Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Средства профилактики нарушений осанки у дошкольников»

Людмила Борисовна Сафронова
Мастер-класс для педагогов «Средства профилактики нарушений осанки у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер класс на тему: «Средства профилактики нарушений осанки у дошкольников"

Темой мастер – класса является - нарушения осанки и средства их профилактики у детей дошкольного возраста.

Форма работы с педагогами направлена на практическое освоение техники упражнений, способствующих укреплению мышц спины, пресса, ног.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Средства профилактики нарушений осанки у дошкольников“» размещена в разделах

Цель: повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения данных упражнений, в утреннюю гимнастику, физкультминутку, как средства повышения профилактики нарушения осанки дошкольников.

Задачи:

- создать условия для организации работы по профилактике и предупреждению нарушений осанки через организацию специальных мероприятий;

- обозначить для родителей важность проблемы, познакомить с причинами возникновения нарушений осанки, приемами укрепления мышц спины;

- дать детям понятие о правильной осанке, познакомить с приемами укрепления мышц опорно-двигательного аппарата;

- повысить уровень развития двигательных умений и навыков у детей.

Актуальность: на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Число заболеваний увеличивается с каждым годом, несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом они «молодеют» уже среди воспитанников детских садов: большинство детей страдают хроническими заболеваниями, умственной и эмоциональной заторможенностью, нарушением опорно-двигательного аппарата.

Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного возраста являются дефекты осанки. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения и морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Их предупреждение-задача не только педиатров, но и педагогов.

Дошкольный возраст - период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка неустойчива.

В связи с этим возрастает значении организации профилактической работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно, и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

Факторов, провоцирующих неестественное положение физиологичных изгибов позвоночника много. Следует выделить несколько основных:

1. Аномалии плода.

2. Генетические заболевания.

3. Отягощенная беременность.

4. Плохое питание матери в период внутриутробного развития малыша.

5. Отсутствие разумной физической нагрузки, приводящее к дисбалансу костно-мышечного аппарата и как следствие, нарушению осанки.

Какие бывают нарушения осанки.

1) Вялая осанка: голова опущена, мышцы груди в тонусе, лопатки отведены, плечи покаты, живот может выпирать, ноги немного согнуты в коленях.

При этом нарушении необходимо укреплять мышцы всей спины, ног, ягодицы.

2) Гиперкифоз (сутулость): голова выдвинута вперед, плечи сведены вперед, выпячен живот, живот не всегда. При отсутствии лордоза может не быть выпячен живот. Мышцы спины грудного отдела очень слабые, малая ромбовидная слабая, мышцы груди в тонусе.

При этом нарушении необходимо укреплять малую ромбовидную мышцу (приводящую лопатки, растягивать, расслаблять грудные мышцы.

3) Гиперлордоз: чрезмерный прогиб позвоночника, поясничного отдела, слабые мышцы живота, сильно перенапряжены.

При этом нарушении необходимо укреплять мышцы брюшного пресса, расслаблять подвздошно-поясничную мышцу. Мышцы спины поясничного отдела.

Сколиоз, степени сколиоза.

Сколиоз: боковое искривление позвоночника. Асимметрия плеч.

Что необходимо делать?

- Сторону, где плечо выше, укрепить мышцы спины, где плече ниже, мышцы в тонусе, их нужно расслабить, растянуть.

1 степень

Для этой стадии характерно наименьшее искривление позвоночника – не более, чем на 10 градусов. Многие представители современной медицины почему-то считают первую степень сколиоза очень опасной и уверяют, что у детей имеются серьёзные проблемы с позвоночником, которые грозят большой опасностью для здоровья в будущем.

Справедливости ради следует заметить, что эти педиатры не правы. Сколиоз первой и даже второй степени не представляет серьёзной угрозы здоровью и жизни человека, по сути это не дефект, а вариант нормы. Кроме того, при сколиозе первой степени позвоночник можно очень легко «выровнять» с помощью специальной гимнастики.

2 степень

Для этой степени характерно искривление позвоночника вбок на угол от 11 до 25 градусов (сильнее, чем для первой степени).

Если в случае сколиоза первой степени можно не обращать внимание на его наличие, то при второй степени этого делать ни в коем случае нельзя. Дело в том, что вторая степень сколиоза говорит о том, что он прогрессирует и в случае отсутствия лечения перейдет в третью, а за тем и в четвертую стадию. Лечение второй степени сколиоза также не является сложным. Оно также осуществляется с помощью специальной гимнастики. При отсутствии надлежащего лечения болезнь будет прогрессировать очень быстро. Следует обратиться к врачу, к ортопеду, поскольку такой диагноз ставится только на основании рентгеновского снимка. Если же диагноз подтвержден ортопедом, следует немедленно начать лечение, чтобы не допустить перехода сколиоза в третью степень.

3 степень

Для этой степени характерно искривление позвоночника вбок на угол от 26 до 50 градусов.

Эта степень сколиоза уже считается дефектом. Она требует длительного и серьезного лечения. Очень важным является если не вылечить сколиоз третьей степени, то хотя бы сделать так, чтобы он не прогрессировал.

