в зеркало на свой язык, сосредоточить на нем внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем : «У нас есть язык, и им можно пробовать объекты на вкус. Язык может ощущать вкус».
2. Организовать процессы определения съедобных объектов на вкус. Предложить детям повторять фразы:
«Язык – помощник умной головы»
«Язык пробует, а голова понимает значения признака «вкус» у объектов» (Фраза сообщается после ознакомления детей со значениями признака вкус: кислый, сладкий, приятный и т. д.)
3. На универсальном пособии у образа человека найти язык и предложить детям самостоятельно сказать о его возможностях.
4. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть язык и он может дать голове информацию о значениях признака «вкус». У человека появляются мысли на основе полученной информации.
5. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с вкусового анализатора.
Примечание:
Полость рта является не только вкусовым органом чувств, но и тактильным. Важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста понимали разность вкусовых и тактильных ощущений, появляющихся в полости рта. Например: положив кусочек хлеба в рот, ребенок может рассуждать: «По вкусу хлеб немножко кислый, не соленый (вкусовой анализатор, а еще он сухой и колючий (тактильный анализатор)».
Технологическая карта ознакомления с возможностями обонятельного анализатора.
«Нос – помощник умной головы»
1. Предложить детям посмотреть в зеркало на свой нос, сосредоточить на нем свое внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем : «У нас есть нос, и им можно нюхать объекты. Нос может ощущать запах».
2. Организовать процессы обследования запахов объектов носом. Предложить детям повторять фразы:
«Нос – помощник умной головы»
«Нос нюхает, а голова понимает значения признака «запах» у объектов» (Фраза сообщается после ознакомления детей со значениями признака запах: резкий, слабый, химический, ванильный и т. д.)
3. На универсальном пособии у образа человека найти нос и предложить детям самостоятельно сказать о его возможностях.
4. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть нос и он может дать голове информацию о значениях признака «запах». У человека появляются мысли на основе полученной информации.
5. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с обонятельного анализатора.
Примечание:
Запахом обладает любой объект окружающего мира. Возможности обонятельного анализатора у человека ограничены. При описании значений признака «запах» целесообразно использовать прилагательные: лимонный, бензиновый и т. д. запахи.
Технологическая карта ознакомления с миром эмоций.
«Сердце дарит нам настроение»
1. Предложить детям определить свое настроение или настроение кого-либо (реальный объект или на картине). Повторить фразу, сказанную воспитателем : «У нас есть настроение, и оно идет от сердца. Сердце может подсказать нам наше настроение».
2. Организовать процессы обследования признаков объектов различными анализаторами, при условии разности настроений. Предложить детям повторять фразы:
«Когда мне весело, то солнце светит ярче, а мороженное вкуснее».
«Когда мне грустно, то вид игрушки мне не нравится, а суп пахнет не вкусно».
«Настроение улучшает или ухудшает значения признаков для меня».
«Одно и то же значение кого-то признака может восприниматься по - разному, в зависимости от настроения».
3. На универсальном пособии (у образа человека) найти сердце и предложить детям самостоятельно сказать о возможных настроениях человека.
4. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть настроение и от него зависит степень восприятия признаков объектов. У человека появляются мысли в зависимости от эмоционального состояния.
5. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с эмоциональным отношением к информации, полученной с анализаторов.
Примечание:
Целесообразно воспитателю собрать копилку свойств характера, эмоциональных характеристик человека. С помощью них устраивать тренинги с детьми старшего дошкольного возраста: например, свойства характера – злобность (злая баба Яга) и добродушие (Дюймовочка) воспринимает одни и те же значения признаков объекта (Аленький цветочек) по-разному. Баба Яга, смотря на цветок, злится и ненавидит алый цвет и душистый запах, а Дюймовочка радуется яркому цвету и цветочному запаху.
Необходимо обсуждать с детьми значение признаков объектов при разных эмоциональных состояниях и не видеть проблемы в признаке объекта. Проблема в эмоциональном состоянии человека : надо уметь менять точку зрения на события и понимать свое настроение