Наталья Егорова
Мастер-класс «Создание условий для работы по развитию сенсорных способностей у детей младшего возраста с использованием игр»
▼ Скачать +Заказ
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Мастер-класс „Создание условий для работы по развитию сенсорных способностей у детей младшего возраста с использованием игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие детей раннего возраста будет проходить более успешно, если:
Развивающая предметно-пространственная среда группы раннего возраста оформлена так, чтобы каждый функциональный модуль способствовал развитию сенсорных способностей детей, чтобы в их окружении находились предметы и атрибуты с ярко выраженными сенсорными признаками, разные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны.
Еще одним организационно-педагогическим условием сенсорного развития детей раннего возраста является разработка комплекса дидактических игр.
Используя опыт других педагогов дошкольных учреждений, создала сенсорную зону –среду, состоящую из дидактических игр, которые обогащают восприятие детей, развивают зрительную сосредоточенность, внимание, моторику, тактильные чувства, стабилизируют эмоциональное состояние.
В процессе создания сенсорной зоны было отдано предпочтение не приобретению готовых материалов, а наглядным материалам, сделанных своими руками.
Подборка игр в группе разнообразна: на узнавание, называние и закрепление цвета, на группировку однородных и разнородных предметов по цвету, форме, величине, закрепление величины предметов, геометрических форм, сравнение предметов по цвету, форме, величине и др.
В дидактических играх заинтересовывала детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь. Работа с детьми проводилась в основном индивидуально или подгруппой, состоящей из 2-3 детей. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, развивается и познает мир.
Существуют следующие виды сенсорных ощущений : зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.
Зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира, это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделять объект среди других и запомнить его.
Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого, синего.
Игры, способствующие развитию цветового восприятия
«Собери гусеницу по цвету»
«Подбери по цвету»
«Посели горошек в свой домик:»
«Посади бабочку на цветок:»
«Подбери чашку к блюдцу:»
«Подбери по цвету пуговицу к платью»
«Подбери прищепку по цвету»
«Подбери крышку к кастрюле»
«Подбери ниточку к шарику»
«Подбери карандаш по цвету:»
«Подбери одежду по цвету» и т. д.
ФОРМА
Геометрические фигуры представляют собой сенсорные эталоны, пользуясь которыми, человек ориентируется в формах окружающего мира. Развитие сенсорных эталонов геометрических фигур осуществляется посредством их свойств, проявляющих себя внутри сказочного сюжета. Например, с Колобком (круглый, катится).
«Посели животных и фигурки в дома:»
«Подбери заплатку»
«Спрячь мышку:»
«Наклей заплатку:»
«Помоги белке подобрать жёлудь»
«Один, много:» и т. д
Упражнение «Скульптор».
Команда выбирает капитана, который будет скульптором, а все остальные участники превращаются в большой кусок пластилина. Скульптору предлагается слепить следующие фигуры: шар, куб.
ВЕЛИЧИНА
Проблема развития представлений о величине – это проблема не только развития мышления, но и восприятия. Ребенок получает представление о предметах и явлениях окружающего мира, в том числе и об их величине, прежде всего, путем их обследования в действии: ощупывают игрушку, проходят расстояние, поднимают предмет, ощущая его вес и т. д.
«Подбери животных по размеру»
«Посели рыбку в свой аквариум:»
«Подбери по размеру:»
«Посели мишку в свой домик» и т. д.
«Расставь матрёшек»
«Большой-маленький»
«Длинная- короткая», «Сложи пирамидку», «Построй башенку»
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
Слух — это одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки различного происхождения. Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. При этом развитие слуха у ребенка происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух, с другой — восприятие звуков человеческой речи, то есть формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и активно развиваются уже в младенческом возрасте. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.
Игра «Передай рисунок»
Участники становятся «цепочкой» (в затылок друг другу). Игрок, стоящий в конце «цепочки», загадывает простой предмет и подушечками пальцев «рисует» его на спине впереди стоящего участника. Тот должен угадать предмет и передать его следующему и т. п. При этом вслух нельзя произносить свои догадки. Когда предмет «дойдет» до первого в «цепочке» игрока, ведущий спрашивает его, какой предмет он получил, и сравнивает его с тем предметом, который передавался первоначально.
РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ. К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку
Игра «Определи на ощупь»
РАЗВИТИЕ ОБОНЯНИЯ И ВКУСА
Обоняние и вкус также важны для человека, но они не являются доминантными. Обоняние дарит человеку возможность насладиться приятными запахами фруктов, приправ, цветов, парфюмерии, вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов. Однако если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя и значительно обедняет ее.
Игра «Определи на вкус».
Угадывают запах кофе, чеснок, апельсин.
С помощью наших сенсорных ощущений определим все-таки что же там лежит.
- И так мы с Вами подтвердили тот факт, что у взрослых и у детей познание неизвестного проходит по одному пути : через восприятие сенсорных свойств и качеств. Наиболее полный образ объекта ребенок получает тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики.
Так давайте же играть с детьми, удивляться окружающему, радоваться каждому дню, проведенному в Детстве!