4 степень

Эта стадия характеризуется отклонением больше, нежели на 50 градусов.

Это самая тяжелая форма сколиотического искривления позвоночника. Лечение этой стадии очень затруднительно и требует огромных усилий. (автор К. М. Н., академик РАМТН М. А. Бобырь).

С чего начинается сколиоз?

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер.

Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника, дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка, кривошея.

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами чаще являются недостаточная физическая активность, несоответствие мебели (стола, стула) росту ребенка, не правильная поза за столом во время занятий или еды и пр. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Из общедоступных и несложных физических упражнений, которые являются средством профилактики нарушений осанки у детей, могут выполняться в домашних условиях:

- самовытяжение, которое дети называют «потягушками», в положении лежа несколько раз в течение дня с обязательным выполнением их утром после ночного сна, а также после дневного сна и отдыха;

- обучение осанке у стены, заключающееся в том, что ребенок становится спиной к стене; пятками, задними поверхностями голеней ягодицами, лопатками и затылком касаясь ее; при этом между туловищем ребенка и стеной в области шеи и талии образуются небольшие промежутки; продолжительность выполнения такого упражнения 3-5 минут;

- ношение предмета (например, книги) на голове со специально изготовленным кругом-нимбом также по 5-7 минут несколько раз на протяжении дня;

- поочередное вытягивание рук вперед со сжатыми кулаками в положении лежа на животе с одновременным приподниманием плечевого пояса; важно голову не задирать.

- ритмичное поднимание и опускание вытянутых в стороны рук в положении лежа на животе с одновременным приподниманием головы и плечевого пояса; важно голову не задирать.

- вытягивание рук вперед в положении лежа на животе с последующим плавным отведением их через стороны к бедрам с одновременным приподниманием головы и туловища; важно голову не задирать.

- занятия на специально подготовленном спортивном снаряде путем укрепления на стене на уровне глаз ребенка двух резиновых полос длиной 1 метр и шириной 2-3 см; ребенок становится перед снарядом, берет в руки свободные концы резиновых полос и начинает поочередно растягивать их, подобно движениям рук лыжника (путем приведения лопаток).

Детям с нарушениями осанки и сколиозами не рекомендуются физические упражнения, сопровождающиеся вертикальными нагрузками на позвоночник, а также бег и прыжки.

Для профилактики сколиоза и плоскостопия используем несколько комплексов утренней гимнастики.

Комплекс упражнений с гимнастической палкой.

1. Ходьба: - на носочках (если нет гипер тонуса икроножной мышцы) на пятках, на внешней на внутренней стороне стопы ;

– ходьба по ребристой доске, по дорожке следов, по шнуру из пробок, по канату, собирать карандаши пальцами ног.

2. ОРУ:

«Подними палку» И. п. -стойка ноги слегка расставлены, палка в руках на лопатках. 1-2 – руки вверх; 3-4 – и. п. 10-12 раз

«Наклоны» И. п. - стойка ноги слегка расставлены, палка впереди в вытянутых руках на уровне груди. 1-2 – руки вверх, прогнуть спину; 3-4 – наклониться вперед;

5-6 – выпрямиться; 7-8 – прижать палку к груди; 9-10 – и. п. 10-12 раз.

«Весы» И. п. – сидя, ноги скрестно, руки с палкой на бедрах 1-2 – руки вверх, наклон в правую сторону; 3-4 – и. п. То же в левую сторону 10-12 раз.

«Пресс» И. п. – лежа на спине, палка в руках на бедрах 1-4 – сгибая ноги в коленях, приблизить их к груди, одновременно поднять руки вперед, коснутся палкой стоп 8 раз.

«Потянись» И. п. – лежа на животе, палка впереди в вытянутых руках 1-4 -на вдох руки подтянуть к груди сведя лопатки; 5-8 – и. п. 10-12 раз.

«Приседания» И. п. – основная стойка, палка в руках в низу:1-2 присели, палка вперед ; 3-4 – встали палка в низ. 10-12 раз.

«На турнике» И. п. – основная стойка палка на лопатках 1-2 поворот в право;

3-4 поворот в лево выполнять медленно 6 раз.

3. Ходьба в спокойном темпе, на вдохе, руки через стороны вверх, на выдох вниз.

Очень важно, чтобы все эти профилактические и лечебные мероприятия стали бы системой, образом жизни ребенка, а не выполнялись бы «время от времени». Только постоянное внимание к физическому здоровью ребенка может обеспечить его гармоничное развитие и формирование правильной осанки.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дидактическое пособие «Послушный ветерок» как средство профилактики фонетических нарушений старших дошкольниковДидактическое пособие «Послушный ветерок» как средство профилактики фонетических нарушений старших дошкольников Актуальность У детей с речевыми нарушениями, как правило, наблюдаются слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой речи неравномерное распределение.

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зренияГимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.

Консультация для педагогов «Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения» За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Средства профилактики нарушений осанки у дошкольников»
Опубликовано: 4 октября 2024 в 11:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Средства профилактики нарушений осанки у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Борисовна Сафронова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД