Людмила Борисовна Сафронова
Мастер-класс для педагогов «Средства профилактики нарушений осанки у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс на тему: «Средства профилактики нарушений осанки у дошкольников"
Темой мастер – класса является - нарушения осанки и средства их профилактики у детей дошкольного возраста.
Форма работы с педагогами направлена на практическое освоение техники упражнений, способствующих укреплению мышц спины, пресса, ног.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Средства профилактики нарушений осанки у дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Цель: повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения данных упражнений, в утреннюю гимнастику, физкультминутку, как средства повышения профилактики нарушения осанки дошкольников.
Задачи:
- создать условия для организации работы по профилактике и предупреждению нарушений осанки через организацию специальных мероприятий;
- обозначить для родителей важность проблемы, познакомить с причинами возникновения нарушений осанки, приемами укрепления мышц спины;
- дать детям понятие о правильной осанке, познакомить с приемами укрепления мышц опорно-двигательного аппарата;
- повысить уровень развития двигательных умений и навыков у детей.
Актуальность: на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Число заболеваний увеличивается с каждым годом, несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом они «молодеют» уже среди воспитанников детских садов: большинство детей страдают хроническими заболеваниями, умственной и эмоциональной заторможенностью, нарушением опорно-двигательного аппарата.
Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного возраста являются дефекты осанки. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения и морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Их предупреждение-задача не только педиатров, но и педагогов.
Дошкольный возраст - период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка неустойчива.
В связи с этим возрастает значении организации профилактической работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно, и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
Факторов, провоцирующих неестественное положение физиологичных изгибов позвоночника много. Следует выделить несколько основных:
1. Аномалии плода.
2. Генетические заболевания.
3. Отягощенная беременность.
4. Плохое питание матери в период внутриутробного развития малыша.
5. Отсутствие разумной физической нагрузки, приводящее к дисбалансу костно-мышечного аппарата и как следствие, нарушению осанки.
Какие бывают нарушения осанки.
1) Вялая осанка: голова опущена, мышцы груди в тонусе, лопатки отведены, плечи покаты, живот может выпирать, ноги немного согнуты в коленях.
При этом нарушении необходимо укреплять мышцы всей спины, ног, ягодицы.
2) Гиперкифоз (сутулость): голова выдвинута вперед, плечи сведены вперед, выпячен живот, живот не всегда. При отсутствии лордоза может не быть выпячен живот. Мышцы спины грудного отдела очень слабые, малая ромбовидная слабая, мышцы груди в тонусе.
При этом нарушении необходимо укреплять малую ромбовидную мышцу (приводящую лопатки, растягивать, расслаблять грудные мышцы.
3) Гиперлордоз: чрезмерный прогиб позвоночника, поясничного отдела, слабые мышцы живота, сильно перенапряжены.
При этом нарушении необходимо укреплять мышцы брюшного пресса, расслаблять подвздошно-поясничную мышцу. Мышцы спины поясничного отдела.
Сколиоз, степени сколиоза.
Сколиоз: боковое искривление позвоночника. Асимметрия плеч.
Что необходимо делать?
- Сторону, где плечо выше, укрепить мышцы спины, где плече ниже, мышцы в тонусе, их нужно расслабить, растянуть.
1 степень
Для этой стадии характерно наименьшее искривление позвоночника – не более, чем на 10 градусов. Многие представители современной медицины почему-то считают первую степень сколиоза очень опасной и уверяют, что у детей имеются серьёзные проблемы с позвоночником, которые грозят большой опасностью для здоровья в будущем.
Справедливости ради следует заметить, что эти педиатры не правы. Сколиоз первой и даже второй степени не представляет серьёзной угрозы здоровью и жизни человека, по сути это не дефект, а вариант нормы. Кроме того, при сколиозе первой степени позвоночник можно очень легко «выровнять» с помощью специальной гимнастики.
2 степень
Для этой степени характерно искривление позвоночника вбок на угол от 11 до 25 градусов (сильнее, чем для первой степени).
Если в случае сколиоза первой степени можно не обращать внимание на его наличие, то при второй степени этого делать ни в коем случае нельзя. Дело в том, что вторая степень сколиоза говорит о том, что он прогрессирует и в случае отсутствия лечения перейдет в третью, а за тем и в четвертую стадию. Лечение второй степени сколиоза также не является сложным. Оно также осуществляется с помощью специальной гимнастики. При отсутствии надлежащего лечения болезнь будет прогрессировать очень быстро. Следует обратиться к врачу, к ортопеду, поскольку такой диагноз ставится только на основании рентгеновского снимка. Если же диагноз подтвержден ортопедом, следует немедленно начать лечение, чтобы не допустить перехода сколиоза в третью степень.
