Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Средства профилактики нарушений осанки у дошкольников»

Людмила Борисовна Сафронова
Мастер-класс для педагогов «Средства профилактики нарушений осанки у дошкольников»

Мастер класс на тему: «Средства профилактики нарушений осанки у дошкольников"

Темой мастер – класса является - нарушения осанки и средства их профилактики у детей дошкольного возраста.

Форма работы с педагогами направлена на практическое освоение техники упражнений, способствующих укреплению мышц спины, пресса, ног.

Цель: повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения данных упражнений, в утреннюю гимнастику, физкультминутку, как средства повышения профилактики нарушения осанки дошкольников.

Задачи:

- создать условия для организации работы по профилактике и предупреждению нарушений осанки через организацию специальных мероприятий;

- обозначить для родителей важность проблемы, познакомить с причинами возникновения нарушений осанки, приемами укрепления мышц спины;

- дать детям понятие о правильной осанке, познакомить с приемами укрепления мышц опорно-двигательного аппарата;

- повысить уровень развития двигательных умений и навыков у детей.

Актуальность: на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Число заболеваний увеличивается с каждым годом, несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом они «молодеют» уже среди воспитанников детских садов: большинство детей страдают хроническими заболеваниями, умственной и эмоциональной заторможенностью, нарушением опорно-двигательного аппарата.

Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного возраста являются дефекты осанки. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения и морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Их предупреждение-задача не только педиатров, но и педагогов.

Дошкольный возраст - период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка неустойчива.

В связи с этим возрастает значении организации профилактической работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно, и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

Факторов, провоцирующих неестественное положение физиологичных изгибов позвоночника много. Следует выделить несколько основных:

1. Аномалии плода.

2. Генетические заболевания.

3. Отягощенная беременность.

4. Плохое питание матери в период внутриутробного развития малыша.

5. Отсутствие разумной физической нагрузки, приводящее к дисбалансу костно-мышечного аппарата и как следствие, нарушению осанки.

Какие бывают нарушения осанки.

1) Вялая осанка: голова опущена, мышцы груди в тонусе, лопатки отведены, плечи покаты, живот может выпирать, ноги немного согнуты в коленях.

При этом нарушении необходимо укреплять мышцы всей спины, ног, ягодицы.

2) Гиперкифоз (сутулость): голова выдвинута вперед, плечи сведены вперед, выпячен живот, живот не всегда. При отсутствии лордоза может не быть выпячен живот. Мышцы спины грудного отдела очень слабые, малая ромбовидная слабая, мышцы груди в тонусе.

При этом нарушении необходимо укреплять малую ромбовидную мышцу (приводящую лопатки, растягивать, расслаблять грудные мышцы.

3) Гиперлордоз: чрезмерный прогиб позвоночника, поясничного отдела, слабые мышцы живота, сильно перенапряжены.

При этом нарушении необходимо укреплять мышцы брюшного пресса, расслаблять подвздошно-поясничную мышцу. Мышцы спины поясничного отдела.

Сколиоз, степени сколиоза.

Сколиоз: боковое искривление позвоночника. Асимметрия плеч.

Что необходимо делать?

- Сторону, где плечо выше, укрепить мышцы спины, где плече ниже, мышцы в тонусе, их нужно расслабить, растянуть.

1 степень

Для этой стадии характерно наименьшее искривление позвоночника – не более, чем на 10 градусов. Многие представители современной медицины почему-то считают первую степень сколиоза очень опасной и уверяют, что у детей имеются серьёзные проблемы с позвоночником, которые грозят большой опасностью для здоровья в будущем.

Справедливости ради следует заметить, что эти педиатры не правы. Сколиоз первой и даже второй степени не представляет серьёзной угрозы здоровью и жизни человека, по сути это не дефект, а вариант нормы. Кроме того, при сколиозе первой степени позвоночник можно очень легко «выровнять» с помощью специальной гимнастики.

2 степень

Для этой степени характерно искривление позвоночника вбок на угол от 11 до 25 градусов (сильнее, чем для первой степени).

Если в случае сколиоза первой степени можно не обращать внимание на его наличие, то при второй степени этого делать ни в коем случае нельзя. Дело в том, что вторая степень сколиоза говорит о том, что он прогрессирует и в случае отсутствия лечения перейдет в третью, а за тем и в четвертую стадию. Лечение второй степени сколиоза также не является сложным. Оно также осуществляется с помощью специальной гимнастики. При отсутствии надлежащего лечения болезнь будет прогрессировать очень быстро. Следует обратиться к врачу, к ортопеду, поскольку такой диагноз ставится только на основании рентгеновского снимка. Если же диагноз подтвержден ортопедом, следует немедленно начать лечение, чтобы не допустить перехода сколиоза в третью степень.

3 степень

Для этой степени характерно искривление позвоночника вбок на угол от 26 до 50 градусов.

Эта степень сколиоза уже считается дефектом. Она требует длительного и серьезного лечения. Очень важным является если не вылечить сколиоз третьей степени, то хотя бы сделать так, чтобы он не прогрессировал.

4 степень

Эта стадия характеризуется отклонением больше, нежели на 50 градусов.

Это самая тяжелая форма сколиотического искривления позвоночника. Лечение этой стадии очень затруднительно и требует огромных усилий. (автор К. М. Н., академик РАМТН М. А. Бобырь).

