Татьяна Репина
Мастер-класс «Составление описательных рассказов с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад «Родничок», филиал МАОУ «Новозаимская СОШ»
Мастер-класс
«Составление описательных рассказов с детьми старшего дошкольного возраста»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рады видеть вас на мастер-классе «Составление описательных рассказов с детьми старшего дошкольного возраста»
Публикация «Мастер-класс „Составление описательных рассказов с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применяя все речевые и познавательные возможности, способствующие их совершенствованию.
Выделяют две формы связного высказывания: диалог и монолог. Сегодня мы с вами остановимся на монологической форме.
В соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования монологической речи детей начинаем уделять особое внимание с пятого года жизни (т. е. со средней группы). Но подготовка к этому ведётся уже на втором году в процессе чтения и разучивания с детьми потешек. С 4 лет детям доступны такие виды монолога, как описание и повествование, а на седьмом году жизни, т. е. в старшем дошкольном возрасте - и короткие (в одно-два предложение) рассуждения.
Одним из средств обучения связной монологической речи является рассказывание детей.
В детском саду мы учим детей рассказывать о событиях из их собственной жизни; описывать вещи, растения, животных, или заменяющие их игрушки; рассказывать об изображении на картинках, статичных и подвижных (серии картинок на один сюжет, диафильмы, диапозитивы, кинофильмы.
Сегодня подробно остановимся на одной из форм работы: составления рассказов по картине.
М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине :
1. составление описательного рассказа по предметной картине;
2. составление описательного рассказа по сюжетной картине;
3. придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
4. составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;
5. составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам.
В это время воспитатель уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.
В ходе деятельности педагог применяет различные методические приемы, учитывая при этом на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года). Если, например, занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий —он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.
В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию мы продолжаем широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.
В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе, смотреть картинки и составлять коллективные рассказы.
Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета. Сегодня мы будем работать с картиной «Весна в огороде».
1. На подготовительном этапе, когда идет рассматривание картины, педагог ориентирует детей на то, чем заняты люди, на выделение не только главного, но и деталей. На примере описания какой-то одной сцены воспитатель может показать, с какой обстоятельностью следует говорить и о других сюжетных моментах. Например, он предлагает внимательно рассмотреть мальчика, устанавливающего дуги на грядку. Дети всматриваются в лицо, его позу, на то, как крепко его руки сжимают дугу и отмечают, что он с силой погружают ее в землю.
«А что делают девочки?» — спрашивает педагог. Дети описывают труд девочек : одна сажает рассаду во вскопанную грядку, а вторая поливает рассаду, чтоб она не повяла. Девочка, которая садит, присела на корточки, так как ей так удобнее. А девочка, которая поливает, стоит, слегка наклонившись и держится за лейку двумя руками. Лейка полная воды и тяжелая.
Затем педагог переключает внимание дошкольников на другие части картины:
На грядку за детьми, накрытую материалом, как она выглядит, зачем ее накрывают;
На трактора, которые работают в поле, пашут землю, боронят ее, подготавливают почву для посева семян. В ходе беседы дети накапливают материал для своих рассказов, усваивают точные и выразительные слова, словосочетания.
Для активизации детского воображения педагог может задать следующий вопрос: «Если подойти поближе к месту, где происходит действие, что можно услышать?» В результате в ответах детей, изображенные события будут связаны с их звуковыми впечатлениями: слышно, как девочки между собой разговаривают; слышно, как бежит вода из лейки, шум тракторов, возможно, слышно, как поют птицы, и т. п.
Необходимо также обратить внимание ребят на изображение весеннего дня, зеленой травы, деревьев с распустившимися почками и молодыми листочками, голубого неба, чтобы они могли включить эти наблюдения в свои рассказы.
Если в ходе беседы дошкольники допускают ту или иную речевую ошибку, воспитатель дает образец правильного употребления слова, построения фразы и т. п.
2. Переход от рассматривания картины к составлению рассказов — важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа. «Прежде, чем начнем составлять рассказ по картине, необходимо дать тему, в которой будет отражаться главная мысль. Как назовем свой рассказ?»
«Начнем составлять рассказ по картине о весенних работах в огороде. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вышли на огород для работы, затем рассказать о детях, которые заняты работой, о готовой грядке на заднем плане, о тракторах, работающих в поле за забором». По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала.
Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчика, подсказывает нужное слово, подбадривает и т. д.).
Делая вывод, важно отметить, что детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.
Картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях. В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, а также придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного.
Качество детских рассказов напрямую зависит от подготовительной работы.
На этом мы заканчиваем матер-класс. Успехов в работе!
Подготовила: воспитатель Репина Т. В.