3 степень
Для этой степени характерно искривление позвоночника вбок на угол от 26 до 50 градусов.
Эта степень сколиоза уже считается дефектом. Она требует длительного и серьезного лечения. Очень важным является если не вылечить сколиоз третьей степени, то хотя бы сделать так, чтобы он не прогрессировал.
4 степень
Эта стадия характеризуется отклонением больше, нежели на 50 градусов.
Это самая тяжелая форма сколиотического искривления позвоночника. Лечение этой стадии очень затруднительно и требует огромных усилий. (автор К. М. Н., академик РАМТН М. А. Бобырь).
С чего начинается сколиоз?
Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер.
Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника, дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка, кривошея.
Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами чаще являются недостаточная физическая активность, несоответствие мебели (стола, стула) росту ребенка, не правильная поза за столом во время занятий или еды и пр. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.
Из общедоступных и несложных физических упражнений, которые являются средством профилактики нарушений осанки у детей, могут выполняться в домашних условиях:
- самовытяжение, которое дети называют «потягушками», в положении лежа несколько раз в течение дня с обязательным выполнением их утром после ночного сна, а также после дневного сна и отдыха;
- обучение осанке у стены, заключающееся в том, что ребенок становится спиной к стене; пятками, задними поверхностями голеней ягодицами, лопатками и затылком касаясь ее; при этом между туловищем ребенка и стеной в области шеи и талии образуются небольшие промежутки; продолжительность выполнения такого упражнения 3-5 минут;
- ношение предмета (например, книги) на голове со специально изготовленным кругом-нимбом также по 5-7 минут несколько раз на протяжении дня;
- поочередное вытягивание рук вперед со сжатыми кулаками в положении лежа на животе с одновременным приподниманием плечевого пояса; важно голову не задирать.
- ритмичное поднимание и опускание вытянутых в стороны рук в положении лежа на животе с одновременным приподниманием головы и плечевого пояса; важно голову не задирать.
- вытягивание рук вперед в положении лежа на животе с последующим плавным отведением их через стороны к бедрам с одновременным приподниманием головы и туловища; важно голову не задирать.
- занятия на специально подготовленном спортивном снаряде путем укрепления на стене на уровне глаз ребенка двух резиновых полос длиной 1 метр и шириной 2-3 см; ребенок становится перед снарядом, берет в руки свободные концы резиновых полос и начинает поочередно растягивать их, подобно движениям рук лыжника (путем приведения лопаток).
Детям с нарушениями осанки и сколиозами не рекомендуются физические упражнения, сопровождающиеся вертикальными нагрузками на позвоночник, а также бег и прыжки.
Для профилактики сколиоза и плоскостопия используем несколько комплексов утренней гимнастики.
Комплекс упражнений с гимнастической палкой.
1. Ходьба: - на носочках (если нет гипер тонуса икроножной мышцы) на пятках, на внешней на внутренней стороне стопы ;
– ходьба по ребристой доске, по дорожке следов, по шнуру из пробок, по канату, собирать карандаши пальцами ног.
2. ОРУ:
«Подними палку» И. п. -стойка ноги слегка расставлены, палка в руках на лопатках. 1-2 – руки вверх; 3-4 – и. п. 10-12 раз
«Наклоны» И. п. - стойка ноги слегка расставлены, палка впереди в вытянутых руках на уровне груди. 1-2 – руки вверх, прогнуть спину; 3-4 – наклониться вперед;
5-6 – выпрямиться; 7-8 – прижать палку к груди; 9-10 – и. п. 10-12 раз.
«Весы» И. п. – сидя, ноги скрестно, руки с палкой на бедрах 1-2 – руки вверх, наклон в правую сторону; 3-4 – и. п. То же в левую сторону 10-12 раз.
«Пресс» И. п. – лежа на спине, палка в руках на бедрах 1-4 – сгибая ноги в коленях, приблизить их к груди, одновременно поднять руки вперед, коснутся палкой стоп 8 раз.
«Потянись» И. п. – лежа на животе, палка впереди в вытянутых руках 1-4 -на вдох руки подтянуть к груди сведя лопатки; 5-8 – и. п. 10-12 раз.
«Приседания» И. п. – основная стойка, палка в руках в низу:1-2 присели, палка вперед ; 3-4 – встали палка в низ. 10-12 раз.
«На турнике» И. п. – основная стойка палка на лопатках 1-2 поворот в право;
3-4 поворот в лево выполнять медленно 6 раз.
3. Ходьба в спокойном темпе, на вдохе, руки через стороны вверх, на выдох вниз.
Очень важно, чтобы все эти профилактические и лечебные мероприятия стали бы системой, образом жизни ребенка, а не выполнялись бы «время от времени». Только постоянное внимание к физическому здоровью ребенка может обеспечить его гармоничное развитие и формирование правильной осанки.