С чего начинается сколиоз?

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер.

Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника, дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка, кривошея.

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами чаще являются недостаточная физическая активность, несоответствие мебели (стола, стула) росту ребенка, не правильная поза за столом во время занятий или еды и пр. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Из общедоступных и несложных физических упражнений, которые являются средством профилактики нарушений осанки у детей, могут выполняться в домашних условиях:

- самовытяжение, которое дети называют «потягушками», в положении лежа несколько раз в течение дня с обязательным выполнением их утром после ночного сна, а также после дневного сна и отдыха;

- обучение осанке у стены, заключающееся в том, что ребенок становится спиной к стене; пятками, задними поверхностями голеней ягодицами, лопатками и затылком касаясь ее; при этом между туловищем ребенка и стеной в области шеи и талии образуются небольшие промежутки; продолжительность выполнения такого упражнения 3-5 минут;

- ношение предмета (например, книги) на голове со специально изготовленным кругом-нимбом также по 5-7 минут несколько раз на протяжении дня;

- поочередное вытягивание рук вперед со сжатыми кулаками в положении лежа на животе с одновременным приподниманием плечевого пояса; важно голову не задирать.

- ритмичное поднимание и опускание вытянутых в стороны рук в положении лежа на животе с одновременным приподниманием головы и плечевого пояса; важно голову не задирать.

- вытягивание рук вперед в положении лежа на животе с последующим плавным отведением их через стороны к бедрам с одновременным приподниманием головы и туловища; важно голову не задирать.

- занятия на специально подготовленном спортивном снаряде путем укрепления на стене на уровне глаз ребенка двух резиновых полос длиной 1 метр и шириной 2-3 см; ребенок становится перед снарядом, берет в руки свободные концы резиновых полос и начинает поочередно растягивать их, подобно движениям рук лыжника (путем приведения лопаток).

Детям с нарушениями осанки и сколиозами не рекомендуются физические упражнения, сопровождающиеся вертикальными нагрузками на позвоночник, а также бег и прыжки.

Для профилактики сколиоза и плоскостопия используем несколько комплексов утренней гимнастики.

Комплекс упражнений с гимнастической палкой.

1. Ходьба: - на носочках (если нет гипер тонуса икроножной мышцы) на пятках, на внешней на внутренней стороне стопы ;

– ходьба по ребристой доске, по дорожке следов, по шнуру из пробок, по канату, собирать карандаши пальцами ног.

2. ОРУ:

«Подними палку» И. п. -стойка ноги слегка расставлены, палка в руках на лопатках. 1-2 – руки вверх; 3-4 – и. п. 10-12 раз

«Наклоны» И. п. - стойка ноги слегка расставлены, палка впереди в вытянутых руках на уровне груди. 1-2 – руки вверх, прогнуть спину; 3-4 – наклониться вперед;

5-6 – выпрямиться; 7-8 – прижать палку к груди; 9-10 – и. п. 10-12 раз.

«Весы» И. п. – сидя, ноги скрестно, руки с палкой на бедрах 1-2 – руки вверх, наклон в правую сторону; 3-4 – и. п. То же в левую сторону 10-12 раз.

«Пресс» И. п. – лежа на спине, палка в руках на бедрах 1-4 – сгибая ноги в коленях, приблизить их к груди, одновременно поднять руки вперед, коснутся палкой стоп 8 раз.

«Потянись» И. п. – лежа на животе, палка впереди в вытянутых руках 1-4 -на вдох руки подтянуть к груди сведя лопатки; 5-8 – и. п. 10-12 раз.

«Приседания» И. п. – основная стойка, палка в руках в низу:1-2 присели, палка вперед ; 3-4 – встали палка в низ. 10-12 раз.

«На турнике» И. п. – основная стойка палка на лопатках 1-2 поворот в право;

3-4 поворот в лево выполнять медленно 6 раз.

3. Ходьба в спокойном темпе, на вдохе, руки через стороны вверх, на выдох вниз.

Очень важно, чтобы все эти профилактические и лечебные мероприятия стали бы системой, образом жизни ребенка, а не выполнялись бы «время от времени». Только постоянное внимание к физическому здоровью ребенка может обеспечить его гармоничное развитие и формирование правильной осанки.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дидактическое пособие «Послушный ветерок» как средство профилактики фонетических нарушений старших дошкольниковДидактическое пособие «Послушный ветерок» как средство профилактики фонетических нарушений старших дошкольников Актуальность У детей с речевыми нарушениями, как правило, наблюдаются слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой речи неравномерное распределение.

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зренияГимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Средства профилактики нарушений осанки у дошкольников»
Опубликовано: 4 октября 2024 в 11:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Средства профилактики нарушений осанки у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Борисовна Сафронова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 октября. День гражданской обороны МЧС России. Передвижки по безопасности

Главная задача гражданской обороны – это уберечь население во время разнообразных чрезвычайных происшествий и катаклизмов. Люди должны уметь пользоваться средствами защиты, уметь оказать помощь друг другу...

3 октября День рождения С.Есенин. Передвижка

3 октября исполняется 129 лет со дня рождения великого русского поэта — Сергея Есенина (1895), чьи стихи называют символом русской души. Поэта, воспевавшего красоту родной природы, любят читатели всех...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД