Олеся Якимова
Мастер-класс «Создание мини-музея в коробке»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс для педагогов
«Создание мини музей в коробке"
Якимова Олеся Владимировна,
старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 72»
г. Березники, Пермский край
Цель: ознакомление педагогов с созданием минимузея в коробке в практике работы детского сада.
Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, часы, бумага, ручки.
План мастер-класса:
1. Введение в проблему (5 минуты).
Публикация «Мастер-класс „Создание мини-музея в коробке“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музей в чемодане
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2019
2. Презентация педагогического опыта:
2.1. Теоретическая часть (5 минуты).
2.2. Практическая часть (15 минут).
3. Рефлексия (5 минуты).
Участники мастер-класса располагаются вокруг 4 столов, объединяясь в 4 подгруппы в случайном порядке.
Ход мероприятия:
Введение в проблему:
Добрый день, уважаемые коллеги! Музейная педагогика – одна из актуальных тем современной педагогики. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение новой парадигмы образования – в которой сам ребенок выступает как субъект детских видов деятельности, в процессе которых он познает окружающий его мир (то есть ребенок – не пассивный исполнитель, а творец, созидатель своей деятельности). (слайд: нормативно-правовая база).
Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. Изначально музейная педагогика подразумевала, прежде всего, сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. Однако в последние годы музейная педагогика в ДОУ в значительной степени изменилась и стала формой работы с детьми и родителями.
Музейная педагогика как технология системно-деятельностного подхода в образовании, создает условия для активной деятельности ребенка через погружение его в специально организованную предметно-пространственную среду. Музеи могут быть разной направленности. (Слайд: Тихеева Е. И. ) Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Елизавета Ивановна Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. Потому и зародилась идея использовать в образовательном процессе ДОУ музеи в коробке.
Презентация педагогического опыта. Теоретическая часть:
Чем же музей в коробке отличается от мини музея в детском саду? (Слайд: определение музея в коробке) (Обсуждение).
Действительно, музей и даже мини-музей это своеобразный набор разных экспозиций, коллекций. Музей в коробке - это музей одного предмета, объекта, явления, обобщающего понятия.
Это обычная коробка с несколькими отделами, в которых расположены материалы и оборудование для разных видов деятельности: например, познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной.
Функцию коробки, может выполнять и сундучок, и чемоданчик, и контейнер подходящей для хранения формы. (Слайд: плюсы музея)
Музей в коробке хорош тем, что он компактный и в тоже время мобильный, его легко можно перемещать в любое место группового помещения и даже дать возможность детям других возрастных групп познакомиться с экспонатами музея. Обычно в музеях трогать ничего нельзя. А вот в мини-музеях в коробке не только можно, но и нужно. Такой музей можно посещать систематически, исходя из организации образовательного процесса, а можно и каждый день. При этом дети имеют возможность самим менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, играть и экспериментировать с ними. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и члены его семьи.
Основная цель музея в коробке (Слайд: принципы работы в музее) создание условий для познавательной и творческой активности ребенка путём включения его в многообразную деятельность музея.
Как вы считаете, что обязательно должно быть в музее в коробке? (Ответы)
Вы думаете в верном направлении. В музее в коробке могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях. Нужно помнить, что тема еще разрабатывается, и пока нет четких, регламентированных правил работы по созданию данных музеев, поэтому содержание музея в коробке ограниченно только фантазией, и возможностями ее авторов.
Но есть обязательный перечень того, что необходимо поместить в музей коробку обязательно (слайд перечень оборудования):
- это конспект ООД/совместной деятельности (или цикл конспектов). Все содержимое музея будет формироваться исходя из практических и образовательных задач конспекта. Чем практическая задача отличается от образовательной? (Ответы) (Слайд содержание коробки);
- перечень содержимого музея, включая перечень экспонатов музея с их описанием;
- сами экспонаты;
- весь сопутствующий материал для изучения темы музея (игры, пособия, материал для художественной деятельности, экспериментирования, аудио и видео записи и т. д.);
- правила поведения при использовании музея в коробке, а также отдельных его объектов. (Например: «В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками; рассмотренные экспонаты нужно положить на место, экспонаты нельзя ломать, можно и даже нужно задавать вопросы и т. д.);
Также специфической чертой мини – музея является его игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что – то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей, т. е. ребенок имеет возможность проявлять активное поведение по отношению к экспонатам, может использовать любое пространство группы для оперирования с таким музеем. Главное – не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. Как вы помните из детской психологии у ребенка практический склад ума. Чтобы лучше усвоить информацию, ему лучше не просто посмотреть и послушать о новом предмете, но и оперировать, поиграть с ним.
Конечно, включение музея в образовательный процесс – дело не такое простое. «Как создать мини музей?», «Где взять экспонаты для экспозиции?», «Как увлечь детей и родителей этой деятельностью, что бы она была интересна всем участникам воспитательного процесса?» Ответы на эти вопросы предполагают большую работу со стороны всех участников образовательного процесса: детей, их родителей, воспитателя.
Важная особенность музеев в коробке – совместное участие в их создании всех участников образовательных отношений, и поэтому он может стать и отдельным проектом детей, родителей и воспитателей. Организацию такого элемента развивающей среды я разбиваю на несколько этапов: подготовительный, практический, обобщающий.
Главная цель подготовительного этапа — выбор темы музея в коробке и определение путей его создания. Как вы считаете исходя из чего выбирается тема мини музея в коробке? (Ответы) Действительно есть несколько путей выбора темы путей (Слайд: подготовительный этап):
-тема планируется с учетом ООП;
-тему определяют дети и родители и обсуждают с воспитателями;
-тема определяется спонтанно по инициативе детей.
Своеобразный девиз, которым можно пользоваться при организации работы в таком музее «Вижу, слышу, действую». (Слайд: практический этап) Поэтому, создавая мини-музей на практическом этапе, нужно продумать, что будет делать ребёнок в данном музейном пространстве. Чтобы дети загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия или что-нибудь сделать своими руками, необходимо организовать их деятельность. Так как ведущей деятельностью дошкольника является игра, то, организуя мини-музей в коробке, нужно предоставить детям возможность играть. Содержание и виды игр обычно зависят от тематики мини-музея. Это могут быть сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, игры с использованием ИКТ и др. Беседы-пятиминутки об экспонатах музея, чтение познавательной и детской художественной литературы, изобразительная и познавательно-исследовательская деятельность, рассматривание и обсуждение наглядно-дидактических пособий, слушание аудиозаписей, просмотр мультфильмов, виртуальные экскурсии. В вечернее время можно поместить музей в раздевалке, где каждый ребенок имеет возможность познакомить своих родителей с экспонатами выставки, рассказать о наиболее понравившихся предметах, вместе выполнить задание
После завершения создания музея в коробке начинается обобщающий/заключительный этап. (Слайд: заключительный этап): Но на этом этапе возможны различные изменения в мини-музее: пополнение или замена экспонатов, изменение в оформлении. А так же на данном этапе возможна презентация данного музея детям других групп, родителям и т. д.
Презентация педагогического опыта. Практическая часть:
Девиз музея «Вижу, слышу, действую». В ходе первой части вы увидели и услышали т. е. немного познакомились с мини музеем в коробке. Теперь давайте подействуем. Мы не дети, поэтому деятельность наша будет носить аналитико-творческий характер. Сейчас мы с вами попробуем создать проект такого музея в коробке, придумав план-конспект ООД по теме.
Как вы думаете, какую тему мы определили, исходя из предложенного слайда (слайд карта пермского края?
Предлагаю объединиться в 4 подгруппы и поработать с конспектами ООД на тему «Пермь»
(каждая группа разрабатывает свой конспект с использованием музея в коробке «Пермь»). Время на работу – 10 минут (песочные часы – визуальное напоминание участникам о времени). Если у вас есть вопросы, с удовольствием на них отвечу. Если вопросов нет, приступайте к работе (участники разрабатывают конспект, ведущий им помогает по мере необходимости)
Рефлексия, подведение итогов
Время вышло, коллеги, и пора представить результат вашей работы.
Я приглашаю группы представить свои конспекты, а затем ответить на вопросы. Как мотивировать детей на создание и дальнейшее использование музея в коробке? Какие вопросы можно обсудить с детьми? Как эти знания применяются на практике? Что дает создание мини музеев в коробке ребенку/родителю/педагогу?
(Обсуждение).
Наш семинар подошел к концу. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о мастер-классе. Насколько его тема актуальна для вас? Будете ли вы внедрять музеи в коробках в образовательный процесс вашей группы? (Обсуждение)
Спасибо, за плодотворную работу